1.3. Особенности инвестиционной деятельности предприятий в конкурентной среде

Эффективная деятельность компаний и фирм в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере определяются уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. В условиях перехода к рынку инвестиционная деятельность зависит прежде всего от возможностей финансирования капитальных вкладень.
Предприниматели в Украине, как и в большинстве стран с переходной экономикой, испытывают дефицит капитала, прогрессивных технологий, развитого менеджмента, а бремя кредиторской задолженности не позволяет надеяться на получение новых кредитов, необходимых для проведения технического перевооружения производства и т.п.. В этой ситуации цели и стратегия управления государственным имуществом должны быть тесно связаны со стратегией развития предприятий в постприватизационный период резервированием за государством пакетов акций предприятий для продажи (за денежные средства или другие средства платежа) на последующих этапах после завершения массовой приватизации и для продажи стратегическим инвесторам (в том числе иностранным) под инвестиционные обязательства.
Наиболее узким местом для только приватизированных предприятий является реструктуризация. Эта проблема должна решаться во многих случаях (применение схем массовой приватизации, выкуп трудовым коллективом, резервирования слишком большого пакета акций за государством) новыми владельцами, однако им не хватает умения разработать план реструктуризации и найти кошти.
Вследствие потери традиционных связей с отраслевыми министерствами менеджмент приватизированных предприятий получил самостоятельность, но, по-прежнему тяготеет к определенной финансовой поддержки и гарантий со стороны держави.
Как показывают исследования Департамента экономического анализа и послеприватизационной поддержки предприятий ФГИУ, не существует таких проблем на тех предприятиях, где контрольный пакет акций с самого начала приватизации перешел к новому эффективного совладельца, который имеет возможность и желание инвестировать производство. Так, сегодня можно критиковать сертификатную приватизацию за то, что она приводит к чрезмерному распылению собственности, затрудняет доступ эффективного собственника в приватизированных предприятий. Однако в условиях сертификатной приватизации государство лишается крайней мере части предприятий-банкротов, которые не купили бы за деньги. В наших условиях именно сертификатная приватизация «запустила» процесс разгосударствления в обществе, где денежные сбережения населения поглотила инфляция, а политическая нестабильность отпугивает не только иностранного, но и отечественного инвестора, что, конечно же, не могло дать положительных наслидкив.
С другой стороны, предприятия, участвующие в сертификатной приватизации, не получают инвестиций. Вместо реальных владельцев объектов приватизации появляется множество мелких акционеров, что, как правило, не влияют ни на управление предприятиями, ни на выработку стратегии их розвитку.
Результаты анализа приватизации за границей свидетельствуют, что ни постсоциалистическая страна не решила проблемы сколько-нибудь ощутимого пополнения бюджета за счет приватизации. Более того, практика показала, что в результате приватизации не только не пополняется бюджет, но и требуются значительные затраты на ее проведение. В Германии, например, общие расходы на приватизацию составляли около 600 млрд марок.
Главная трудность состоит в том, что в Украине, как и в других постсоциалистических странах, основные фонды были ориентированы на перекошенную расходную экономику, к тому же они в значительной степени устарели и не соответствовали новой кооперации труда. Поэтому часть фондов целесообразно продавать только после выделения из организационных структур государственных и за более низкую цину.
Нельзя забывать и того, что предприятия, которые продаются, имеют разные обязательства и огромные долги, отвечать по которым и платить которые должны новые власники.
Сложность нашей приватизации, как и приватизации многих других постсоциалистических стран, в том, что значительная часть основных фондов не может быть приспособлена к новым экономическим условиям и должна быть ликвидирована (полностью или частично). Продавая объекты приватизации с таким имуществом да еще и с долгами, нужно быть большим оптимистом, чтобы надеяться реализовать их за высокую цину.
Но сложность проблемы заключается не только и не столько в дешевой распродаже имущества. Продавая объекты покупателям, у которых нет средств для инвестиций и часто не найдут их в других инвесторов, мы обрекаем часть таких объектов на банкротство в постприватизационный период.
Приватизация в глубинном смысле для Украины - это, кроме всего прочего, лучше или хуже управляемый процесс продажи (передачи) и ликвидации пока не совсем выявленной и определенной, но значительной части государственных основных фондов (активов). Государство, продав их, перестанет выделять субсидии на реанимацию, переведя тем самым бремя на плечи другого власника.
