1.4. Государственное регулирование проблемы развития кризисных явлений в деятельности предприятия

Развитие кризисных явлений в деятельности отдельного предприятия, его невозможность рассчитаться по своим долгам не является его личным делом, а требует создания государственного механизма решения проблем, связанных с финансово-имущественным положением. Таким механизмом является институт банкротства, имеющий многовековую историю использования и розвитку.
Сущность ситуации банкротства предусматривает судебное признание несостоятельности предприятия рассчитаться по своим долговым обязательствам в течение определенного (законодательно установленного) срока. Поскольку имеющихся у него активов для расчета со всеми кредиторами, как правило, недостаточно, институт банкротства является государственным механизмом решения вопроса о дальнейшей судьбе предприятия: приостановление хозяйственной деятельности и принудительная продажа имущества предприятия-должника для расчета по его обязательствам или предоставления возможностей и государственной поддержки процесса его финансового оздоровления (санации).
Процесс принудительного расчета по долгам предприятия-банкрота должен обязательно проходить под контролем органов правосудия, на основании общего и одновременного рассмотрения всех исков и требований. Как справедливо отметил американский экономист М. Цайт, ".... без такой процедуры, каждый из кредиторов был бы вовлечен в слишком дорогую процедуру индивидуального взыскании суммы своей займа путем специального судебного разбирательства. Кредиторы, подали иски раньше других, смогли бы получить более полное их удовлетворение, в то время как на долю подавших иски позже, на время полного исчерпания платежеспособности должника, ничего бы не осталось "[205, с 510].
Кроме того банкротстве должно быть предметом государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных субъектов хозяйствования для развития экономики страны в целом. Эти негативные последствия характеризуются следующими моментами: • финансово несостоятельные предприятия представляют серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий - его партнеров, нанося им существенную экономическую ущерб в процессе своей деятельности, что снижает общий потенциал экономического развития страны;
• финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;
• неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;
• принудительно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия являются виновниками сокращения численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность в стране;
• существует реальная угроза (мировая и отечественная практика подтверждает ее реальность и остроту) использование данного института в неправомерных целях, что представляет собой преднамеренное (фиктивное) объявление предприятия банкротом для того, чтобы скрыть перекачки средств, ограбления кредиторов (владельцев, вкладчиков) и другие финансовые злодияння.
В экономической и юридической литературе встречается множество определений понятия банкротства. При этом отдельные авторы обращают внимание на юридический аспект дела - наличие кредиторов, имеющих документированные имущественные требования к должнику, подтвержденная судом невозможность их оплаты в связи с недостаточностью активов в ликвидной форме, другие - считают главной экономическую характеристику ситуации банкротства - неспособность субъекта предпринимательской деятельности продолжать свою деятельность в связи с убыточностью, дефицитом оборотных и денежных средств для полного расчета по обязательствам, третьи - приводят законодательную норму, утвержденную в соответствующем законе краини.
Законодательное определение термина "банкротство" впервые в Украине было зафиксировано в Законе "О банкротстве", который был принят в 1992 г. [7] . Согласно ст.1 под банкротством понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный для этого срок представлены к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.Module . Принятая в июне 1999 г. новая редакция Закона [6] обеспечила продвижение вперед в становлении этой жизненно важной институции. Само название Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" свидетельствует о смене ориентации Закона на государственном уровне. Это отразилось и в изменении законодательного определения термина "банкротство" - признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедури.
В действующей редакции Закона преимущество предоставляется не уголовным функциям банкротства (ликвидация и распределение ), а реорганизационные, направленным на сохранение каждого субъекта хозяйствования, возрождение его потенциала. Только такой подход в условиях массовой кризиса, которая обычно спровоцирована внешними факторами и трудностями переходного периода, признается рациональным мероприятием, обеспечивает возрождение экономического потенциала Украини.
Толкование термина "банкротство" содержится и в Новом Хозяйственном кодексе Украины [1, гл.23, ст.209]. Сущность банкротства раскрывается через термин "несостоятельность субъекта предпринимательской деятельности", которая имеет место в случае неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, территориальной общиной или государством не иначе как через восстановление его платежеспособности. неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры считается банкрутством.
Таким образом, институт банкротства представляет собой юридическое средство решения экономической проблемы, связанной с несостоятельностью предприятия рассчитаться по своим внешним обязательства Вязание и продолжать финансирование бизнесу.
Становление и развитие института банкротства в рыночной экономике определяется целями и задачами, которые должна решать эта институция.
