4.1. Разработка инвестиционного проекта в процессе приватизации

Результаты инвестиционной политики зависят, прежде всего, не столько от размеров инвестиционных средств, сколько от того, куда они инвестуються.
Приватизация на предприятиях должна осуществляться поэтапно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать все «за» и «против». Иногда целесообразнее не продавать предприятие целиком, а лишь один или несколько его подразделений или филиалов. Частный капитал может привлекаться к участию в государственных предприятиях различными способами (например, вся новая эмиссия акций продается частным владельцам). Часть предприятий можно продать без существенной перестройки, в других необходимо осуществить значительные изменения. Когда приватизация предприятия как действующей производственной единицы невозможна или непривлекательна для частного сектора, допустимым является разделение предприятия на составные части, продажа отдельных частей предприятия или его активив.
Для обеспечения эффективности приватизации в Украине пользуются такими способами подготовки предприятий к этому процессу:
- Корпоратизация предприятий;
- Ликвидация предприятий, признанных банкротами;
- Финансовое оздоровление предприятий;
- Коммерциализация отдельных подразделений пидприемств.
Корпоратизация - это преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество, акции которого принадлежат государству, а учредитель - соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным майном.
Ликвидация предприятия, признанного банкротом, осуществляется с целью погашения государством долгов этого предприятия за счет продажи его имущества. Приватизации подлежит имущество ликвидируемого предприятия-банкрота, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и оплаты труда членов трудового коллектива этого пидприемства.
Финансовое оздоровление предприятий может осуществляться:
- Проведением финансовых мер в соответствии с Положением о порядке финансового оздоровления государственных предприятий, утвержденного Кабинетом Министров Украины;
- Принудительной изменением организационной структуры предприятия или отделением имущества, содержание которого наносит ущерб;
- Передачей государственной доли в имуществе предприятий с смешанной формой собственности в доверительное управление негосударственным юридическим лицам для улучшения финансового стану.
Коммерциализация - приобретение структурными подразделениями предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания статуса юридического лица в соответствии с действующим законодавства.
Из запланированных к приватизации объектов рентабельными приблизительно половина. Все другие требуют предварительной подготовки. Все вышеперечисленные способы подготовки предприятий к приватизации, а также собственно приватизации требуют обоснования целесообразности их использования и проведения. Во всех случаях приватизация не является самоцелью, а лишь средством для повышения эффективности хозяйствования. С этой точки зрения, приватизации любого объекта должно предшествовать тщательное изучение всех организационно-экономическим вопросам ее реализации. Обоснование приватизационного проекта осуществляется на стадии подготовки предприятия к приватизации. Возможны следующие разновидности (рис. 4.1) проектов:
- Создание ОАО (открытого акционерного общества);
- Продажа предприятия на аукционе или по конкурсу;
- Продажа государственного пакета акций;
- Ликвидация предприятия;
- Финансовое оздоровление (санация) предприятия;
- Частичная приватизация через разукрупнение, корпоратизацию, коммерциализацию предприятия;
- Выкуп предприятия тощо.
Кроме того, в ходе реализации приватизационного проекта можно перед видеть увеличение производства определенной продукции, изменении вида деятельности, реконструкцию, техническое перевооружение, что потребует дополнительных инвестиций. Особенно актуальной становится разработка инвестиционных проектов, когда речь идет о коммерческом конкурсе или выкуп предприятия стратегическим инвестором.
В связи с постепенным расширением экономической реформы и развитием процесса приватизации в стране распространяются разные формы предпринимательской деятельности. В большинстве случаев приватизация государственных предприятий сопровождается изменением организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности. Согласно действующему законодательству в Украине существуют такие организационно-правовые формы предприятий: индивидуальное предприятие, АО, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное общество, коммандитное общество, коллективное пидприемство.
Необходимые расчеты в процессе разработки и обоснования приватизационного проекта могут осуществлять все субъекты процесса приватизации - покупатели, продавцы и посредники (государство в лице ФГИУ, комиссии по приватизации, Антимонопольный комитет, инвестиционные фонды и компании, другие юридические лица).
Понятие «проект» определяет комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для достижения в течение заданного периода при условии определенного бюджета (объема финансирования) поставленных завдань.
Под инвестиционным проектом понимается пакет документов, в них определены условия реализации и содержание комплекса взаимосвязанных мероприятий для достижения определенных целей, причем одним из обязательных условий является получение прибыли или социального эффекта от инвестиций (в течение конкретного времени и в конкретных финансовых ограничений ).
Разработка и реализация инвестиционного проекта (прежде всего производственного направления) проходит длительный путь от идеи до выпуска продукции. В условиях рынка этот период принято рассматривать как цикл инвестиционного проекта (инвестиционный цикл), который охватывает три фазы (рис. 4.2):
- Прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения);
- Инвестиционную (проектирование, договор, подряд, строительство);
- Производственную (фаза хозяйственной деятельности предприятия).