Аналитическая оценка результатов процессов реформирования за прошедший период позволяет сделать определенные выводы относительно перспектив развития реформ в Украине:
- Во-первых, опыт показывает, что приватизация требует длительного времени, кроме того, оказалось, что приватизация не является единственным средством предотвращения неэффективного функционированию предприятий и не решает автоматически сложных проблем оздоровления национальной экономики;
- Во-вторых, вследствие несовпадения концепций экономических преобразований и приватизации, имеет место предприватизационная агония, которая проявляется прежде всего в том, что предприятия фактически не осуществляют предпринимательской деятельности, инвестирований в производство, не ищут новых партнеров для кооперации и работают только над решением краткосрочных задач;
- В-третьих, имеют место различные нарушения при проведении приватизации (например, управленцы сами хотят приватизировать предприятие и поэтому стремятся довести предприятие до грани банкротства, чтобы потом в процессе приватизации дешево его приобрести) смена собственника имущества во многих случаях сопровождается нарушением законов, кражами т.п.;
- В-четвертых, вероятна ситуация, когда общество станет свидетелем так называемого постприватизационного шока, который проявляется в низкой эффективности использования факторов производства после завершения приватизации пидприемств.
Учитывая недостатки, связанные с приватизацией, экономисты пришли к выводу, что в ходе этого процесса необходимо решить в основном пять взаимосвязанных задач:
- Определить, какие предприятия (прежде всего по стратегическим причинам) остаются полностью или частично в государственной собственности;
- Найти подходы к решению проблемы предприватизационной агонии и предупредить опасность возникновения постприватизационного шока;
- Рационализировать процесс преобразования государственной собственности в частную комбинированием различных методов приватизации, созданием условий для эффективного парламентского и общественного контроля и регулярного информирования о ходе приватизации;
- Способствовать формированию экономических условий для возникновения и развития малых и средних предприятий на базе частного капитала;
- Создать такие условия для предпринимательской деятельности, которые помогут предприятиям адаптироваться к рынку и способствовать перестройке национальной економики.
Сегодня невозможно не учитывать проблемы сохранения государственной собственности, особенно в тех случаях, когда это обусловлено требованиями поддержки эффективного хозяйства. В государственной собственности, на наш взгляд, должны оставаться предприятия стратегического назначения, если при этом они смогут обеспечить большую народнохозяйственную эффективность, чем попав в частную собственность. Государство не может допустить того, что новый владелец закроет предприятие из разных - иногда спекулятивных - причин, что сделает невозможной реализацию стратегических интересов держави.
Предприватизационной агонии предприятий можно предотвратить быстрым разгосударствлением предприятий и их коммерциализацией, превращением в государственные акционерные общества, созданием системы холдингов и контроля со стороны ФГИУ, а также повышением материальной заинтересованности менеджеров и работников в результатах хозяйственной деятельности своего предприятия. При этом, как оказалось, заинтересованность в увеличении прибыли является в условиях приватизации недостаточно сильным стимулом. Нужна заинтересованность в имуществе, которая может быть реализована через имущественные договоры. Необходимо также создать предпосылки для повышения контроля со стороны соответствующих органов акционерных обществ, в том числе и с участием самих работников. Предприятия, которые приватизируются, должны переходить в руки серьезных предпринимателей - стратегических инвесторов. Для этого необходимо использовать государственный надзор за приватизированными предприятиями. Так можно снизить и опасность возникновения постприватизационного шока, который может проявиться в том, что имущество предприятия, даже если предприятие имеет большие перспективы, использоваться для личного обогащения нового владельца, который продаст это имущество, прекратит производство и покинет рынок конкуренту.
Процесс приватизации необходимо рационализировать с целью создания эффективной структуры собственности. Опасность коррупции возникает всех методов приватизации. Поэтому необходима продуманная система контроля, связана с санкциями.
Осуществляя приватизацию государственных предприятий, необходимо исходить из того, что приватизация - не единовременный акт, а длительный процесс, который требует юридических, организационных и институциональных предпосылок. Это предполагает отказ от распространенного мифа о возможности скорой приватизации, создание институциональных рамок для эффективного функционирования неприватизированных предприятий, благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Эффективное функционирование частной собственности невозможно и без принятия мер против уклонения от уплаты налогов, «отмывание» грязных денег, формирование развитой финансовой инфраструктуры, рынка ценных бумаг. Необходимо развивать и экономическое сотрудничество с другими государствами повышением конкурентоспособности конвертируемостью денежной единицы и т.д..
1.2. Оценка инвестиционной активности на макроуровне 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ ПРИВАТИЗАЦИИ