6.4. Исследование состояния внешней среды предприятия и его благоприятности для выхода из кризисного состояния

Неотъемлемой составной частью диагностики кризиса является мониторинг состояния внешней среды предприятия и прогнозирования ожидаемых изменений в ньому.
Понятие "внешняя среда" (environment) вошло в состав объектов исследования в 60-70-х годах XX века вместе с концепцией стратегического управления, его образующих от оперативного. Если в неоклассической экономической модели, на использовании которой строилось оперативное управление, базисом служил экономический и финансовый анализ, то в течении стратегического управления главное внимание уделяется поиску взаимодействия с внешним окружением, нахождению сфер общности и спивробитництва.
Исследование внешней среды необходим в процессе разработки любой стратегии деятельности предприятия, в том числе и антикризисной. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, как уже было отмечено выше, именно внешняя среда, несоответствие предприятия требованиям внешних контрагентов основном вызывают появление и развитие кризисных явищ.
Во-вторых, состояние и направление развития внешней среды определенной степени определяют возможности предприятия по локализации кризиса и выхода из него. Ухудшение внешней среды является мощным катализатором ускорения развития кризиса приводит вплоть до банкротства и ликвидации субъекта предпринимательства. Это усиливает временные ограничения антикризисного процесса, затрудняет выполнение программы антикризисных действий. Если прогнозируются изменения к лучшему в общем состоянии внешней среды или в его определенных сегментах, это ослабляет и замедляет развитие кризиса, становится препятствием для ее развития. В этих условиях потенциальные результаты от принятых антикризисных мер должны быть оперативными, действенными, вагомими.
В-третьих, разрабатывая антикризисные меры, необходимо учитывать состояние и прогноз развития внешней среды, обеспечивать их адекватность и временную соответствии с процессов, происходящих за пределами пидприемства.
В современной экономической литературе внешнее окружение предприятия рассматривается как сложная многоуровневая структура, элементы каждого уровня которой формируются под влиянием собственных (специфических) факторов и по-разному (по силе и направлению) влияют на деятельность предприятия. Принято выделять два уровня внешнего оточення.
1. Общее окружение (макросреда), которое включает в свой состав глобальные факторы, отражающие социально-экономические отношения в суспильстви.Module . 2. Оперативное среда (микросреда), которое охватывает факторы, которые осуществляют непосредственное влияние на конкретное торговое предприятие. Традиционно принято рассматривать такие группы факторов, как покупатели, поставщики, конкуренты, наемные работники, владельцы капитала, контактные аудитории, государственные установи.
основном макросреда не имеет специфического влияния на отдельно взятое предприятие, но степень влияния на отдельные предприятия разный, что объясняется различиями как в сферах деятельности, так и во внутреннем состоянии (потенциале) предприятий. Макросреда определяет общие условия предпринимательской деятельности, атмосферу бизнеса, влияет на факторы микросреды и через них (косвенно) - на развитие пидприемства.
В отличие от макроуровня факторы оперативного среды более поддаются влиянию со стороны предприятия, причем степень этого влияния зависит от стабильности положения предприятия на ринку.
Стоит отметить, что методическое обеспечение исследования состояния внешней среды разработаны недостаточно. Практическая значимость дальнейших разработок не вызывает сомнений, поскольку именно неподготовленность многих предприятий, в том числе и крупных государственных, к взаимодействию с внешней средой, пренебрежение его требованиями и потребностями - одна из причин развития кризисных явлений, угрозы банкрутства.
Необходимость исследования проблемы взаимодействия предприятия и внешней среды обусловлена формированием новой концепции управления предприятием как открытой системы, внутренняя стабильность которой зависит от условий внешней среды. Даже если в самом предприятии не происходит никаких изменений, постоянные изменения окружающей среды оказывают существенное влияние на результаты его деятельности. Это вызывает необходимость проведения постоянного мониторинга состояния внешней среды предприятия, рассматривается как неотъемлемая составная часть стратегического планування.
