2.8. Антикризисное государственное регулирование ( администрирование): сущность и исходные положения

Проблемы развертывания кризиса на уровне отдельного предприятия не являются локальными. Отдельное предприятие является частью национальной, территориальной и отраслевой хозяйственной системы. Кризисные явления в его деятельности, угроза признания предприятия банкротом имеют негативные последствия не только для его кредиторов (с точки зрения риска неудовлетворения требований), но и для всех субъектов макроэкономической системи.
Население не получает необходимые ему товары и услуги. Нарушается соответствие между спросом и предложение на потребительском рынке, что может привести к росту цин.
Партнеры предприятия по хозяйственной деятельности не получают продукцию и услуги, необходимые им для собственной производственной деятельности, что приводит к ухудшению их финансового становища.
Работники предприятий теряют работу, возможность получения заработной платы и пополняют армию безработных, нуждающихся в государственной финансовой пидтримки.
Государство, с одной стороны, теряет плательщика налогов и обязательных платежей, уменьшает поступление в государственный бюджет и еще больше усиливает его дефицит, с другой - ухудшается макроэкономическая ситуация в стране в связи с разбалансированностью экономики и ее несоответствием рыночным вимогам.Module . Таким образом, в банкротстве предприятий не заинтересован ни один субъект макроэкономической системы. Итак, проблема кризиса и банкротства, его прогнозирования и предотвращения, имеет не только локальный (для отдельного предприятия), но и общегосударственный характер.
Признание этого факта объективно обусловливает необходимость создания определенной государственной системы контроля, диагностики и защиты предприятий от финансового краха (системы противодействия банкротству).
Термин "система банкротства" впервые использован в коллективной монографии под редакцией Г.П. Иванова со ссылкой на зарубежный опыт. В поданном толковании система банкротства - это не законодательные акты, регламентирующие правовые основы процесса несостоятельности (банкротства), а определенным образом организованная система контроля , диагностики и, по возможности, защиты предприятий от финансового краха. Составляющими такой системы признано цели и принципы, участники и организационный механизм процедуры банкротства, организационная структура, методическое и нормативное обеспечение, диагностика состояния предприятия, предотвращения банкротства, социальная защита, подготовка кадров [110 , с.20].
Целью создания и применения механизмов системы банкротства признана необходимость проведения структурной перестройки экономики и ее адаптации к рыночным требованиям. Согласно определенной цели сформулированы основные требования (принципы) создание системы банкротства, подтверждающие ее защитный характер, ориентацию на выживания хозяйственных субъектов и их приспособления к потребностям ринку.
В современном понимании система противодействия банкротству рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных подсистем, реализуемых на макро-и микроривнях.
Система противодействия банкротству на уровне пидприемства
должна быть направлена на создание предпосылок для преодоления кризисных явлений в жизнедеятельности отдельного субъекта хозяйствования и является постоянно действующей составляющей общего хозяйственного механизма предприятия. ее элементами являются: во-первых, механизм преодоления кризисных явлений и предотвращения банкротства, представлен в особом порядке организованной подсистемой антикризисного управления; по- Во-вторых, механизм профилактики возникновения кризиса, который охватывает основные направления работы, связанные с созданием предпосылок недопущения возникновения и распространения кризисных явлений (подсистема профилактики). Подсистема профилактики должна создаваться во всех функциональных сферах предприятия, где существует вероятность возникновения локальных кризисов. Но главное значение имеет эффективный операционный и финансовый менеджмент, поскольку именно реализация финансово-экономических мероприятий поддерживает надлежащий финансовое состояние предприятия, оптимизирует позиции предприятия на шкале "доходность - риск", что делает невозможным переход локальных кризисных явлений в системную кризу.
Формирование системы противодействия банкротству на уровне держави
направлено на создание необходимых предпосылок для нормального взаимодействия между отдельными субъектами хозяйствования на принципах равенства и порядочности, создание общих условий их функционирования, сохранение каждого жизнеспособного предприятия, деятельность которого выгодна обществу. Основные составляющие системы противодействия банкротства на уровне государства указанные ниже (рис. 2.7).
1. Законодательство о банкротстве и санации неплатежеспособных предприятий, которое является весомым инструментом государственной поддержки предприятий, оказавшихся в ситуации банкротства, но потенциально жизнеспособными субъектами рынка - эффективно. Его формирование должно осуществляться в соответствии с изложенными выше целей, задач и принципов применения этого инструмента, что является залогом его высокой ефективности.
2. Законотворческая деятельность государства, направленная на создание равных условий для ведения бизнеса, защиту справедливых требований и имущественных интересов предприятий, противодействие монополистическим тенденциям и недобросовестной конкуренции.
3. Государственное регулирование процесса создания предприятия и формирование их уставного фонда, которое позволяет противодействовать возникновению сознательно нежизнеспособных субъектов хозяйствования, могут начать хозяйственную деятельность, сохранить инвестиционные ресурсы.
4. Государственный контроль за функционированием предприятий и проведением отдельных особо рискованных хозяйственных операций, в ходе которых могут быть затронуты справедливые одного из участников или понесенный существенные финансовые збитки.
5. Государственный контроль за функционированием банковско-кредитной сферы и финансовых посредников, который необходим для противодействия платежной кризису и ускорению скорости оборота, недопущению потерь средств предприятий при проведении расчетно-кассовых операций.
6. Антикризисная государственная промышленная политика, направленная на содействие структурной предпосылке экономики и внедрения достижения научно-технического прогресса, является залогом повышения конкурентоспособности экспортного потенциала, защиту отечественных товаропроизводителей, содействие развитию товаров, которые могут заменить импортные тощо.
