5.2. Общие характеристики организаций
Все сложные организации имеют общие характеристики. Эти черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией необходимо керувати.Ресурсы. В общих чертах цель любой организации вмещает превращение ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
Например, организация "Мак Дональд" (производство и обслуживание).
Материалы - мясо, картофель, булочки, папир.
Технология - механизированное приготовление еды (кухонное оборудование).
Люди - управляющие ресторанами, бухгалтеры, мясники, продавцы на роздачи.
Информация - отчетность по реализации, учет на складах, отчет относительно затрат на приобретение продуктов для изготовления продукции.
Этот пример показывает взаимосвязь между целями и ресурсами.
2. Зависимость от внешней среды. Одной из важнейших характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна из организаций не может быть "островком в себе". Организации полностью зависимы от окружающего мира, от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и относительно потребителей, пользователей их результатов, которых они пытаются досягти.
Термин "внешняя среда" учитывает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Большое значение имеет тот факт, что хотя организация и зависит полностью от внешней среды, середовиши это, как правило, находится за пределами влияния менеджеров. Лучшие руководители в компании "IBM" ничего не могут сделать, чтобы удержать маленькую японскую компанию от выхода на рынок с новой интегральной схемой, которая делает некоторые виды продукции "IBM" застарилими.
С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды. Чтобы добиться успеха, фирмам приходится конкурировать на иностранных рынках и противостоять конкуренции иностранных компаний у себя на батькивщини.
Горизонтальное разделение труда. Наиболее наглядной характеристикой организации является разделение труда. Если два человека работают для достижения одной цели, они должны делить работу между собой. Распределение всей работы на составляющие называют горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же количество людей работало самостоятельно. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Это основные виды деятельности, которые должны быть успешно осуществлены, чтобы фирма добилась поставленных цилей.
Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и достигают конкретной специфической цели. Такие подразделения часто называются отделами или службами, хотя существуют и другие назви.
Как и целая организация, частью якои.воны являются, подразделения - это группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, по своей сути, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет суть управлиння.
Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла достигать своей цели, задачи должны быть скоординированы средством вертикального разделения труда. Поэтому управление является сугубо важной деятельностью для организации.
5.1. понятие организации | 5.3. Внутренняя и внешняя среда организации |