1.2. Оценка инвестиционной активности на макроуровне

Одна из главных задач реформирования национальной экономики заключается в активизации инвестиционной деятельности и в разработке нового ее экономического механизма, который отвечал бы требованиям преодоления кризиса и оздоровления экономики, либерализации работы предприятий в рыночной среде. Четыре года, прошедшие с начала реформ, дают достаточный материал для оценки их результатов и тех теоретических концепций, которые были положены в основу реформ в инвестиционной сфери.
Ситуация в инвестиционной сфере характеризуется замедлением темпов спада общих объемов капитальных вложений в 1996 году по сравнению с предыдущим годом (в 1,42 раза), значительным уменьшением роста цен в строительстве (в 3,8 раза), увеличением объемов иностранных инвестиций в украинскую экономику. Происходят положительные сдвиги в структуре капитальных вложений, удельный вес средств, направленных на развитие производственного потенциала, возросла с 59% в 1995 году до 63% в прошлом роци.
Рыночный механизм в инвестиционной сфере предполагалось сформировать разгосударствлением собственности (приватизации предприятий) и уменьшением расходов государственного бюджета, которые в дореформенный период были основными источниками финансирования КВ, на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий и обороны. Но инвестиционный эффект приватизации, несмотря на значительное расширение ее масштабов, оказался минимальним.
Среди основных факторов, ныне негативно влияют на инвестиционную активность в Украине, следует отметить:
- Нестабильность законодательства;
- Наличие значительного количества запрещенных к приватизации объектов;
- Отсутствие права частной собственности на землю;
- Слабое функционирования вторичного рынка ценных бумаг;
- Неразвитость механизмов профилактики и снижения уровня риска за счет принятой в цивилизованном мире системы взаимной защиты, гарантий и страхования инвестиций (в том числе с привлечением государственных инвестиций)
- Практическое отсутствие стимулирования со стороны государства финансово-кредитных учреждений чисто инвестиционной направленности, льготных ставок при налогообложении инвестиционных активов, резервирования и рефинансування.
Состояние инвестиционной сферы характеризуется постоянным недоиспользованием созданного производственного потенциала. Загрузка производственных мощностей, по имеющимся экспертным оценкам, в среднем по промышленности 45-50%, то есть уменьшилось по сравнению с дореформенное периодом в 2 рази.
Сокращение объемов производства товаров и услуг не сопровождается соответствующим выводом из эксплуатации устаревших и неэффективных основных фондов, оставшихся на балансах предприятий. Предприятия не выводят из эксплуатации морально и физически устаревший основной капитал из-за недостатка финансовых средств для инвестирования замены мощностей, выбывающих а также предусматривая возможность использования этой техники улучшения рыночной конъюнктуры (увеличение спроса на производимую продукцию).
В 1996 году общий объем капитальных вложений в развитие экономики (с учетом затрат бюджета на финансирование Чернобыльской строительной программы) составил 10,5 млрд гривен и уменьшился в сопоставимых ценах на 20,1% против 1995 года, в том числе в производственную сферу (строительство, реконструкция и техническое перевооружение производственных объектов) - на 12,7%, в непроизводственную сферу (строительство объектов социального назначения) - на 30,1% (табл. 1.5).
Уменьшение объемов капитальных вложений в производственную сферу (87,3% к уровню 1995 года) обусловлено, прежде всего, сокращением общего объема капитальных вложений (в 1996 году каждое третье предприятие работало убыточно, в 1995 году каждое пятое), а также уменьшением капитальных вложений , финансируемых из бюджета (на 44% против 1995 года).
Следует отметить, что этот процесс сопровождается макроэкономическими структурными сдвигами на уровне отраслей промышленности. Наибольший спад объемов капитальных вложений в общем их объеме имеет место в перерабатывающих отраслях промышленности, продукция которых ориентирована на конечный спрос, а меньший - в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также экспортоспособной галузей.
Ограниченные бюджетные финансовые ресурсы не позволяют на современном этапе реформирования экономики обеспечить структурные изменения в отраслях народного хозяйства и строительство жилья для обеспечения потребностей населення.
Осуществляя децентрализации управления экономикой, расширяя полномочия регионов, государство в значительной мере снимает с себя функции обеспечения инвестициями и передает их субъектам господарювання.
Концепция регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 г., определяет принципы регулирования инвестиционной деятельности с учетом реальной экономической ситуации, перспектив привлечения инвестиций и их использования. Целью внедрения Концепции в условиях рыночной трансформации экономики является создание конкурентной среды, реализация программы структурной перестройки экономики Украины, определение приоритетной направленности инвестиций (рис. 1.1).
Государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться преимущественно для развития приоритетных направлений в экономике, ежегодно уточняться с учетом конкретных задач и возможностей бюджету.
В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности (рис. 1.2) будет положены следующие принципы:
- Последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
- Увеличение доли внутренних (собственных) средств субъектов хозяйствования в финансировании инвестиционных проектов
- Перенос центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования в производственной сфере на кредитование;
- Выделение бюджетных средств преимущественно для реализации государственных приоритетов, программ (проектов), направленных на осуществление структурной перестройки экономики, по адресным принципу;
- Финансирование объектов, строительство которых начинается за счет бюджетных средств, как правило, на конкурсной основе;
- Предпочтение ранее начатому строительству, техническому переоснащению и реконструкции действующих предприятий;
- Осуществление соответствующими государственными органами контроля за целевым использованием централизованных инвестиций;
- Расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;
- Совершенствование нормативной и правовой базы с целью увеличения объемов привлечения инвестиций;
- Внедрение системы страхования инвестиций.
Реализация инвестиционной политики осуществляться по различным направлениям, а именно:
- Направление средств государственного бюджета на финансирование капитального строительства непосредственно органам государственного управления, в том числе на производственное строительство - только в случае исчерпания других источников финансирования;
- Проведение налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования;
- Создание условий для формирования обоснованных договорных цен в строительстве и усиления государственного контроля за их внедрением;
- Содействие развитию конкуренции на инвестиционном рынке
- Содействие развитию и защиты внутреннего инвестиционного рынка в рамках действующих законодательных и нормативных актов, международных договоров и соглашений;
- Создание Украинского государственного банка реконструкции и развития с целью решения проблемы долго-и среднесрочного финансирования и кредитования инвестиционных проектов приоритетного значення.
Из Концепции должны выходить государственные фонды управления при формировании ежегодных государственных программ экономического и социального развития Украины и разработки нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности.
1.1. Результаты приватизации и диалектика процесса трансформации собственности 1.3. Особенности инвестиционной деятельности предприятий в конкурентной среде