Принято определять такие ситуативные характеристики окремих
элементов внешнего окружения и их взаимодействия:
i) взаимосвязанность факторов внешнего окружения, то есть уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на изменение других факторов среды;
сложность внешней среды, которая определяется количеством факторов, на изменение которых производственная система должна реагировать для обеспечения своего выживания, а также уровень вариации каждого фактора;
динамичность внешнего окружения , т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия, большинство исследователей считают, что скорость изменений в отдельных отраслях и сферах экономики имеет тенденцию к ускорению;
неопределенность внешнего окружения, которая рассматривается как функция от количества информации относительно действия каждого фактора и уверенности в ее достовирности.
В процессе анализа динамичности и нестабильности внешнего окружения выделяются три важнейшие характеристики: степень привычности изменений (привычные, в пределах экстраполяции опыта, неожиданные, не имеющие аналога, принципиально новые) темп изменений по сравнению с реакцией предприятия (медленнее по сравнению быстрее), возможность прогнозирования будущего (по аналогии с прошлым, путем экстраполяции, частично, трудно). Рост неопределенности рассматривается как фактор, затрудняет принятие управленческих решений и деятельности пидприемства.
Исследование состояния внешней среды в ходе диагностики потенциала выживания предприятия предусматривает проведение указанной на рис.6.7 роботи.
1 этап. Структурирование внешней среды предприятия, определение значимых элементов (факторов), требующих исследования. Целесообразно выделение следующих чинникив.
группа - факторы, взаимосвязанные с деятельностью предприятия, влияние которых со временем может существенно меняться. Это условия, которые формируются под влиянием изменений спроса, деятельности конкурентов, изменения на рынке ресурсов и т.п.. Эта группа факторов является наиболее динамичной и занимает особое место в общей системи.
группа - факторы, характер воздействия которых на деятельность предприятия со временем существенно не изменяется. Это изменения политической ситуации в государстве, социально-экономические факторы макроуровня, уровень развития культуры, демографические изменения тощо.
С группа - специфические факторы, исследование которых дает возможность оценить потенциальные возможности развития предприятия, направления диверсификации деятельности в других отраслях и на других рынках, выявить возможность появления новых конкурентов из других сфер деятельности и т.п.. Состав этой группы факторов формируется в каждом отдельном случае в зависимости от специфики предприятия и рынка его деятельности. Целесообразность выделения этой группы факторов заключается в том, что предприятие вынуждено контролировать ситуацию за пределами своей деятельности, поскольку, как правило, именно там возникают проблемы, которые влияют на дальнейшее развитие пидприемства.
2 этап. Определение "критических точек" и границ анализа внешней среды. Количество и перечень "критических точек"-наиболее важных элементов среды, подлежащих исследованию, - определяются индивидуально с учетом размера предприятия, характера его деятельности (специализации), целей и условий проведения диагностики, жесткости временного ограничения и других особливостей.
Размеры предприятия неоднозначно влияют на определение круга значимых факторов внешней среды. С одной стороны, большая организация имеет большие возможности контролировать внешнюю среду, чем небольшая. Влияние крупного предприятия на окружающую среду может в определенной степени нейтрализовать действие внешнего мира на его деятельность. Поэтому целый ряд элементов внешней среды для большого организации менее значимы, чем для маленькой (например, большая организация, как правило, стабильные, хорошо налаженные контакты с поставщиками, она менее подвержена конкуренции, испытывает серьезные финансовые преимущества в плане освоения новых технологий и т.д.). Кроме того , крупные предприятия, во-первых, менее подвижны и гибкие, чем малые, а потому должны хорошо ориентироваться во внешне ™}'' среде для того, щоы иметь возможность заблаговременно подготовиться к будущим изменениям, во-вторых, несут большую социальную ответственность перед внутренними участниками, потребителями, обществом в целом, в-третьих, существуют объективные предпосылки (достаточный интеллектуальный потенциал) для проведения необходимых дослиджень.
Характер (специализация) предприятия также обусловливает разницу в оценке факторов внешней среды и выборе критических точек. Например, для торговых предприятий более существенное значение имеют социальная политика, ситуация с выплатой зарплаты, динамика валового национального продукта, таможенная политика, по сравнению с политическими рисками, технологическими изменениями, объемом государственного инвестирования тощо.
Если анализ среды ограничен временными рамками, в ходе исследования, как правило , сосредоточиваются лишь на тех элементах внешней среды, критически влияют на текущее функционирование (то есть на элементах рабочей среды), при отсутствии временных ограничений появляется возможность более углубленного анализа внешней середовища.