В определенных кругах существует точка зрения, что основной целью разработки законодательства о банкротстве является наказание должника, распродажа его активов. Такой подход является неправомерным. Многовековой опыт и практика свидетельствуют о необходимости плюралистического подхода к определению целей процесса банкрутства.
Основные цели института банкротства указанные ниже (риси. 10).
. Стимулирование развития бизнеса (предпринимательства) и роста эффективности экономики. Угроза банкротства существенно влияет на поведение рыночных субъектов, заставляя предпринимателей проявлять осмотрительность в принятии хозяйственных решений и поддерживать уровень рентабельности, достаточный для обслуживания долга. Автор разделяет мнение президента Российской ассоциации антикризисных управляющих С.Г.Беляева, который справедливо отметил, что ". .. банкротство как процедура совершенно необходима для формирования и существования нормальной рыночной экономики. Бизнесмен всегда должен понимать, что рядом с ним идет банкротстве. Эта угроза стимулирует его стремление работать лучше "[129, с.470]. Это мнение поддерживает и развивает доктор экономических наук, профессор В.И. Кошкин: "Банкротство не является каким-то выделенным явлением или самоцелью. Банкротство - один из активных инструментов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий на их пути к рынку "[129, с.70]. Данное утверждение справедливо не только в отношении российской економики.
2. Контроль хозяйственных отношений между отдельными субъектами рынка обеспечения равенства прав , обязанностей и ответственности. Банкротство имеет общий характер и должно распространяться на всех без исключения субъектов рынка, вне зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования, размера, формы собственности кредиторов. Защищая должника, суд может признать необоснованными и отклонить претензии отдельных кредиторов , признать недействительными и аннулировать соглашения, которые привели должника до банкротства, если они заранее затрагивали его интересы или были заключены по намерению. Защищая кредитора, механизм банкротства предусматривает наиболее полную консолидацию реальных активов и их продажа для компенсации убытков кредиторив.
3. Очистка рынка от недееспособных участников. Институт банкротства является одним из инструментов регулирования развития рынка, придает завершенность этому механизму. Именно рынок ежедневно и щогодини
заставляет одних владельцев уступать место более удачным конкурентам, а следовательно, закон о банкротстве должен регламентировать эти явления в русле цивилизованных отношений. Он должен передбачати
порядок принудительной замены одних собственников на других, при условии, что другие обладают готовностью к эффективному ведению дел на рынке товаров или услуг, сложившийся или складаеться.
Очищая рынок от банкротов, государство защищает также других субъектов рынка от финансовых потерь, недобросовестности несостоятельных хозяйственных партнеров или преднамеренных действий с нанесением збиткив.
4. Справедливое распределение денежных средств, полученных от про
дажу имущества банкрота, между: его кредиторами. Достижению этой мети
способствует ранжирования кредиторов, т.е. определение приоритетов у
удовлетворении их претензий за недостаточностью имущества боржника.
Приоритетность удовлетворения претензий устанавливается с учетом необходимости и степени защиты интересов отдельных кредиторов, исходя из интересов государства (возмещение судебных расходов и налогов), население (выплата заработной платы, социальной помощи, компенсаций ущерба, нанесенного жизни и здоровью 'ю), а также защиты прав заставоутримувачив.
Приоритет обычных кредиторов над собственниками предприятия, в том числе из числа рабочих, обусловлен разницей в соотношении доходности и риска, присущая различным формам инвестиционных вкладень.
5. Создание условий для возрождения бизнеса в случае целесообразности и желания владельцев предприятия. Как было доказано выше, финансовая несостоятельность предприятия, во-первых, может быть мгновенной характеристикой. В перспективе предприятие является жизнеспособным, имеет внутренние потенции к эффективной деятельности. Во-вторых, ситуация банкротства может быть результатом стечения обстоятельств, негативных факторов, керивницьких промахов и ошибок. Менеджеры и собственники предприятия-должника хотят продолжить бизнес и имеют для этого необходимые предпосылки: предпринимательские и керивницьки (организационные) способности, персонал, хозяйственные связи, нишу хозяйствования тощо.
При наличии данных двух условий институт банкротства должен предоставлять предприятию-банкроту шанс на выживание. обеспечивается проведением специальных реорганизационных процедур, которые могут предполагать финансовую помощь (вливания капитала), управленческое и консалтинговое содействие (через институт независимых распорядителей, опекунов, внешних управляющих), временную отсрочку в исполнении обязательств (мораторий, перенос погашения обязательств на более поздние сроки, разработку графика погашения) и ин.
За последние годы существенно изменилось общественное отношение к банкротству. Если в некоторых странах, таких как Германия, Швейцария, Сингапур, банкротство считается личной катастрофой владельца или менеджера, то в других странах обанкротиться один или два раза считается допустимим.