7. Антикризисная инвестиционная политика государства, основными формами которой является финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий, прежде всего стратегически важных, градообразующих, особо опасных и т.д., а также содействие улучшению инвестиционного климата в целом, что является необходимой предпосылкой инвестирования, в том числе за счет иностранных источников, санации украинских предприятий ;
8. Антикризисная политика, в рамках которой основными направления государственного воздействия является регулирование занятости населения, социальной помощи, пенсий, содействие развитию образования, медицины, социальной защите незащищенных слоев населения и т.п.;
9. Прямое антикризисное управление на предприятиях государственной и муниципальной собственности, что позволяет повысить эффективность функционирования государственного сектора экономики и обеспечить рост бюджетных поступлений;
10. Методологическая и консалтинговая помощь предприятиям всех форм собственности и организационно-правовых форм по вопросам антикризисного управления, банкротства и санации,
11. Кадровое обеспечение антикризисного процесса на микроуровне путем проведения подготовки и переподготовки кадров арбитражных управляющих, размещение государственного заказа на вузовскую и после вузовскую подготовки (повышения квалификации).
Таким образом, главной задачей системы противодействия банкротства на уровне государства является антикризисное регулирование (администрирование)
экономических процессов на микроуровне путем реализации соответствующих организационно-экономических и нормативно-правовых мер воздействия государственных органов на деятельность пидприемства.
Термин "антикризисное регулирование" введено в обиход в монографии под ред. Проф. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. Он определяется как макроэкономическая категория, охватывающая меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защита предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или ликвидации в случаях нецелесообразности его дальнейшего функционирования [129, с.35]. Признано, что основные направления антикризисного регулирования экономики должны разрабатываться и утверждаться вышестоящими органами управления страной, воплощаться в жизнь специально созданным органом - управлением или Агентством банкрутства.
В Украине сегодня сложилась многоуровневая система государственных органов, деятельность которых непосредственно направлена на проведение антикризисного регулирования економики.
1. Государственный орган по вопросам банкротства, который согласно Закону "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" ( ст.2) реализует Государственную политику по предупреждению банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, а также в определенных случаях субъектов предпринимательской деятельности других форм власности.
Государственный орган по вопросам банкротства:
• содействие созданию организационных, экономических и других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом;
• предлагает хозяйственному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) для государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, относительно которых возбуждено дело о банкротстве, и в других случаях, предусмотренных настоящим Законом;
• организует систему подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);
• осуществляет лицензирование деятельности физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы)
• обеспечивает реализацию процедуры банкротства относительно отсутствующего должника;
• осуществляет ведение единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, устанавливает и утверждает форму представления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, в которых возбуждено производство по делу о банкротстве;
• организует проведение экспертизы финансового положения государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, при подготовке дела о банкротстве к рассмотрению или во время его рассмотрения хозяйственным судом в случае назначения судом экспертизы и предоставления соответствующего поручения;
• готовит на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа выводы о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведения до банкротства относительно государственных предприятий или предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%;
• готовит и представляет на утверждение Кабинета Министров Украины в установленном порядке типовые документы относительно осуществления процедур банкротства;
• осуществляет другие предусмотренные законодательством повноваження.
Полномочия государственного органа по вопросам банкротства возложены на Министерство экономики Украины и по вопросам европейской интеграции. Для их реализации в составе Министерства создано специальное Управление по вопросам собственности и банкротства, а при областных государственных администрациях - региональные управления по вопросам банкрутства.
2. Государственное хозрасчетное учреждение "Агентство по вопросам банкротства" (создана в 2000 году на базе ликвидированного центрального органа исполнительной власти, который действовал с 1992 года - Агентства по вопросам банкротства и ликвидирована в сентябре 2005 г.1).
В компетенцию Агентства входило оказание услуг в процессе производства по делам о банкротстве в соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
3. Комиссия по вопросам неплатежеспособности (создана в 2001г.), Задачей которой является обеспечение координации действий министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, связанных из
предотвращением банкротства и выработкой единых подходов к проведению государственной политики по определению оптимальных путей восстановления платежеспособности градообразующих предприятий,
предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, особо опасных предприятий и субъектов естественной монополии, находящихся в государственной собственности или у
уставном фонде доля которых государственной собственности превышает 25%, а также в случае возбуждения дела об их банкрутство.
Комиссия:
1) участвует в рассмотрении материалов, связанных с анализом финансово-хозяйственного состояния предприятий, с целью выявления должников и своевременного принятия мер для предотвращения их банкротства;
2) вносит министерствам, другим центральным и местным органам исполнительной власти предложения по разработке законодательных актов по вопросам совершенствования процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом;
О ликвидации государственного хозрасчетного учреждения "Агентство по вопросам банкротства": Постановление Кабинета Министров Украины № 942 от 24.09.2005 г. 146
3) рассматривает предложения министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти относительно: целесообразности проведения досудебной и судебной санации государственных предприятий; определение оптимальных путей реструктуризации и погашения их задолженности; целесообразности предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям;
4) принимает решение о целесообразности инициирования возбуждения дел о банкротстве предприятий и рекомендует соответствующим контролирующим органам выдавать в соответствии с законодательством доверенности государственной хозрасчетной учреждении "Агентство по вопросам банкротства" на право представлять в суде их интересы по вопросам удовлетворения предприятиями требований по погашению задолженности;
5) участвует в рассмотрении планов санации предприятий;
6) участвует в рассмотрении предложений, направленных на обеспечение защиты интересов государства, совершенствования механизма взаиморасчетов субъектов предпринимательской деятельности в случае применения к предприятиям процедур взыскания долгов соответствии с законодательством.
2.7. Концептуальная модель процесса антикризисного управления предприятием Глава 3. Концептуальные положения диагностики кризиса развития предприятия