7.1. Антикризисная программа предприятия : назначение , цели и задачи разработки

Процесс вывода предприятия из кризисного состояния должно происходить не хаотично и бессистемно, он должен быть определенным образом организованный и скоординированный. Понимание этих аксиоматических истин обусловливает целесообразность определения основных документов, которые должны разрабатываться в процессе антикризисного управления пидприемством.
Основными документами, которые должны разрабатываться на предприятии, оказалось в кризисном состоянии, есть антикризисная программа и план анти кризов их заходив.
Антикризисная программа - это специальным образом подготовленный внутренний документ, в котором систематизированы излагается перечень основных мероприятий, которые планируется осуществить в пределах предприятия, его структурных подразделений и функциональных служб для достижения поставленной цели - вывод предприятия из кризисного стану.
Антикризисная программа должна быть укрупненной и разрабатываться в целом по предприятию. При необходимости могут разрабатываться антикризисные подпрограммы по отдельным подразделениям и функциональных службах предприятия (как развитие, уточнение и дезагрегация мероприятий, предусмотренных на уровне предприятия).
Антикризисная программа разрабатывается на основании проведенной диагностики финансового состояния и угрозы банкротства предприятия, последствий возникновения ситуации банкротства, оценки возможностей предприятия по локализации кризиса. ее место в общем процессе анти-кризисного управления было определено в разделе 2 (рис. 2.4).
Необходимо обсудить и согласовать антикризисную программу с собственниками предприятия, поскольку отдельные меры по восстановлению платежеспособности могут затрагивать их интересы, не отвечать стратегическому видению перспектив развития пидприемства.
Внутренняя структура антикризисной программы не требует формализации (четкого и однозначного определения отдельных разделов), поскольку будет определяться стадией кризиса и сути мероприятий, включаемых в ее складу.
План антикризисных мероприятий разрабатывается на основании антикризисной программы и представляет собой форму ее конкретизации и трансформации. Должен содержать перечень конкретных мероприятий, которые предполагается осуществить, сроки начала и окончания, необходимые ресурсы (средства) и ожидаемый результат реализации, а также определять ответственное лицо и виконавцив.
Антикризисная программа и план антикризисных мер мають
удовлетворять следующим требованиям:
обеспечивать комплексное решение вопросов финансового оздоровления и восстановления работоспособности целостного организма предприятия;
быть подчиненными стратегическим интересам предприятия и привлекательными для владельца, руководства, персонала предприятия
быть привлекательными для внешних инвесторов и обеспечивать привлечение внешних средств, необходимых для их осуществления;
устанавливать цели, которые количественно измеряются и могут контролироваться;
содержать решения, устраняющие существующие проблемы и угрозу для функционирования предприятия;
конкретизировать задачи в разрезе структурных подразделений и функциональных служб предприятия;
предусматривать содержательные (количественные и качественные) последствия предлагаемых мер, возможные сроки их отримання.
Исходя из установленных требований, на рис. 7.1 приводится ориентировочный формат (структура) антикризисной программы (плана).
Дискуссионным является вопрос о соотношении таких плановых документов как антикризисная программа (план), оперативный план хозяйственно-финансовой деятельности, стратегический план розвитку.
Исходя из сущности антикризисной программы в период разработки и реализации, актуальной задачей остается разработка плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в традиционном понимании его содержания и структуры. Оперативное планирование хозяйственно-финансовой деятельности выступает как один из инструментов управления, с помощью которого создаются предпосылки для достижения целевых показателей, установленных антикризисной програмою.
Что же касается стратегического плана, то необходимость его разработки после формирования антикризисной программы устраняется. Вывода предприятия из состояния кризиса может рассматриваться как стратегическая цель, на реализацию которой должен работать весь потенциал предприятия. По мере завершения реализации мероприятий антикризисной программы и получения положительных результатов потребность в разработке стратегии деятельности актуализируется, поскольку именно в стратегическом плане должны быть закреплены полученные достижения и созданы предпосылки для предотвращения повторения кризисных явищ.
Разработана таким образом антикризисная программа (план) при необходимости становится необходимой основой для подготовки других производных специальных плановых документов, которые имеют узкую функциональное назначение, в частности бизнес-плана финансового оздоровления и плана (проекта) санации. Рассмотрим особенности их розробки.
Назначение и структура бизнес-плана финансового оздоровления имеет различную трактовку в современной нормативной и специальной литератури.
Так, в [168, с.53-75] термин "бизнес-план" определяется как короткий, точный, доступный для понимания описание бизнеса, важнейший инструмент для рассмотрения большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий. Целью разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия признано обоснование стратегии его выживания, планирования реорганизационных процедур, организацию управления предприятием в условиях кризиса, обоснование необходимости и возможности предоставления предприятию государственной пидтримки.
