5.5. Модель современного менеджера
Материалы исследований и многолетняя практика показывают, что эффективность народного хозяйства лишь на треть обусловливается вложениями в материально вещественные элементы производства. Остальное зависит от человеческого фактора - интеллектуального потенциала, квалификационного уровня и способностей руководителей и специалистив.Общие требования к руководителю (менеджера) содержатся в законодательстве о труде, правилах внутреннего распорядка и других документах, а специальные требования изложены в квалификационных справочниках, служебных инструкциях и других нормативных актах. Но эти требования должны быть конкретизированы применительно к определенной должности и условий, в которых придется работать менеджеру. Профессор И.С. Завадский предлагает соответствующую модель современного менеджера, которая определяет требования к личным и деловым качествам руководителя, его знаний с учетом функций, выполняемых и решаемых [38, с 97-99].
Среди морально-психологических качеств наиболее важны высокие жизненные идеалы, честность и правдивость, справедливость и объективность, воля и мужество, развитое чувство долга и ответственности, интеллигентность и толерантность тощо.
Важной чертой для руководителя является тактичность во взаимоотношениях с вышестоящими руководителями, коллегами по работе и, что особенно важно, с подчиненными. Руководитель должен постоянно демонстрировать эмоциональную сдержанность, вежливость и безграничную терпение. Ни при каких обстоятельствах руководитель не может адекватно отреагировать на грубость подчиненных и другие бестактные дии.
У руководителя должна быть развита коммуникативная способность, которая находит свое проявление в налаживании благоприятных взаимоотношений между работающими, обеспечивающий успешную коллективную деятельность и нахождение в ней своего места каждым участником трудового процесса. Если же коммуникативные способности индивида совпадают со способностями к лидерству, то это является предпосылкой формирования успешного менеджера.
Условием эффективной деятельности руководителя хорошо развитое стратегическое мышление, умение заглянуть на много лет вперед. Постоянное копание лишь в настоящем ведет к потере перспективы, заметно обесценивает работу любого руководителя. Вести за правильным курсом предприятие в море современной экономики может руководитель, который пристально смотрит вперед, выверяя курс на изменения внешней среды, рынка, политики держави.
Поскольку служебная деятельность руководителя всегда имеет воспитательную направленность, ему должны быть присущи определенные педагогические качества: умение осуществлять обучение подчиненных, развивать у них нужны профессиональные навыки, организовать общекультурное, эстетическое и физическое воспитание молодых работников; четко и логично формулировать распоряжения, аргументировать свои погляди.Module . Успешно работающим руководителям, как правило, присущи, такие черты, как здравый смысл и определенная мудрость. Американский ученый Р. Акофф пишет, что мудрость - это способность предусматривать отдельные последствия осуществляемых операций, готовность пожертвовать немедленной выгодой ради большой выгоды в будущем. По мнению ученого, мудрость всегда обращена к будущему, но она относится к будущему не как гадалка, которая делает попытку только предсказывать его. Мудрый человек пытается управлять будущим (Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. - М.: Прогресс, 1972. - С14).
Обязательной чертой нынешнего руководителя является его гуманизм - развитое чувство справедливости, человечности, уважения к людям и их достоинству, забота о благосостоянии людей, постоянное осуществление мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности труда всех пидлеглих.
Не лишено интереса утверждения американского психоаналитика Макуби. Он пишет о возникновении нового "социального типа" руководителя, обладающий умело контролируемая агрессивность, гибкость, хладнокровие при большом напряжении, а главное - способность оценивать все в мире конкуренции и всегда быть победителем. В практике зарубежных фирм считается нормальным наличие у руководителей таких, качеств, как повышенное честолюбие, стремление реализовать свои каръеристски плани.
Следует отметить, что значение моральных качеств, репутации кандидатов на ответственную должность заметно повышается в условиях роста коррупции и развития теневой экономики в суспильстви.
Для анализа и оценки личности используется психогеометрич-ный метод, разработанный специалистом по социально-психологической подготовки менеджеров Съюзеном Деллингером (точность диагностики достигает 85%), методика оценки деятельности, основанный на применении листа опроса американского психолога Отто Липмана, метод обобщения независимых характеристик разработан К. К. Платоновым, и ин.
