5.3. Внутренняя и внешняя среда организации

Внутренняя среда организации определяется внутренними переменными, то есть ситуативными факторами внутри организации. Внутренняя среда, где работают менеджеры, заключает в себе корпоративную культуру, организационную структуру, технологию производства, все здания и сооружения, принадлежащие организации, машины и оборудование. Наиболее весомым фактором внутренней среды является корпоративная культура. Внутренняя культура должна отвечать требованиям как внешней среды, так и стратегии фирми.
Культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, разных соглашений и норм, которые разделяются всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается на фирме. Осознание культурных традиций позволяет новым членам организации правильно мыслить, чувствовать, понимать окружающих. Обычно выделяют три уровня корпоративной культуры. Самый верхний, поверхностный уровень составляют видимые объекты: манера одеваться, правила поведения, физические символы, организационные церемонии, размещения офисов. Все это можно увидеть, услышать или понять, наблюдая за поведением других членов организации.
Второй уровень - это общие ценности и убеждения, которые сознательно разделяют и культивируют члены организации. Это проявляется в их рассказах, языке, символах, которые используются. Некоторые ценности укореняются в корпоративной культуре настолько глубоко, что сотрудники просто перестают их замечать. Эти базовые, основополагающие предположения и убеждения и является сутью корпоративной культуры. Именно они руководят поведением и решениями людей на подсознательном уровне. Культура многих организаций основывается на предположении о том, что каждый индивид пытается на высоком уровне выполнять порученные ему обязанности. В таких организациях сотрудники имеют большую свободу и большую ответственность, коллеги доверяют друг другу и работают спильно.
Американские экономисты Мескон М., Альберт М. и Хедоури Ф. выделяют следующие основные внутренние переменные в любой организации, как цели, структура, задачи, технология и люди (работники) [70, с 89-95].
Цели - это конкретные конечные состояния или ожидаемый результат, которого пытается достичь группа работающих вместе. Существует значительная разновидность целей в зависимости от характера организаций.
Структура - это логические взаимоотношения уровней управления и видов работ, которые позволяют наиболее эффективно достичь целей организации.
Задача - это виды работ, которые необходимо выполнить определенным способом и в срок. Это работа с предметами труда, орудиями труда, информации и людьми.
Технологий - это средство превращения входных элементов (материалов, оборудования, сырья) в выходные (продукт, изделие). Исторически технология формировалась в процессе трех переворотов: промышленной революции, стандартизации, механизации и автоматизации с применением конвейерных сборочных систем. Британская исследовательница управления Джоан Вудворд разделила технологию на три категории:
Единичное, мелкосерийное или индивидуальное виробництво.
Массовое или крупносерийное виробництво.
Технологии непрерывного виробництва.
Согласно подходу американского социолога Джеймса Томпсона, можно выделить
Многозвенные технологии (например, составление автомобиля).
Посреднические технологии (например, банковское дело) - это посредническая технология, которая связывает вкчадникив и тех, кто берет займы в банку.
Интенсивные технологии характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг (например, монтаж кинофильма).
В Украине выделяют индивидуальные, мелкосерийные, серийные, крупносерийные, массовые и масовопоточни технологии.
Люди - самый важный ситуационный фактор организации. Его роль определяется способностями, одаренностью, потребностями, знаниями, поведением, отношением к труду, позицией, пониманием ценностей, окружением, наличием качеств лидера.
Внутренние переменные, взаимосвязаны между собой, образуют системную модель.
Внутренняя среда организации представлена функциональными сферами, которые являются общими для всех типов организации.
Кадровая функция - это обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплата, благосостояние и условия найму.
Финансы и бухгалтерский учет - это денежные аспекты бизнеса, в т.ч. управление средствами (расходы, изменение денежной массы). Бухгалтерский учет - сбор, обработка и анализ финансовых даних.
Обеспечение ресурсами - осуществление и совершенствование системы материально-технического обеспечения организации материалами, полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами.
Производственная функция - обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, календарного планирования, производства, а также контроля качества (все эти многочисленные задания входят в оперативно-производственное управление).
Функция развития продукта и процесса производства - это организация проведения исследований и развития процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация (усовершенствование организации процессов). Изучение долгосрочной динамики развития продукта, как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики фирми.
Функция развития материально-технического обеспечения производства - это развитие инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технического оснащения с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем.
Маркетинг - это особый вид деятельности по прогнозированию, осуществления, выявления и удовлетворения желаний потребителя. Выполнение этих функций для одной организации называют микромаркетингом, в целом для общества - макромаркетингом. При изучении поведения покупателей следует учитывать их социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и другие факторы. Они определяют необходимость создания продукта, проблему поиска информации о нем, оценку альтернатив, принимают решение о покупке продукта и оценивают его качество при експлуатации.
Внешняя организационная среда содержит элементы, которые находятся за пределами организации, но имеют на нее существенное влияние. Это конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия. Внешняя среда организации делят на два уровня: общая среда и среда завдань.
Общая среда - это элементы, которые имеют косвенное влияние на деятельность организации. Они помещают в себе социальные, демографические и экономические факторы, которые одинаково влияют на все организации (увеличение темпов инфляции, рост числа семей, в которых работают мужчина и женщина). Внешние факторы - это в основном неконтролируемые силы, которые влияют на решения менеджеров и их действия и, в конечном итоге, на внутреннюю структуру и процессы в организации.
Внешнее влияние на организацию можно представить как совокупность трех основных сфер: удаленного, промышленного и оперативного впливу.
Отдаленное влияние состоит из серии факторов, которые берут начало за пределами фирмы, как правило, независимые от внутренней ситуации, сложившейся в организации. До отдаленного влияния принадлежат: экологическое, экономическое, политико-правовой, социально-культурный, демографический и технологический впливи.
До производственного влияния относят: производственную структуру, соперничество между конкурентами, входные и выходные барьеры, угроза появления товаров-заменителей, влияние поставщиков и влияние споживачив.
До операционного окружения относят конкурентную позицию, образ потребителя, рынок рабочей силы, интересы посредников, отношения поставщиков и кредиторив.
Напомним, что внешняя среда организации - это силы, внешние по отношению к организации, которые влияют на ее результативнисть.
Функциональные сферы внешней среды таковы:
Социальную среду. Рост населения, развитие культуры, образования определяют характер растущего потенциального рынка; измерение потребности в количестве и качестве благ, которые потребляются (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе - мотивация для изменения производства благ и послуг.
Правовая среда. Все бизнес-организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес-организаций и решают споры, конфликты между ними и обществом в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителей тощо.
Государственное среду. Государство в экономике может играть три разные роли: невмешательство государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматичное вмешательство, т.е. согласование политических взглядов, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (рынок, регулируемый ).
Политическая среда. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут влиять на операции в сфере международного бизнесу.
Технологическая среда. Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.
Экономическую среду. Процессы производства продукции и услуг всегда находятся в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического росту.
Ресурсное середовиши. Экономисты считают, что ресурсы, которые потребляются человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсе:, которые не требуют глубокой переработки. В вы случая, если используются высокие технологии и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то можно утверждать, что ресурсы на земле ограничены. Проблемой производства является другой аспект: научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды, которые определяют продолжительность пребывания человечества на земле.
5.2. Общие характеристики организаций 5.4. Роль менеджера в управлении