1.1. Результаты приватизации и диалектика процесса трансформации собственности

Украина бесповоротно встала на путь рыночных преобразований, одним из ключевых моментов которых является реформирование собственности - приватизация. Своевременное и последовательное проведение этих преобразований позволит повысить технико-экономические показатели работы предприятий, выявить эффективного собственника, который будет способствовать развитию экономики держави.
По состоянию на начало 1997 г. в Украине реформировано свыше 48 тыс. объектов. В Реестр предприятий, приватизированных с глубиной 70 и более процентов, внесено более 5 тыс. акционерных товариств.
Балансовая стоимость основных фондов приватизированных предприятий на конец 1996 года составляла 24% стоимости основных фондов всех предприятий и организаций Украины. В приватизированном секторе было занято 2,9 млн. человек, или почти седьмая часть всех работников предприятий и организаций Украини.
Приватизированными предприятиями за 1996 год произведено 38,8% общего объема промышленной продукции. В химической и нефтехимической промышленности их доля в производстве превышает 54%, а в машиностроении - 62,6%. В пищевой промышленности и промышленности строительных материалов доля продукции этих предприятий составила более 60%, в легкой - 86,1%, в медицинской - 79,3%.
За прошлый год на приватизированных предприятиях капитальные вложения достигли 1278 млн гривен, то есть составили 12% общего объема капитальных вложений. Собственными силами приватизированных строительных организаций выполнено работ на 2765 млн гривен, или 49% общего объема подрядных робит.
Приватизированными автотранспортными предприятиями перевезено 39% грузов и 26% пасажирив.
В связи с тем, что не была принята Государственная программа приватизации на 1996 год, Президент Украины своим Указом определил основные задачи в сфере приватизации на 1996 год и организационные меры по их виконання.
В ходе реализации указанных мероприятий удалось к середине 1996 года в основном завершить массовую малой приватизации, существенно продвинуться в направлении реформирования объектов большой приватизации. Всего в течение года изменили форму собственности около 20 тыс. объектов. Объемы малой приватизации выросли по сравнению с 1995 годом в 1,3 раза, большой приватизации по количеству объектов - на 10%, а по размеру уставных фондов предприятий, предлагаемых к продаже, - в 2,5 раза. На 50% увеличилось по сравнению с 1995 годом количество включенных в процесс приватизации объектов агропромышленного комплекса. В государственный и местные бюджеты поступило 263 млн грн. из предусмотренных на год 120 млн гривень.
Время, как и в предыдущие годы, приватизация оставалась в сфере влияния различных политических и корпоративных интересов. Модели приватизации является компромиссом этих интересов и не соответствуют лучшей мировой практике. В частности, характерной чертой отечественной приватизации является неконкурентным механизм продажи имущества трудовым коллективам. С начала процесса реформирования собственности 41% объектов приватизировано путем выкупа обществами покупателей, созданные трудовыми коллективами, еще 24% - трудовыми коллективами через аренду с выкупом. Даже приватизации через акционирование предусмотренные законодательством льготы обеспечили получение трудовыми коллективами контрольных пакетов акций большинства объектов в этом секторе приватизации. По оценке специалистов сейчас более 80% приватизированных объектов контролируется их работниками. Действующая модель сертификатной приватизации, обеспечивая быстрые темпы разгосударствления, право всех граждан на бесплатное получение части государственного имущества, не в состоянии быстро повысить эффективность производства, о чем свидетельствуют результаты деятельности приватизированных предприятий в различных отраслях народного господарства.
Трудовые коллективы приватизированных предприятий, несмотря на то, что они являются собственниками имущества, заинтересованные преимущественно не в достижении долгосрочных и перспективных целей развития предприятия, а в удовлетворении своих текущих интересов. Такое управление имело следствием большую затратность производства и его инвестиционной непривлекательности. Каждое третье предприятие как государственного, так и приватизированного сектора экономики в прошлом году работало збитково.
Выработка на одного работника приватизированного промышленного предприятия был на 18% меньше, чем в целом по отрасли, а в строительстве - на 1,6% меньше, чем в целом по строительному комплексу Украины.