В свою очередь, эти фазы делятся на стадии и этапы, которым соответствуют свои цели и методы реализации (см. табл. 4.1).
Быстрое обновление технологий и продукции в современных условиях требует гибкости, постоянной модернизации производства, эффективного экономического механизма и современного механизма управления инвестиционным проектом, которые бы обеспечили целостный подход, координацию и взаимодействие на всех этапах инвестиционного цикла между заказчиками, проектировщиками и строителями. Создание прогрессивных систем управления требует совершенствования контрактных систем, изменения организационных структур, развития структур для обслуживания инвестиционных проектов на всех этапах их реализации (консультационные, инжиниринговые, информационные и другие службы, совершенствование технологии проектирования. Сейчас в экономическом механизме управления инвестиционным циклом существуют различные организационные и контрактные системы - прогрессивные и традицийни.
Для традиционной формы управления проектом характерна относительная обособленность фаз и этапов как организационно, так и во времени. Как объединяющая звено здесь выступает заказчик, который берет на себя функции управления, тем самым активно влияя на ход реализации проекта особенно в случаях, когда к проекту предъявляются специальные или сугубо индивидуальные условия качества, архитектурной выразительности, уникальности проектных решений и т.п.. Заказчик сам выбирает проектную фирму, заключает с ним контракт, а готовый проект сам передает подрядной строительной организации, которая одержала победу на открытых торгах (тендер). зависимости от своей компетентности заказчик широко или ограниченно использует услуги консультационных фирм. Сейчас таким типом организации и управления проектами пользуются нечасто.
В современных условиях более распространены прогрессивные - интегрированные - формы управления инвестиционным циклом, которые позволяют сочетать современные жесткие требования заказчиков к техническому уровню или качества объектов, растущий степень индивидуализации запросов с оптимизацией стоимости и сроков реализации инвестиционных проектов. Эффективное управление рассматривается как ценный потенциал фирмы, выступая как ограничитель и контролер на всех этапах инвестиционного цикла, объединяя его отдельные организационные структуры и направляя их на оптимизацию мети.
Основные принципы сформированной концепции «управление проектом»:
- углубление уровня обоснованности инвестиционных решений, принимаемых с помощью многовариантных (не менее трех) и многофакторных оценок (технологических, экономических, социальных, экологических и т.д. )
- высокая степень координации и контроля в ходе реализации инвестиционного процесса;
- систематический анализ и постоянное «отслеживание» внешних изменений (конъюнктуры рынка по всем видам ресурсов, различных непредвиденных обстоятельств и негативных факторов, которые могут помешать инвестиционном цикла).
В процессе инвестиционного проектирования создаются предпосылки для ускорения следующих этапов инвестиционной (второй) фазы инвестиционного цикла, для оптимизации расходов и обеспечения высоких конечных результатив.
Вследствие большого диапазона производственной деятельности не может быть шаблонного подхода ко всем инвестиционных проектов, которые различаются по типу или размеру капитальных вложений. Однако для большинства инвестиционных проектов может быть предложен общий подход (основные аспекты прединвестиционных исследований), в рамках которого необходимо готовить ТЭО, учитывая, что чем больше проект, тем более детальной и объемной должна быть необходимая информация (рис. 4.3).
На первой (аналитической) стадии реализуются три типа анализа:
- региональный - с целью определения возможностей конкретного региона;
- отраслевой - выявление возможностей определенного сектора экономики;
- ресурсный - поиск возможностей, связанных с использованием природных ресурсов, сельскохозяйственной или промышленной продукции.
Начинается мобилизация инвестиционного потенциала обобщения информации об инвестиционных возможностях потенциальных инвесторов на базе оценки спроса на некоторые потребительские товары, статей импорта замещения внутренним производством, возможных взаимосвязей с другими секторами экономики, возможностей диверсификации, общей инвестиционной конъюнктуры, промышленной политики, возможностей экспорта, обеспечение трудовыми и материальными ресурсами. Цель этого этапа - привлечь внимание к конкретным инвестиционных предложений. Стимулируется реакция возможного инвестора для трансформации идеи проекта в конкретную инвестиционную пропозицию.
На второй (проектной) стадии осуществляется изучение проекта (его принятия или отклонения) по следующим критериям:
- или инвестиционные возможности столь многообещающие, что решение об инвестировании может приниматься на основании информации, полученной на стадии предварительного обоснования, или некоторые аспекты проекта, которые имеют решающее значение для его эффективности, требуют более глубокого изучения с помощью функциональных или вспомогательных исследований;
- или имеющейся информации достаточно для того, чтобы сразу определить нежизнеспособность или привлекательность идеи проекта для конкретного инвестора (группы инвесторов);
- или состояние окружающей среды в месте предполагаемого размещения производства и потенциальное воздействие на него производственного процесса, проектируемого отвечают национальным стандартам.
