3.4. Анализ и оценка предпринимательской концепции

Предпринимательские концепции базируются на многих прогнозах, и, очевидно, что в момент их разработки достоверность этих прогнозов не может быть точно проверенной. Поэтому проверку перспективных моментов желательно проводить третий (беспристрастный) лицу. Ту часть концепции, которая касается прошлого периода деятельности, проверить проще. Надо только следить за тем, чтобы были рассмотрены все правовые и финансово-экономические аспекты, все причины кризисного состояния и факторы возможного оздоровления финансовой деятельности предприятия. Главное, чтобы в этой концепции выводы о результатах работы предприятия были логически завершенными, свободными от противоречий и отвечали правовым и производственно-экономическим методикам проведения таких анализив.
Перечень предлагаемых мер также требует тщательной проверки. Это, в свою очередь, предполагает наличие детальной характеристики целей пидприемства.
При продаже предприятий должно быть обеспечено выполнение потенциальным покупателем всех взятых обязательств (оплата согласованной покупной цены, выполнение обязанностей относительно будущего этого предприятия: сохранение рабочих мест, привлечения инвестиций, оплата по обязательствам и т.п.).
Следует также учесть заинтересованность покупателя, его квалификацию в области менеджмента, финансовой солидность и стабильность доходу.
В процессе анализа концепции проводится оценка самого инвестора, проявляет интерес к предприятию. Это касается как отдельного предпринимателя, так и компании. Прежде проверяется солидность и серьезность намерений инвестора, его платежеспособность и деловой имидж.
При проверке инвестора органы приватизации должны установить, как именно он будет действовать в конкурентной среде, какой уровень знания инвестором рынка, насколько производственная программа соответствует реальным условиям, изделия конкурентоспособны, какой объем продукции планируется изготовить ли спрос на рынке на эту продукцию.
Наиболее тщательно осуществляется проверка планов инвестиций и обоснование инвестиционной программы. Инвестор должен точно указать, в каком объеме, в какие сроки и какого вида инвестиции будут здийснени.
В Германии, например, в случае невыполнения обязательств по инвестициям, органы приватизации накладывают штраф на инвестора почти на всю сумму заявленных капитальных вложений. Такой экономический метод позволяет соответствующим образом влиять на инвестора, а то, что все с самого начала знают «правила игры», делает этот экономический регулятор очень дийовим.
Кроме определенных объемов инвестиций, анализируются данные финансового планирования, структуры баланса, состояние ликвидности инвестора и непосредственно предприятия. Тесно связано с этим процессом также планирование расходов, выручки и прибыли, проведения анализа прогнозных данных по обороту предприятия, определение уровня рентабельности продукции и капиталу.
При оценке концепции важной проблемой является определение количества рабочих мест, которые должны быть сохранены по условиям договора. С инвестором дополнительно согласовывают количество мест, которые будут ликвидированы, и сколько будет создано новых. Как правило, с инвестором договариваются о сохранении соответствующего количества рабочих мест в течение определенного срока. Одновременно определяется и количество управленческого персонала, оставаться работать на приватизированном предприятии, хотя инвестор, как правило, имеет собственную организационную и управленческую концепцию пидприемства.
Многие страны считают эту проблему столь важной, внедряющих конкретные экономические санкции в случае несоблюдения договорных условий. Так, например, в Германии при невыполнении условий договора о количестве работающих инвестор должен уплатить штраф в размере 50 - 100% годового заработка уволенных рабочих. Кроме того, анализируя возможные изменения персонала и количества рабочих мест, собственник имущества (ФГИУ) обязательно должен обращать внимание на социальные аспекты приватизации.
Иногда тщательного внимания требуют экологические вопросы. Территория многих предприятий чрезмерно загрязнена, это загрязнение будущий владелец должен ликвидировать в соответствующие договорные сроки.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в целом систему проверки и оценки концепции покупателей можно разделить на три этапа, а именно: первый - это общее впечатление от концепции, основанное на ее убедительности, обоснованности, логичности, стратегической направленности и перспективах на будущее, второй, заключающийся в углубленном проверке отдельных составляющих краткосрочных и среднесрочных планов: это касается прежде обоснование объемов производства (производственной программы), сбыта и оборота, объемов инвестирования, финансового плана, динамики персонала, включая управленцев, третий - общая оценка концепции с учетом реальности краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов.
3.3. Основные направления обоснования предпринимательской концепции 3.5. Ориентировочный план разработки основных показателей предпринимательской концепции