Доля иностранных инвесторов, которые приобрели пакеты акций на конкурсной основе, составляла менее одного процента. Только три процента объектов приватизации получили инвестиции. Коэффициент использования рабочего времени в приватизированном секторе ниже, чем в целом по народному господарству.
Сложнее всего оказались крупные узкоспециализированные предприятия, которые ранее были интегрированы в общесоюзный хозяйственный комплекс.
Вместе с тем предприятия, которые были приватизированы 2 - 3 года назад и успели определиться с эффективным собственником, успешно адаптируются к рыночным отношениям, работают краще.
Проведенный на приватизированных предприятиях анализ зависимости уровня рентабельности от доли государственной собственности в их уставных фондах показал, что на предприятиях, где доля государства ниже 50%, рентабельность выше средней по отрасли. Вместе с тем на предприятиях, где доля государственной собственности превышает 51%, рентабельность ниже среднего показателя по отрасли, или такие предприятия вообще збиткови.
Анализ работы объектов малой приватизации показывает, что эффективнее работают те из них, которые были приватизированы на конкурсной основе и преимущественно не работниками этих объектов. Однако реальный результат массовой приватизации нельзя оценивать только с позиции нынешнего экономического состояния этих пидприемств.
Положительными последствиями приватизации являются:
- Ликвидация государственной монополии во многих отраслях народного хозяйства, создание основ рыночной конкуренции:
- Переход значительной доли государственной собственности к новым владельцам при минимуме социальных конфликтов, а также создание условий (вследствие дальнейших трансакций) для концентрации этой собственности в руках более эффективных, чем государство, собственников;
- Формирование новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур.
Предприятия, которые приватизируются, стали основой корпоративного сектора экономики. Так, в процессе приватизации создано около 50 тыс. хозяйственных обществ, в том числе более 8 тыс. акционерных; заложены основы биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, сформирована широкая сеть посредников, действующих на этих рынках; начато формирование системы институциональных инвесторов, с появился широкий слой собственников: акционерами, членами других хозяйственных обществ, созданных на базе приватизированных объектов, стали почти 12 млн граждан Украини.
Подробнее некоторые итоги приватизации в Украине представлен в таблицах 1.1-1.4.
В целом условия работы предприятий практически одинаковы: и государственные, и негосударственные простаивают, имеют значительную задолженность, наблюдается текучесть кадров. Однако, опираясь на внедренную ФГИУ (Фондом государственного имущества Украины) временную статистическую отчетность, а также на основании обследования 1327 предприятий, можно констатировать отдельные позитивные тенденции на приватизированных объектах.
На основе анализа актов проверки выполнения предприятиями условий договоров купли-продажи определена эффективность работы приватизированных пидприемств.
Причины, которые позволили приватизированным предприятиям достичь существенных сдвигов:
- Создание новых видов производств - часто это переориентация с традиционных на совсем другие виды продукции;
- Привлечение инвестиций путем дополнительного выпуска акций (вторичной эмиссии)
- Проведение реструктуризации;
- Активный поиск партнеров, поставщиков, внедрение маркетинга;
- Разумный риск;
- Поиск производственных резервов, оптимальных форм организации производства и структуры управления, повышение уровня квалификации;
- Поиск и присутствие иностранного или отечественного стратегического инвестора.
Следует отметить, что структура подавляющего большинства предприятий остается ориентированной на планово-распределительную экономику, что в рыночных условиях тормозит как деятельность, так и развитие пидприемств.
Указом Президента Украины от 19 марта 1996 г. № 194/96 «О задачах и особенностях приватизации государственного имущества в 1996 году» предусмотрено целевое кредитование технического перевооружения приватизированных предприятий, создание новых рабочих мест и объектов инфраструктуры рынка за счет средств от приватизации, то есть именно так, как это определено ст. 23 Закона Украины «О приватизации государственных предприятий».