Законодательство в сфере банкротства относится к основополагающих правовых актов регулирования предпринимательской деятельности и должно, исходя из современных представлений о стратегической цели, выполнять такие две основные функции ( рис. 1.11):
Первая функция обеспечивается механизмом ликвидации предприятия, предусматривает распродажу активов или бизнеса в целом и распределение вырученных средств между кредиторами. ее регламентация призвана решить следующие задачи:
• быть механизмом упорядоченного и цивилизованного выхода предприятия с рынка; Module . • прекращать использование активов (ресурсов), полезный срок использования которых истек, или полезность которых является нулевой или отрицательной;
• обеспечивать передачу жизнеспособных активов (ресурсов) новым владельцам и менеджерам, которые могут обеспечить их более продуктивное использование;
• изучать причины неплатежеспособности с целью защиты кредиторов и заинтересованных сторон от недобросовестных действий должника, которые могут привести к уменьшению стоимости его активов;
• обеспечивать быструю и эффективную аккумуляцию и продажа активов должника
• обеспечивать справедливое распределение собственности должника между кредиторами и другими заинтересованными сторонами (акционерами и др.)., с учетом установленных правил и приоритетов, предупреждения возможности получения отдельными кредиторами "несправедливых преимуществ";
• быть конечной стадией заявления и взыскании боргив.
Как свидетельствует мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Такое назначение банкротства определено самой сути предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, соответственно и с риском потерь. Источником этой неопределенности являются все стадии воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых товарив.
Вторая функция законодательства связана с механизмом реорганизации, регламентация которого должна обеспечивать:
• целесообразность применения, т.е. определения возможности (предпосылок) продолжения жизнедеятельности;
• различные формы и инструменты проведения реорганизационных процедур, возможность их выбора с учетом специфических особенностей предприятия-банкрота;
• защита предприятия, является инициатором или проводит реорганизационные процедуры от приоритетных обеспеченных кредиторов;
• возможность материальной, финансовой или консалтинговой помощи предприятию в период реорганизации, равенство его прав и возможностей по сравнению с другими субъектами рынка;
• достаточное время для достижения результата от проведения реорганизационных процедур.
Банкротство - это не только снижение неэффективных предприятий, способ хозяйствования в условиях моратория долгов, а прежде всего один из весомых правовых инструментов радикального сокращения влияния неэкономических мотивов и факторов на действия всех субъектов бизнеса, средство обеспечения равноправия владельцев, должников и кредиторов предприятия, в том числе и держави.
По сути разработка законодательства о банкротстве направлена на достижение в рамках единых процессуальных отношений компромисса между должником и его кредиторами для гармонизации их интересов. Должнику оно должно обеспечивать возможность сохранения бизнеса, а кредиторам - максимальное удовлетворение финансовых и имущественных требований. Характер компромисса зависит от конкретных условий экономики определенной страны, стадии ее экономического развития, политической ориентации, менталитета нации тощо.
Финансовая несостоятельность предприятия может быть обусловлена различными причинами и факторами, иметь различные проявления и последствия. Осознание этого факта побуждает исследователей к классификации видов банкротства, которые могут иметь место. Обобщая на труд-ния различных ученых и практиков, целесообразной признается следующая причинно-видовая классификация ситуации банкротства предприятия (рис. 1.12), которая позволяет комплексно охарактеризовать данное явище.
1. Зависимости от преднамеренности возникновения ситуации банкротства:
• неосторожное банкротство, которое является результатом повышенных рисков предпринимательской деятельности и неэффективного менеджмента;
• преднамеренное банкротство, которое является результатом преднамеренных действий руководства предприятия и (или) его владельцев по "ввода" активов, искусственного создания ситуации неплатежеспособности, совершаемых по разработанному плану или сговору и имеют целью присвоения средств предприятия, его партнеров и кредиторов. В Хозяйственном кодексе Украины [1, ст.215] умышленным банкротством признается стойкая неплатежеспособность субъекта предпринимательства, вызванная целенаправленными действиями собственника имущества или должностного лица субъекта предпринимательства, если это нанесло существенный материальный вред интересам государства, общества или интересам кредиторов, которые охраняются законом.
В Уголовном Кодексе Украины [4, ст. 219] определено понятие "доведение до банкротства" - умышленное, из корыстных побуждений, иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц совершение собственником или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности действий, которые привели к

2. 3. 4. 7. 8. 9. 2. 3.
1.3. Факторы возникновения кризисных явлений и угрозы банкротства предприятия Глава 2. Базовые теоретические положения антикризисного управления предприятием