5.2. Виды иностранных инвестиций и их роль для государства-получателя

Предпосылки и последствия привлечения иностранных инвестиций. Экономическая история свидетельствует о постепенном изменении отношения стран и правительств к деятельности иностранных инвесторов в отечественной экономике. Если после второй мировой войны большинство стран развивали экономику собственными силами (например, Япония, не запретив полностью иностранные инвестиции, законодательно ограничивала масштабы участия иностранцев в отечественной экономике), то в конце 1980-х и начале 1990-х годов отношение к иностранным инвесторам изменилось . Это обусловлено рядом объективных факторов, среди которых, во-первых, интернационализация хозяйственной деятельности предприятий, во-вторых, либерализация экономической жизни, отход от концепции «закрытой» экономики с сильным государственным влиянием в большом количестве государств третьего мира и постсоциалистического лагеря.
В Украине отношение к иностранным инвестициям неоднозначное. С одной стороны, для подъема отечественной экономики иностранные инвестиции крайне необходимы. С другой - существует определенная «фобия», звучат громкие голоса о том, что «государство распродают, а все мы станем рабами зарубежных капиталистов». Однако в мировой практике можно найти примеры как положительного, так и отрицательного опыта привлечения иностранных инвестиций.
Общеизвестны такие потенциальные выгоды от иностранных инвестиций: передача новейших технологий, создание новых рабочих мест, развитие экспортного потенциала краини.
Время закрытость для иностранных инвесторов несет в себе определенную угрозу для развития отечественной экономики. Например, правительство Бразилии в 1979 году приняло программу развития отечественной компьютерной индустрии и связи, запретив участие в этой области иностранных фирм. Вследствие этого было создано компьютерную промышленность, но она была неэффективной, производила товары низкого качества и с высокой себестоимостью, чем те, которые можно было получить на международном рынке. Кроме того, предприятия других отраслей должны были использовать только компьютеры отечественного производства, в результате чего их продукция тоже стала неконкурентоспособной. Таким образом, политика сдерживания иностранных инвестиций имела негативные последствия для экономики краини.
С другой стороны, можно привести опыт Аргентины, которая получила выгоды от привлечения иностранных инвестиций. В начале 1990-х годов Аргентина открыла для иностранных инвестиций свою государственную компанию связи. В обмен на предоставление иностранным инвесторам возможности развивать аргентинский рынок правительство обязало их выполнить работу по сплошной телефонизации страны. Оформляя сделку таким образом, правительство смогло гарантировать аргентинским гражданам непосредственную выгоду от иностранных инвестиций.
Как видно из приведенных примеров, иностранные инвестиции объективно необходимые в современном мире, а задача правительства состоит в заключении соглашения с иностранными инвесторами так, чтобы была польза и для инвестора и для граждан краини.
Экономисты доказали, что для стабильного экономического роста доля инвестиций должна составлять 20 - 25% валового национального продукта страны. Статистика свидетельствует, что с начала 1980-х годов прямые иностранные инвестиции составляют около 10% общего объема инвестиций в странах розвиваються.
Виды иностранных инвестиций. Иностранное инвестирование может осуществляться во многих формах зависимости от типа инвестора, его цели и степени риска, который он готов. За последние годы количество каналов иностранного инвестирования значительно возросла благодаря развитию компьютерных технологий и связи, что улучшило сообщение между финансовыми рынками во всем мире и позволило внедрить новые методы инвестирования, которые больше соответствуют потребностям инвестора.
Предлагаем классификацию типов иностранных инвестиций, которые активно используются во всем мире (рис. 5.2).
