5.3. Государственное регулирование иностранных инвестиций в Украину

Законодательное регулирование иностранных инвестиций в экономику Украины имеет такую хронологию: 1) Закон Украины «О защите иностранных инвестиций на Украине» от 10.09.1991 г., 2) Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.1991 г., 3) Закон Украины «Об иностранных инвестициях» от 13.03.1992 г., 4) Декрет Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 20.05.1993 г., 5) Закон Украины «О Государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине» от 17.12.1993 г ., 6) Постановление Кабинета Министров Украины «О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине от 14.03.1994 р.
После того, как 23 апреля 1996 г. вступил в силу Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования», принятый парламентом 19.03.1996 г., большинство названных законодательных актов потеряли силу.
Каждый из них был для своего времени необходимым и создавал благоприятную законодательную среду для иностранных инвесторов. К сожалению, из-за многочисленных «приостановление» и прямое отмене отдельных положений самые по содержанию законодательные акты дискредитировали себя в глазах потенциальных инвесторов. Подавляющее большинство инвесторов основной причиной, препятствующей им вкладывать капиталы в Украину, считает нестабильное законодавство.
Коротко остановимся на важнейших положениях отечественного законодательства об иностранных инвестициях.
Законом Украины «О защите иностранных инвестиций на Украине» предполагалось, что:
- Инвестиции, доходы, законные права и интересы иностранных инвесторов защищаются законами Украины;
- Государство не может реквизировать иностранные инвестиции за исключением случаев стихийных бедствий;
- Иностранным инвесторам гарантируется возможность перевода за границу их прибылей и других сумм, полученных на законных пидставах.
Эти нормы действуют и зараз.
Законом Украины «Об иностранных инвестициях» (1992 г.) устанавливался национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности относительно иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы получали гарантии на десять лет на случай изменений законодательства Украины об иностранных инвестициях. Согласно закону иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Этим же законом предусмотрена ряд налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями. Однако действие двух норм закона о гарантиях на случай изменений в законодательстве относительно налогообложения было «приостановлено» уже в начале 1993 г., то есть менее чем через год после принятия закона. Вследствие этого большинство предприятий с иностранными инвестициями понесла убытки. Например, благодаря внедрению новых видов налогов (20% пошлины, 35% акцизного сбора и 28% налога на добавленную стоимость) цены на автомобили «Мазда», которые реализуются фирмой «Мазда Моторс Украина» выросли на 107%. Причем на авторынках ближнего и дальнего зарубежья цены не изменились.
Декретом Кабинета Министров «О режиме иностранного инвестирования» (1993 г.) иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантировался беспрепятственный и без задержки перевод за границу их доходов, прибылей и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях . По налогообложению, то в случае установления законодательными актами Украины новых видов налогов существующие предприятия с иностранными инвестициями освобождались от них на пять лет. Этим Декретом вводилась квалификация иностранной инвестиции, как суммы, не меньшей 20% уставного капитала предприятия, и устанавливались ограничения относительно минимальной суммы этой инвестиции. Последняя норма была необходима, чтобы остановить злоупотребления со стороны некоторых предпринимателей, которые регистрировали предприятия с иностранной инвестицией в сумме, например, 100 долларов США и приобретали право на льготное оподаткування.
Закон Украины «О Государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине» вступил в силу с 1 марта 1994 Этим законом устанавливались приоритетные сферы для иностранного инвестирования (рис. 5.4), требования к инвесторам, которые претендуют на получение дополнительных льгот (рис. 5.5) и содержание льгот, предоставляемых по инвестиционным проектам в приоритетных сферах (рис. 5.6).
Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.1996 г. устанавливаются виды иностранных инвестиций (рис. 5.8), формы их осуществления (рис. 5.9), государственные гарантии защиты иностранных инвестиций (такие же, как и в ранее принятых законодательных актах) . В отдельном разделе изложены принципы функционирования иностранных инвесторов на основе концессионных договоров (контрактов) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности. Сейчас практически все совместные предприятия имеют национальный режим оподаткування.
Концепцией создания специальных (свободных) экономических зон в Украине предусмотрена возможность образования свободных экономических зон шести видов (рис. 5.7).
Внешнеторговые зоны - часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с отсрочкой платежа. Создаются с целью активизации внешней торговли за счет предоставления таможенных льгот, услуг по хранению и перевалки грузов, предоставления в аренду складов для выставок, услуг для доработки, пакетирования, сортировка товаров тощо.
Комплексные производственные зоны - часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и т.п.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. В экспортных зонах развивается производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, в импорториентованих - импортозамещающей виробництва.
Научно-технические зоны, правовой режим которых ориентирован на развитие производственного и научного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований с последующим внедрением результатов научных разработок в виробництво.
Туристско-рекреационные зоны создаются в районах, имеющих богатый природный рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью его эффективного использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности в сфере рекреационно-туристического бизнесу.
Банковско-страховые (офшорные) зоны с особо благоприятным режимом осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Оффшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы только нерезидентами и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, осуществляемая за пределами Украини.
Зоны приграничной торговли - часть территории государства на границах с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торгивли.
Кроме названных, в Украине могут создаваться свободные экономические зоны других типов, а также комплексные экономические зоны, которые сочетают в себе черты и элементы зон различных типив.
Выбор варианта организации свободной экономической зоны определяется двумя основными критериями: экономической эффективностью и оптимальным сочетанием типовых элементов со специфическими условиями конкретного объекта.
Максимальный экономический эффект при минимальных первоначальных затрат обеспечивается созданием внешнеторговых зон.
Иностранными инвесторами в Украине могут быть: 1) юридические лица созданные в соответствии с законодательством других стран, 2) физические лица - иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в Украине; 3) иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации; 4) другие иностранные субъекты объекты инвестиционной дияльности.
Предприятием с иностранными инвестициями считается такое, иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10%.
Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной дияльности.
Отказ в государственной регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации. Отказ по мотивам ее нецелесообразности не допускаеться.
Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения пошлиной. Если в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия имущество, ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд, отчуждается, предприятие должно уплатить ввозную мито.
Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с законодательством Украины.
5.2. Виды иностранных инвестиций и их роль для государства-получателя 5.4. Объем и структура иностранных инвестиций в экономику Украины