4.2. Бизнес- план инвестиционного проекта

После проведения всех исследований, которые предшествуют принятию инвестиционного решения, «взвешивания» всех «плюсов» и «минусов» необходим определенный итоговый максимально компактный документ, который позволит инвестору и предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и зафиксировать, что и когда предстоит сделать, чтобы оправдались надежды на эффективность проекта. Для этого составляется бизнес-план, который является главным инструментом для отражения предпринимательской идеи. Бизнес-план представляет собой стандартный документ, в котором подробно обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся основные его технические, экономические, финансовые и социальные характеристики. Бизнес-план описывает основные аспекты будущего проекта, анализирует все проблемы, на которые проект может натолкнуться, а также определяет способы их решения. Он позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкурентного середовища.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- Дает возможность выяснить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
- Содержит ориентиры дальнейшего развития предприятия
- Является основанием для получения финансовой поддержки от внешних инвесторив.
Учитывая опыт стран Восточной Европы, можно сказать, что уже в ближайшее время увеличится роль бизнес-планов в деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности. Например, существенно возрастут объемы таких услуг, как размещение эмиссии акций (облигаций) торговцем ценными бумагами. При предоставлении подобной услуги торговец должен дать эмитенту гарантии, что всю эмиссию будет размещено. Для оценки возможности предоставления таких гарантий торговец, в свою очередь, должен оценить эффективность инвестиционного проекта, в осуществление которого проводится эмиссия, и связанные с ним риски. Кроме того, впоследствии бизнес-план может помочь убедить инвесторов в целесообразности приобретения распространяемых торговцем ценных паперив.
Коммерческие банки используют бизнес-планы не только при формировании собственного кредитно-инвестиционного портфеля, но и в связи с предоставлением кредитов пидприемствам.
Составляя бизнес-план, необходимо оценить перспективы и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Только имея такую оценку, приступают к постановке целей и задач. Этот процесс, в свою очередь, состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.
Установление таких целей является легким заданием. Решив его, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо разработать стратегию и составить планы, которые формулируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия и его прибутковости.
Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения капитала, необходимого для осуществления проекта (развития предприятия).
Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент, ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), спланировать процесс перехода из одного состояния в другое. Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы могли получить полное представление о предусмотрен проект и поняли его цели. Кроме того, работа над бизнес-планом помогает самому предпринимателю лучше все обдумать и зважити.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он належить.
Например, если предполагается наладить производство нового вида продукции, то надо разработать достаточно подробный план с учетом всех проблем как производства самой продукции, так и рынков сбыта для нее. Если речь идет только о совершенствовании существующей продукции, то бизнес-план может быть простишим.
Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера созданного предприятия, масштаба проекта, который обосновывается, рынка сбыта, наличия конкурентов, перспектив развития предприятия и других конъюнктурных факторов (табл. 4.3).
Резюме, как правило, состоит уже после того, как весь план готов. Оно должно быть коротким (не более 2-3 страниц) и трактуется как самостоятельный рекламный документ, поскольку содержит основные положения всего бизнес-плана (название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, потребность в финансах).
Резюме должно быть написано так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора. Именно исходя из его содержания, инвестор часто решает, стоит ли ему тратить время и читать бизнес-план до конца. Поэтому в резюме необходимо четко и убедительно изложить основные положения проекта, а именно: чем будет заниматься предприятие, сколько средств нужно вложить в него, ожидается спрос на продукцию (работы, услуги) и почему предприятие достигнет успиху.
В процессе анализа отрасли описываются основные направления и цели деятельности будущего проекта. Очень важно подать идею нового проекта в контексте существующего положения дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание состояния предприятия и отрасли, в ней оно будет работать и конкурировать, поскольку одним из критериев победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке продукции.
В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния в отрасли и сведения о тенденциях развития. Необходимо также дать справку о последних новинках, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Целесообразно изучить все прогнозы по этой отрасли и дать четкий ответ, на какой именно покупателя рассчитаны товары или услуги пидприемства.
Раскрывая суть проекта, необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынке. Следует указать на важнейшие аспекты технологии, необходимой для производства продукции. Важно, чтобы этот раздел был написан ясным, четким языком, доступным для понимания не только специалистам.
В описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным потребителям, а не на технических подробностях. Детальная информация о технологическом процессе может быть представлена в додатках.
Очень важно подчеркнуть уникальность или какие-то существенные особенности продукции или услуг (новая технология, качество товара, низкая себестоимость или любая особое преимущество, которое удовлетворяет требования покупателей). Также необходимо подчеркнуть возможности совершенствования данной продукции.
В этом же разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или указать другие причины, которые могли бы предотвратить немедленному вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговую марку.
Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех предприятий. Необходимо убедить инвестора в существовании рынка для продукции и показать, что предприятие может продавать на нем свою продукцию. Для этого необходимо определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для другого - сильнее. После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей внутри этого сегмента). Очень важно определить непосредственных конкурентов, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что продукция предприятия является конкурентоспособной по качеству, цены, возможности распространения, рекламы и других показникив.
В плане маркетинга необходимо показать, почему, по вашему мнению, клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, как именно предполагается продавать новый продукт или услугу, которую назначать цену и как проводить рекламную политику. Потенциальные инвесторы считают план маркетинга очень важным компонентом успеха нового предприятия, поэтому необходимо тщательно все продумать и убедиться, что предполагаемая стратегия действительно может быть реализована.
В производственном плане описываются все производственные и другие рабочие процессы, рассматриваются вопросы, связанные с производственными помещениями, их размещением, оборудованием, персоналом. Когда предприятие, создается, относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, как именно контролироваться основные элементы, входящие в себестоимость продукции, как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, нужно подать соответствующие сведения о таких. Обязательным является также указание на то, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
В организационном плане приводится организационная структура управления будущего предприятия, сведения о количестве персонала и штатное расписание, систему обучения и подготовки кадров. В этом разделе рассматриваются также вопросы руководства и управления предприятием, приводятся сведения о руководителях основных пидроздилив.
Подробности, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. «Опасным» может стать и сам технический прогресс, способен мгновенно «пристариты» любую новинку. Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для предприятия не представляет, в бизнес-плане необходимо на них остановиться и обосновать, почему такого не может статися.
Полезно заранее разработать стратегию поведения и предложить пути выхода из рисковых моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и стратегий будет свидетельствовать о том, что предприниматель знает о возможных трудностях и готов к них.
Финансовый план является важной составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д.. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год (рис. 4.6).
При составлении финансового плана анализируется устойчивость предприятия, источники поступления и порядок использования средств, определяется точка безубыточности. Сводный прогноз доходов и расходов составляется на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены с помесячной распределением. Он содержит такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованной продукции и различные статьи расходов. Зная ставки налога, можно получить прогноз чистой прибыли предприятия после вычета налогов. Составление финансового плана почанаеться с прогнозирования продаж. Основой для такого прогноза выступает план маркетинга. В финансовый план также входит прогноз потока денежных средств. Этот прогноз составляется на три года, с помесячной распределением данных в первый год. Правильное планирование потоков денежных средств является одной из проблем, стоящих перед любым проектом.
В приложениях к бизнес-плану вводятся документы, которые не являются частью основного текста, но на которые есть ссылки в бизнес-плане (технические сведения о продукции, копии контрактов, лицензий).
4.1. Разработка инвестиционного проекта в процессе приватизации 4.3. Продажа пакетов акций открытых акционерных обществ на некоммерческих конкурсах под инвестиционные обязательства