Фонды по странам. Этот способ дает возможность инвесторам действовать на фондовых рынках стран, которые быстро развиваются. Фонды аккумулируют инвестиционный капитал и вкладывают его в акции зарубежных компаний, имеющиеся на местном фондовом рынке. Фонды могут ориентироваться на одну страну или на целый регион (например, Азию или Латинскую Америку) с целью диверсификации и минимизации риска вложения средств в одну страну. Что привлекает инвесторов в таких фондах? Во-первых, гибкость фондов, которая позволяет им быстро покинуть новые рынки, что особенно важно в условиях их нестабильности (благодаря этому такой тип инвестирования получил название «горячие деньги». Во-вторых, в некоторых странах, например в Чили, нормативные акты запрещают инвесторам прямую покупку акций, что делает фонды единственным каналом выхода на рынок. В-третьих, фонды лишают инвесторов забот, связанных с необходимостью искать подробную информацию о компании и условия работы на новых ринках.
Прямые иностранные инвестиции. В отличие от первого типа иностранного инвестирования прямые иностранные инвестиции в зарубежные страны и компании являются более рискованными для иностранных инвесторов, так как последние лишаются возможности быстрого ухода с рынка. Прямые инвестиции, как правило, включают большие суммы средств в сочетании с большими обязательствами и длительным временным инвестиционным горизонтом . Поэтому этот тип инвестиций приносит больше выгод стране-получателю и именно такие инвестиции они стремятся получить. Прямые иностранные инвестиции осуществляются во многих формах:
1. Приобретение неконтрольных пакетов акций в фирмах стран-получателей через прямую покупку акций на местном фондовом рынке. Такие инвестиции называются еще портфельными, или пассивными, так как инвесторы не получают контроля над деятельностью фирмы. Этот способ инвестирования часто используется в процессе приватизации предприятий и обмена акций на долги как частных, так и государственных пидприемств.
2. Лицензионные соглашения с фирмами стран- получателей. Транснациональные корпорации могут передавать права на использование определенной технологии местной фирме, которая будет ответственна за производство и маркетинг на местном рынке. Этот тип сделок дает иностранному участнику возможность выхода на рынок с минимальным риском. Иностранные инвесторы могут также покупать акции местных фирм, с которыми они вступают в лицензионные угоди.
3. Совместные предприятия. Создаются и управляются совместно иностранными инвесторами и местными партнерами, в роли которых выступают чаще частные предприятия, но иногда и государственные предприятия, а также правительственные органы. Не обязательно совместное предприятие создается с местным партнером. Несколько иностранных инвесторов могут создать совместное предприятие в третьей стране с целью сокращения стартовых затрат или с целью обойти определенные таможенные ограничения. Например, «Форд» (США) и «Фольксваген» (Германия) создали совместное предприятие для сборки автомобилей в Бразилии - «Автолатина».
Совместные предприятия дают инвесторам большее присутствие на местном рынке с меньшим риском, чем прямая покупка местной фирмы или создания своего дочернего пидприемства.
4. Контрольные пакеты акций в фирмах страны-получателя, полученные покупкой акций, приватизацией, обменом акций на долги и другими методами. Этот вариант требует от иностранного инвестора больших обязательств и длительного времени для получения прибыли. Такая форма инвестирования приносит большие выгоды местным фирмам, стимулирует экономику страны в целом и ускоряет ее интеграцию в мировую економику.
Яркий пример получения выгод страной-получателем от такой формы иностранного инвестирования - это деятельность уже упоминавшейся швейцарской фирмы «Крафт Якобс Сушар». течение первых десяти месяцев работы предприятия после приобретения его новым владельцем освоено 45 новых видов продукции, объем производства увеличился на 26%. Когда в н 'связи с неплатежами местные предприятия начали отключать от электросети, иностранный инвестор заплатил за долги всего города, чтобы ему не мешали работать, и обязался регулярно вносить авансовые платежи в сумме 100 тыс. долларов за электроэнергию для местных потребителей. Таким образом, жители Тростянца имеют бесперебойное электроснабжение благодаря присутствию в городе иностранного инвестора.
5. Создание в странах-получателях своих собственных дочерних предприятий. Этот вариант означает наибольший риск и наибольшие обязательства со стороны иностранного инвестора. Применяется на рынках, которые имеют наибольший потенциал для получения прибыли .