Современному менеджеру должна быть присуща широкая гамма деловых качеств: высокая эрудиция и профессиональная компетентность, склонность лидерства в коллективе, предпринимательства и способность эффективно действовать в условиях экономического риска, практический ум и здравый смысл, коммуникабельность, предприимчивость, инициативность и энергичность, требовательность и дисциплинированность, высокая работоспособность! воля, целеустремленность и т.д.. Деловитость прежде всего проявляется в способности находить (в рамках компетентности предоставленных полномочий и имеющихся средств) оптимальный подход к ситуациям, что возникают и самым коротким путем достигают мети.
У руководителя должны быть развитыми организационные способности, умение сплотить коллектив, мобилизовав его на выполнение принятых решений, достижения поставленных цилей.
Руководитель должен демонстрировать самостоятельность в работе и предоставлять достаточную автономность подчиненным, создавать им условия для успешного выполнения служебных обязанностей без вмешательства зверху.
[С самостоятельностью тесно связана инициативность в работе. Действительно, самостоятельность только тогда правомерна, если руководитель решает назревшие вопросы без указаний и советов сверху, не ожидает улучшение общей экономической ситуации в стране, а упорно ищет нетрадиционные способы решения проблем, постоянно виникають.
Современный менеджер должен иметь фундаментальные знания по макро-и микроэкономики, научного менеджмента, теории распорядительства и лидерства, социологии, психологии и права, информационной технологии и компьютерной техники.
Хорошая теоретическая подготовка и опыт практической работы является предпосылкой того, чтобы менеджер владел:
искусством руководства, навыками работы с людьми
политической культурой;
комплексным системным подходом к работе;
способностью генерировать идеи, трансформировать их в практическом действии;
творческим воображением, современным экономическим мышлением;
компьютерной грамотностью;
правильным стилем жизни работы, культурой общения;
иностранными языками, прежде английською.
В процессе профессиональной деятельности и постоянного самоусовершенствования менеджер развивает управленческие умения. Эффективный менеджер должен уметь:
мыслить масштабно, решать стратегические проблемы;
диагностировать организационную систему, интерпретировать ситуацию и делать правильные выводы;
оперативно принимать и реализовывать нестандартные решения;
изнашиваться с людьми и мотивировать их к высокопроизводительному труду, вести за собой возглавляемый коллектив;
рационально организовывать свой труд и труд подчиненных, обеспечивать высокую трудовую дисциплину;
объективно подбирать, оценивать, расставлять кадры;
обеспечивать самоорганизацию трудового коллектива, создавать благоприятный психологический микроклимат;
ориентироваться в людях, понимать их характеры, способности и психологическое состояние;
устанавливать деловые отношения с другими руководителями;
владеть собой в любой ситуации:
уметь вести разговор, быть красноречивым, выразительно, убедительно, аргументированно проводить переговоры, иметь чувство гумору.
Перечислены основные требования к умениям менеджера является трансформируемыми знаниями, которые воплощаются при осуществлении конкретных управленческих операций: правильно планировать работу, анализировать ситуацию, проводить совещание, издавать распоряжения и ин.
В свою очередь умения, доведенные до уровня автоматизма (частично существуют на подсознательном уровне), называются навыками. Навыки обеспечивают эффективность типичных, часто повторяющихся действий и находят свое выражение в ведении деловых переговоров с контрагентами, общении с подчиненными, пользовании компьютерной техникой и др.. Опытный руководитель отличается под начинающего именно наличием и степенью развития навичок.
На практике эффективность управленческой деятельности зависит, с одной стороны, от опыта и менеджера, а с другой - от его способностей. Известный психолог С.Л. Рубинштейн утверждал, что в процессе реализации каких-то способностей приобретаются знания, умения и навыки. Следовательно, развитые способности являются обязательной чертой современного менеджера. Способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, его потенциал, что является условием успешного выполнения заданий.
5.4. Роль менеджера в управлении | 5.6. Характеристика классификационных групп менеджеров |