Важными проблемами приватизированных предприятий является поиск эффективного собственника имущества, а также установление деловых взаимоотношений с соответствующими министерствами, ведомствами и органами местной власти. Приватизированным предприятиям необходимы финансовая поддержка для реструктуризации производства и обновление производственных фондов, юридическая поддержка для предотвращения дискредитации со стороны властных структур, а также решение вопросов взаимодействия и взаимоотношений акционеров. При этом едва ли не наибольшее значение имеет обучение руководящих кадров и специалистов приватизированных предприятий особенностям работы в условиях рыночной экономики, искусству составления бизнес-планов, инвестиционных проектов, эффективного использования полученных кредитов, других видов финансовой допомоги.
Процессы перераспределения собственности естественные для рыночной экономики, если они происходят в строго очерченном и стабильном правовом поле. Важную роль при этом играет государство, которое не только законодательно регулирует взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности в случае слияния и разделения компаний, купли-продажи их имущества, но и сама нередко выступает как продавец и покупець.
Очевидно, что в перспективе контрольные пакеты акций предприятий, сформированные в процессе приватизации государственного имущества, изменят своих владельцев. Однако за бесконтрольности этих процессов их социально-экономические последствия могут быть очень тяжелыми. Важно не только не допустить спирали банкротств приватизированных предприятий, но и создать условия для максимальной реализации их потенциалу.
На современном этапе некоторые специалисты высказывают мнение о возможности обратного реформирования собственности. Так, если приватизация предприятия не обеспечила создание условий для привлечения инвестиций, модернизации производства и в конце концов повышение экономической эффективности, уместно искать выхода в деприватизации такого предприятия. Понятно, деприватизация не должна противоречить основам законодательства, регулирующего процессы приватизации государственных пидприемств.
Деприватизация может быть обусловлена также нарушений в ходе приватизации ее продекларированных принципов. Речь идет прежде всего о принципе обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации.
Можно выделить три существенных различия в указанных правах: во-первых, между работниками производственной и непроизводственной сферы, во-вторых, между трудовыми коллективами арендных и государственных предприятий, в-третьих, между работниками предприятий, приватизировались в разное час.
Так, каждому работнику производственной сферы при приватизации имущества предприятия, на котором он работает, в соответствии с ч. первой ст. 25 Закона Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» предоставлено право на первоочередное приобретение акций по их номинальной стоимости на сумму и за счет приватизационного имущественного сертификата, а также за собственные средства еще на половину суммы данного сертификата. Эта льгота распространяется и на бывших работников предприятия, которое приватизируется. Тем же, кто работает или работал в системе образования и здравоохранения, органах государственного управления, профессиональным военнослужащим, студентам и вообще учащимся, акции приватизируемых, доступны только по рыночным цинами.
Результаты расчетов стоимости имущества на многих арендных предприятиях свидетельствуют, что за годы аренды организации арендаторов не только не приобрели активов, но даже допустили реальное уменьшение их стоимости с учетом индексов инфляции, то есть они должны оплатить имущество, которое приватизируется, большую сумму, чем в аналогичной ситуации на государственном пидприемстви.
Итак, для процесса деприватизации, контролируемой государством, есть веские причины. Если новые владельцы довели предприятие до банкротства, то в такой ситуации вышеупомянутое имущество на законных основаниях должен быть возвращен в государственную собственность. По мере развертывания приватизационных процессов следует переносить центр тяжести деятельности ФГИУ на финансовый анализ результатов хозяйствования приватизированных предприятий, исследования социального эффекта реформирования государственной собственности и реализацию соответствующих мер экономического регулювання.
Деприватизация вышеназванных предприятий необходима с точки зрения общенациональных интересов, и тогда, когда оценка стоимости имущества объекта приватизации проводилась по методикам, действующим в 1992-1994 годах, и приватизация осуществлялась способами, не предусматривали конкуренции покупателей. Кроме того, в большинстве случаев принятие такого решения отвечает и интересам новых владельцев, поскольку в случае дальнейшего ухудшения финансового состояния предприятия и его банкротства выкуп вышеуказанного имущества будет осуществляться государством в бесспорном порядке без учета темпов инфляции. Возможно и возбуждения уголовного дела по факту преднамеренного банкротства.
ГЛАВА I. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ 1.2. Оценка инвестиционной активности на макроуровне