Критерии привлекательности стран-получателей для иностранных инвесторов. Существует определенный перечень экономических, политических, социальных, географических и иных характеристик, на которые обращает внимание потенциальный инвестор, когда принимает решение о целесообразности инвестиций в конкретной стране (рис. 5.3).
Рассмотрим двенадцать главных критериев инвестиционной привлекательности стран, которые установила Торговая палата США, наблюдая за деятельностью американских транснациональных корпораций в Латинской Америке:
1. Характеристики местного рынка. В первую очередь потенциального инвестора интересуют объем местного рынка, относительная покупательная способность населения и потенциал роста этих показателей, а также экономики в целом. Существенными показателями являются обеспеченность страны минеральной базой и ее географическое розмищення.
2. Доступность рынка. Имеются в виду, прежде всего, законодательные и нормативные акты, которые не ограничивают доступ компании на местный рынок. Как показывает опыт , для нормального функционирования иностранных инвесторов не обязательно предоставлять им дополнительные льготы по сравнению с местными предпринимателями. Достаточно, чтобы нормотворческая среду давало возможность зарубежным предпринимателям «на равных» конкурировать с местными компаниями.
3. Качество рабочей силы. С одной стороны, иностранных инвесторов привлекает дешевая рабочая сила, особенно в трудоемких отраслях. С другой - необходимо обеспечить достаточное качество рабочей силы. При этом инвесторы обращают внимание на качество образования в стране-получателе. Стоимость и производительность рабочей силы являются ключевыми элементами при определении конкурентоспособности товара на международном рынке. В развивающихся странах, инвесторы учитывают даже такой фактор производительности рабочей силы, как количество прогулив.
4. Валютный риск. Курс местных валют к основным валютам, свободно конвертируются в мировой финансовой системе, напрямую влияет на затраты и доходы иностранных инвесторов, которые оценивают свои финансовые результаты через соотношение основных валют. Правильная политика установления валютного курса предусматривает переоценку местной валюты на постоянной основе, которую можно предвидеть и который способствует экономической стабильности и порождает доверие инвесторов. Иностранные инвесторы рискуют получить убытки в случае, когда страна-получатель, исходя из своих интересов, «замораживает» курс своей валюты относительно основных иностранных валют или устанавливает слишком высокий курс. В последнем случае экспорт продукции становится дороже, чем экспорт из стран-конкурентив.
5. Возможность репатриации капитала. Это очень существенный момент для инвесторов. благоприятным является законодательство, которое не ограничивает возможности вывозить инвестированный капитал и прибыли. Как правило, дочерние предприятия переводят доходы своей материнской компании через дивиденды, уплату процентов, вознаграждения и плату за техническую помощь. Транснациональные корпорации могут также продать часть своего бизнеса в стране-получателе.
6. Защита интеллектуальной собственности. Для иностранных инвесторов этот критерий является приоритетным, особенно в динамичных отраслях промышленности, таких как производство компьютеров, связь, фармацевтика, в которых технология является главным оружием в борьбе с конкурентами при разработке новых продуктов и освоении новых рынков. Для стран-получателей развитие этих отраслей промышленности также приоритетным, потому что они дают наибольшие потенциальные выгоды с точки зрения передачи технологий и создания местной высокотехнологичной промышленной базы. Однако, чтобы привлечь инвестиции в эти отрасли промышленности, правительствам стран-получателей необходимо обеспечить строгое соблюдение прав интеллектуальной власности.
Некоторые страны не очень старательные по защите прав на интеллектуальную собственность, так как компании, которые нелегально используют технологии, могут развиваться очень быстро, создавая новые рабочие места и обеспечивая экономический рост страны. В индустрии развлечений (из-за нелегального использование видеофильмов и записей музыки) и фармацевтической промышленности (через нелегальное производство лекарств) эта практика получила большое распространение и наносит владельцам патентов и авторских прав ущерб на миллионы долларов в виде потерянного прибутку.
7. Торговая политика. Торговая политика влияет на стоимость экспорта и импорта и на облегчение или усложнение этих операций.