На этапе вспомогательных (функциональных) исследований осуществляется детальная проработка конкретных аспектов проекта, особенно для крупномасштабных инвестиционных предложений. Направления исследований таковы:
- изучение рынка товаров, производиться, включая прогнозирование спроса с учетом ожидаемого проникновения на рынок;
- изучение сырья и материалов, охватывающее уровень доступности, а также существующие и прогнозные изменения цен на эти материалы;
- лабораторные и экспериментальные испытания, необходимые для определения пригодности конкретных видов сырья;
- изучение мест размещения производства (особенно для проектов, в которых транспортные расходы могут быть определяющим фактором)
- анализ техногенного и экономического влияния на окружающую среду (оценка текущего состояния окружающей среды на территории размещения объекта , оценка малоотходных, ресурсосберегающих или природоохранных технологий, определение альтернативных площадей, оценка альтернативных видов сырья);
- исследование оптимальных масштабов производства, связанных с выбором альтернативных технологий, определением соответствующих инвестиционных и производственных затрат и цены на продукцию, которая проецируется; Module . - выбор оборудования (только для крупных предприятий) с учетом количества и возможностей поставщиков и объемов соответствующих расходов на альтернативной основе; заказ оборудования, как правило, осуществляется в течение инвестиционной фази.
Принятие решения о наличии коммерческих, технических, экономических и экологических предпосылок для осуществления проекта и целесообразности его перевода в инвестиционную фазу осуществляется на этапе разработки технико-экономического обоснования (табл. 4.1).
На стадии оценки проекта принимается окончательное решение об инвестировании лицами, которые поддерживают проект в технических, рыночных, управленческих, организационных, финансовых аспектах.
Достижение ожидаемых результатов на инвестиционной и производственной фазе (рис. 4.4) в значительной степени предопределяется степенью соответствия разработанного ТЭО современным вимогам.
При обоснование основной идеи проекта анализируется соответствие идеи существующей системе экономических взаимоотношений и уровню экономического развития, приводятся причины заинтересованности спонсоров в реализации проекта, обращается внимание на основные характеристики проекта, а именно: цели проекта, его географический ареал, продукция и структура, мощность предприятия, национальные, отраслевые, социальные, промышленные и др.. факторы, благоприятные для проекта, а также сведения о организатора или инициатора проекта, его наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекти.
Общеэкономический анализ рынка осуществляется по следующим направлениям:
- мониторинг законодательства, связанного с производством, потреблением, экспортом и импортом исследуемой продукции, налогообложением, кредитованием и валютным регулированием, ограничениями деятельности и т.п.;
- общие экономические индикаторы спроса на продукцию (существующее производство и потребление продукции на душу населения, динамика роста численности населения с разбивкой по регионам, динамика роста доходов населения, позволит определить перемещение расходов с одной изделия на другие, динамика покупательной способности потребителей)
- уровень импорта в разрезе объемов и цен;
- производство и импорт аналогичной продукции, которая может составить конкуренцию продукции планируется к производству;
- запланированные объемы производства продукции, которая готовится до выхода на рынок и имеет аналогичное назначение;
- объемы и цены экспорта исследуемой продукции;
- существующая торговая практика;
- сведения об отношении покупателей к аналогам исследуемой продукции.
На основании анализа рынка, изучения его количественных и качественных показателей и характеристик, а также согласно поставленной перед компанией целей (например, увеличение объема продаж и доли рынка, рост прибыли, укрепления конкурентной позиции компании и т.д.) разрабатывается стратегия маркетингу.
Разработка рыночной концепции компании как цель и задачи маркетинговых исследований состоит из п "пяти этапов: определение товарной группы, определение целей рынка (позиции и продажа продукции на рынке), определение стратегии развития рынка и политики конкуренции, определение комплекса и средств маркетинга, определение затрат на маркетинг (фиксированные и нефиксированные расходы как для каждого вида продукции, так и для группы товаров).
Исследование рынка - это процесс проведения анализа и интерпретации информации о рынке и рыночную позицию компании, содержит следующие разделы: анализ отрасли, анализ покупателей и сегментации рынка, анализ каналов сбыта, анализ конкурентной ситуации на рынке, определение позиции компании в рыночной среде; прогнозирование возможных направлений развития ринку.
Для достижения цели, сформулированной в маркетинговой стратегии и разрабатываемой для каждого отдельного рынка, используется метод «маркетинг-mix», основанный на четырех взаимосвязанных и взаемозалеж них компонентах:
- продукт (т.е. назначение продукции, ее ассортимент, упаковка, комплектующие, технология производства, качество, портфель продукции) - товарная политика компании)
- Цена (политика ценообразования для групп продукции по сегментам рынка, то есть ценовая политика компании)
- Распространение (то есть политика сбыта и основные каналы сбыта продукции, уровень услуг, предоставляемых компанией потребителям до и после приобретения продукции) - организация сбыта продукции компании;


ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 4.2. Бизнес- план инвестиционного проекта