Из этап. Сбор информации, необходимой для проведения исследования. изучение состояния и перспектив развития отдельных факторов и критических точек внешней среды базируется на сборе качественной и количественной информации, ее аналитической или экспертной обработки и формировании соответствующих аналитических висновкив.
Информационной базой проведения исследования есть сводная статистическая отчетность, макроэкономические исследования, обзоры конъюнктуры отдельных рынков, аналитические обзоры, опубликованные в специальных экономических изданиях и периодической печати, результаты выборочных исследований и наблюдений, изучение точек зрения специалистов предприятия и внешних специалистов, проведения собраний и обсуждений тощо.
4 этап. Определение методического инструментария исследования. В экономической литературе разработаны и предложено множество методов оценки состояния внешней среды, которые могут быть агре-говани в указанные ниже групи.
Методы прогнозирования (экстраполяции, множественной регрессии, построения кривой тренда, метод разработки сценариев, метод "Дельфи", асимптотический анализ, анализ потерь и возможностей) , которые применяются для определения будущих тенденций, для выявления будущих существенных переменных и для предсказания будущих событий на основе обобщения анализа нынешней ситуации, ее прогнозирования на майбутне.
Методы моделирования (разработки моделей "затраты-выпуск", эконометрической, стохастической, кибернетической) предоставляют возможности построить такую модель действительности, которая позволяет специалисту по планированию получать различные варианты будущего, изменяя входные параметры и функции переменных в рамках этой модели.
Методы оценки последствий (анализ прямого и перекрестного влияния, дедуктивный анализ, анализ баланса заинтересованных сил и т.д.). Применение этих методов позволяет оценить последствия влияния ожидаемых изменений внешней среды на жизнедеятельность предприятия и результаты его финансово-хозяйственной деятельности, определить степень и вероятность совпадения нескольких явищ.Module . Экспертные методы (оценка возможного роста и изменения эффективности "стратегических зон хозяйствования, метод" 5x5 ", метод" четырех вопросов ", построение матрицы" вероятность усиления фактора - его влияние на организацию "и т.д.). их применения предусматривает экспертное формирование перечня параметров, которые определяют изменения состояния внешнего окружения и их влияние на деятельность предприятия, дают возможность оценить степень неопределенности среды и основные ее джерела.
Каждый из разработанных методов не является всеобъемлющим, универсальным. Целесообразность его применения определяется динамизмом изменений во внешнем окружении, спецификой фактора, влияние которого оцинюеться.
Обобщающая оценка степени благоприятности или неблагоприятности внешней среды для развития предпринимательской деятельности (вида бизнеса) предприятия осуществляется экспертным методом на основе использования оценочного коэффициента враждебности внешнего окружения, предложенного в работах Вишнякова Л.Д. [159, 160]. Его значение рассчитывается как сумма частичных коэффициентов враждебности, учитывает индивидуальный набор факторов, которые определяют благоприятность внешней среды для развития предпринимательской дияльности.
5 этап. Проведение исследования и обобщение полученных выводов. Результаты расчета коэффициента враждебности внешнего окружения мож '^ во викопистовл7ватися не только для определения потенциала выживания предприятия, но и для формирования общих выводов относительно формирования или изменения стратегии деятельности пидприемства.
Во-первых, есть возможность определить степень благоприятности внешней среды для развития предприятия, в том числе для нейтрализации кризиса и выхода из него. Благоприятное состояние или ожидаемые благоприятные изменения внешнего окружения облегчают преодоление кризисных явлений; негативное состояние или прогнозирования ухудшения ситуации-влечет углубление кризиса, усиливает угрозу банкротства пидприемства.
Во-вторых, необходимо определить характер отношения предприятия до состояния и изменений во внешней среде: пассивное или активное. По пассивного отношения в течении разработки антикризисной программы необходимо предусмотреть меры, реализация которых будет способствовать приспособлению экономического поведения предприятия к изменениям во внешней среде. В противном случае (активное отношение) анти-кризисное управление предприятием должно предусматривать подчинения факторов внешней среды интересам предприятия, получения максимальной выгоды от ожидаемого благоприятного изменения отдельных факторов.
6.3. Методологические основы оценки возможностей развития предприятия 6.5. Оценка стратегической позиции предприятия в контексте задач диагностики потенциала выживания