На стоимость импортных товаров влияет ставка таможенного тарифа и существующий валютный курс. При производстве используются импортные составляющие, высокие по сравнению с другими странами тарифные ставки увеличивают себестоимость производства. Так же и квоты, слишком сложный процесс лицензирования или получения разрешения и другие нетарифные ограничения могут увеличить себестоимость или замедлить производственный цикл, а значит, негативно повлиять на конкурентоспособность и инвестування.
На экспорт также влияют процедуры лицензирования. Длительные бюрократические процедуры лицензирования экспорта, дополнительная плата за разрешение на экспорт могут увеличить себестоимость и замедлить появление конечного продукта на рынке. Учитывая жесткую конкуренцию между производителями во многих отраслях промышленности, выше себестоимость и низкие темпы делают страну-экспортера менее конкурентоспособной и привабливою.
8. Государственное регулирование. Правительственное регулирование важно для защиты интересов производителей и потребителей. Вместе чрезмерное регулирование может отвлечь инвесторов от страны. Например, трудовое законодательство, которое затрудняет процедуру увольнения работников или устанавливает высокий уровень минимальной заработной платы, может увеличить себестоимость для иностранных инвесторов, ищущих дешевую рабочую силу. Таким образом, законы, целью которых было помочь рабочим, могут нанести им ущерб, отвлекая инвесторов от вложений и рабочих мисць.
Кроме того, правительственные нормативные акты могут устанавливать проценты по кредитам, определять приоритетные сектора для вложения средств, создавать процедуры для одобрения иностранных инвестиций. Все названные меры усложняют для инвесторов быстрое движение капитала и прибылей в страну и наружу, уменьшают гибкость компаний, препятствуя притоку иностранных инвестиций.
9. Ставки налогов и льготы. Чрезмерный налоговое бремя на инвестиции и прибыли также «отпугивает» иностранных предпринимателей. Это бремя состоит не только из налогообложении прибыли, но и с дивидендов, вознаграждений, денежных переводов и других трансакций между местными дочерними предприятиями и их материнскими компаниями.
Чтобы увеличить свою инвестиционную привлекательность, многие страны предлагают иностранным инвесторам пакеты налоговых и других льгот. Следует, однако, отметить, что льготные программы могут помочь странам привлечь инвестиции при условии, что другие инвестиционные критерии также будут позитивними.
10. Политическая стабильность. Этот аспект является важным для принятия решения об инвестировании: инвесторы просто не будут рисковать своим капиталом в нестабильной среде. Стабильное политическая среда дает инвесторам уверенность в том, что законы и нормативные акты, касающиеся инвестиций и рынков, не изменятся в течение достаточно длительного часу.
Кроме сути политических режимов, на восприятие страны как стабильной и привлекательной для иностранных инвестиций влияет также отношение правительственных лиц, лидеров профсоюзов и представителей собственного частного сектора. Некоторые страны с одной стороны проводят политику содействия иностранным инвесторам, а с другой - пытаются помешать этим инвесторам через бюрократические барьеры и другие средства. Профсоюзные лидеры, которые угрожают забастовками и другими методами борьбы с иностранными компаниями, также создают атмосферу нестабильности. Лидеры частного сектора часто тоже не очень хотят допустить зарубежных конкурентов на свои рынки. Эти группы могут воспользоваться слабостью политической системы и изменить законодательство таким образом, что оно станет неблагоприятным для иностранных инвесторив.
11. Макроэкономическая политика. В странах с неблагоприятным экономическим климатом иностранные инвесторы не будут рисковать своим капиталом, пока экономическая ситуация не стабилизируется. Важнейшим фактором стабильной макроэкономической политики является поддержание низкого и предполагаемого уровня инфляции. Гиперинфляция усложняет ведение операций - например, просмотр бухгалтерских процедур и операции с наличностью. Когда страны принимают «шоковые»
5.1. Источники инвестиций в экономику Украины 5.3. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Украину