4.2. Цели в управлении

Важнейшая предпосылка успешного применения почти всех приемов и методов управления заключается в определении и понимании целей. Кто хочет достичь цели, должен ее знать. Эта фраза звучит банально. Но, между прочим, этот принцип нарушается сплошь и рядом. Без преувеличения можно сказать, что ежегодный ущерб, который при этом наносится, измеряется миллиардами гривень.
Советники и консультанты разных уровней, которых приглашают предприятия, остались бы без работы, если бы их основные подразделения самого цехов знали четко и недвусмысленно, чего они пытаются достичь. Искусство выбора и формулирования целей, управление процессом их реализации присущи действительно успешному керивнику.
Марк Твен шутил: "Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда". Неможтиво пытаться управлять людьми, если и руководителям и подчиненным цели совершенно непонятны. Управлять - значит побуждать других к достижению конкретной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным. Весь процесс управления базируется на нахождении и постановке цилей.
Что же такое цель? Цель - это желаемый идеал, то целое, что мы желаем получить. Выбор цели - чисто человеческая, творческая справа.
Часто мы избегаем четких формулировок целей и пытаемся ограничиться указаниями общего направления: "Нужно приложить все усилия к тому, чтобы максимально сократить затраты" или "Качество нашей работы необходимо повысить". Степень реализации заявленной таким образом цели невозможно оценить. Такое определение цели, как правило, не мобилизует, а расхолаживает. Формулировка цели должно содержать количественные показатели, а также указания на временной период, в течение которого эта цель может быть досягнута.
Например, молодая девушка решила улучшить свои знания английского языка в этом году. В конце года она достигла своей цели: два или игры раза она заглядывала в свою старую английскую книгу. Что-то при этом она выучила. Разве ее цель подразумевала что-то другое?
Молодой человек решил каждую неделю изучать 50 английских слов и отрабатывать занятия из учебника. До конца года он знал, что не выучил четыре занятия, кроме того он уменьшил недельную норму до ЗО слов. И, несмотря на это, его словарный запас увеличился более на 1300 слив.
В последнем примере молодой человек бессознательно использовал одно из правил постановки цилей.
Краткосрочные цели более, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации. Тому, кто хочет достичь поставленной цели в течение года, кажется, что у него еще очень много времени. Он постоянно откладывает начало выполнения задания. Всегда найдется что-то более терминове.
Годовые цели необходимо разрабатывать хотя бы в виде квартальных. Контроль следует осуществлять по промежуточными целями. Только в этом случае можно распоряжаться своим временем для корректировки работы, которая была бы более эффективной, если бы осуществлялась щомисячно.
Всегда и везде необходимы целевые установки? Нет, это было бы большой ошибкой. Кто берется за все, зачастую ничего не достигает. Важно сконцентрироваться, но всерьез, на немногих завданнях.
В выборе этих задач вновь возможны два пути, две стратегии.
Стратегия ликвидации узких мест базируется на выявлении основного узкого места, после ликвидации которого все процессы протекают полнокровнее. Стратегия неупущених шансов позволяет выбрать и использовать наиболее благоприятную из возможностей, которые е.
Есть ли потребность в нашей продукции? Какая продукция, в какой экономической форме пользуется спросом? Ответить на эти вопросы жизненно важно для любого предприятия. Кто производит не на рынок, а на склад (что, Кстати, очень долго происходило у нас), прогорает, если не получает искусственной поддержки. И каким образом, первая и высшая цель оудь любого предприятия - удовлетворение потребностей ринку.
Предприятие должно нуждаться в продукции, производимой его структурными пидроздилами.
Каждому руководителю нужно выявить в пределах своего подразделения том узкое место, которое в наибольшей степени тормозит производство, понять, как его преодолеть и сформулировать соответствующую цель. Каждый должен спросить себя, какие возникают трудности на его рабочем месте. Это может быть взрывной темперамент, снижение работоспособности в стрессовой ситуации, неуверенность при ведении телефонных переговоров, просто неряшливость и беспорядок на рабочем месте (столе). Можно задать себе вопрос, чем конкретно вызван успех или неудача в профессиональном росте? Для управляющего последнее может быть вызвано, например, неумением эффективно использовать диктофон. В этом случае он может поставить перед собой цель: каждый день в течение квартала 20 минут уделять работе с диктофоном.
Другой может использовать стратегию неупущених шансов, если заблаговременно сумеет распознать, например, в новом законе новые условия работы. Хорошо изучив текст закона и получив консультации у специалистов, он сам может превратиться в признанного на предприятии квалифицированного експерта.
Цель - постоянное полипшення.
Поэтому менеджмент строго контролирует цели и уже достигнутый уровень производства. Каждое предприятие, каждая организация достигли конкретного уровня производства: объем, оборот, прибыль, количество занятых работников, услуги и т.д.. Каждая организация должна заботиться о том, чтобы не потерять свои завоевания. Поэтому она контролирует уровень производительности и качество труда своих спивробитникив.
Цели должны быть глубоко продуманы. Это может означать, например, что определенному предприятию следует не наращивать объем производства, а заняться качеством продукции и не производить, например, больше машин, а улучшить обслуживание уже выпущенных моделей.
Добрый управляющий должен добиваться того, чтобы его сотрудники считали определенную цель своей. Тогда они смогут помочь в ее здийсненни.
Искусство постановки - это искусство управления. Без цели нет контроля за ходом и результатом процесса. Без цели оценка трудовой деятельности сотрудников имеет шаткую основу. Без целей затухает творчество и правит бюрократия. Необходимо запомнить: первая цель - это определение цилей.
Виды целей и их характеристика
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - определяется как ее миссия. Цель разрабатывается для осуществления этой миссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных ривнях.
Общефирменная цель формируется и определяется на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы сделать существенный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:
1. Конкретность и измеримость цели. Выражая свою цель в конкретных измерительных формах, руководство создает базу отсчета для последующих решений и оценки хода роботи.
2. Ориентация цели во времени. Конкретный горизонт прогнозирования - это вторая характеристика эффективности цели. Следует четко определить не только то, что организация хочет осуществить, но также и сроки достижения результа та. Цели устанавливают на длинные и короткие промежутки времени. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно пять рокив.
Среднесрочная цель имеет горизонт планирования от одного до пяти рокив.
Краткосрочные цели, в большинстве случаев - это один из планов организации, который следует осуществить за рик.
3. Реальность цели. Цель должна быть такой, чтобы ее можно было до достичь, и она должна служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации из-за недостатка ресурсов или через внешние факторы, может привести к катастрофи.
Если цели недостижимы, стремление рабочих преуспеть будет блокировано, и их мотивация ослабне.
4. Каждая цель должна поддерживать друг друга, т.е. действия и решения,
необходимые для достижения одной цели, не должны быть препятствием в достижении иншои.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и будет стимулировать их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
4.1. миссия организации 4.3. Определение цели в само менеджменте