В другом издании [ 231, с 50-60] бизнес-план финансового оздоровления рассматривается как внутрифирменный документ, который разрабатывается для обоснования мероприятий предприятия, требующие инвестирования (вложение средств). Разработка антикризисной программы, улучшения финансового состояния и выход предприятия из состояния кризиса (банкротства или предбанкротного состояния ) определен как одна из задач разработки бизнес-плану.
В работах отечественного исследователя профессора И.А. Бланка [152, т.2, с.319] определено, что план финансового оздоровления предприятия (бизнес-план) должна направляться на восстановление платежеспособности и поддержки эффективной деятельности предприятия с учетом мобилизации существующих ресурсов и привлечения средств внешних инвесторов (в том числе и государственной финансовой поддержки) для проведения санационных заходив.
Рекомендации по структуре бизнес-плана финансового оздоровления, как правило, базируются на типовых подходах к формированию любого бизнес-плана, наработанных зарубежным и отечественным досвидом.
В табл. 7.1 приведена сравнительная характеристика структуры бизнес-плана финансового оздоровления, представленной в различных учебно-методических и практических изданиях. Это сравнение показывает, что противоположных мнений по бизнес- планирование финансового оздоровления предприятия не существует, разные подходы отличаются лишь глубиной раскрытия отдельных питань.
Таблица 7.1 Сравнительная характеристика структуры бизнес-плана финансового оздоровления пидприемства
Название планового документа "бизнес-план финансового оздоровления" используется и в нормативных актах Украины. Так, процесс разработки бизнес-плана финансового оздоровления регламентируется в следующих документах.
Методика составления бизнес-планов, утвержденная приказом Агентства по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций № 56 от 21 апреля 1997 г. [50].
Методика разработки планов реструктуризации государственных предприятий и организаций, утвержденная приказом Агентства по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций № 73 от 2 июня 1997 года [49].
Методика составления бизнес-планов разработана для оказания методической помощи специалистам Агентства по вопросам предупреждения банкротства предприятий, других органов исполнительной власти, банков и инвесторов при составлении бизнес-планов, а также для их оценки с целью выбора наиболее эффективного бизнес-плана в процессе проведения реструктуризации предприятий .
Согласно настоящей Методике, бизнес-план - это специфический плановый документ, в котором предусмотрено организационно-финансовые меры для обеспечения производства отдельных видов товаров, работ, услуг. План дает возможность определить перспективы развития будущего рынка сбыта, его потенциальную доходность, оценить затраты на изготовление и реализацию нужной этом рынке продукции. План также должен дать ответ на вопрос: целесообразно осуществлять инвестирование производства с точки зрения самоокупаемости затрат?
Предложенная Агентством по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций структура бизнес-плана не содержит специфической особенности реструктуризации предприятия и ничем не отличается от обычного бизнес-плану.
Другой нормативный документ - Методика разработки планов реструктуризации государственных предприятий и организаций - регламентирует содержание бизнес-плана реструктуризации предприятий, разрабатывается после внесения их в Реестр неплатежеспособных предприятий и организаций. В пункте 4.7 этого документа указано, что обязательным и необходимой составляющей проекта по реструктуризации предприятия является наличие бизнес-планов новых реорганизованных предприятий. Для разработки бизнес-планов предложено использовать "Типовой бизнес-план", утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 645 от 19.09.94 г. Но и в этом документе не отражены особенностей бизнес-планирования в процессе финансового оздоровления неплатежеспособного пидприемства.
Более удачными, учитывая содержание и структуру бизнес-плана финансового оздоровления, есть нормативные акты Российской Федерации. Приложение к распоряжению Федерального управления по делам несостоятельности (банкротства) № 98-р от 5 декабря 1994 г. [205, с 676-712] содержит обстоятельные рекомендации по планированию финансового оздоровления пидприемств.
Согласно этому документу план финансового оздоровления должен включать следующие разделы:
краткие сведения о плане финансового оздоровления (резюме);
общая характеристика предприятия;
анализ финансового состояния предприятия;
мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
рынок и конкуренция;
деятельность в сфере маркетинга предприятия;
план производства;
финансовый план.
Особенностью бизнес-плана финансового оздоровления является наличие раздела "Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной хозяйственной деятельности ", в котором приводятся их перечень, сущность, сроки проведения, необходимые ресурсы и ожидаемые результати.
Таким образом, бизнес-план финансового оздоровления, как правило, рассматривается как внешний документ, разрабатываемый для характеристики предпосылок и возможностей дальнейшего развития предприятия. В нем не только определяются антикризисные меры (их сущность и результативность), но и подается краткое описание всего внутреннего и внешнего окружения предприятия, стратегии его деятельности. Сферой его применения является поиск и привлечение внешнего кредитора (инвестора), что может осуществляться (но только как один из возможных мер) в ходе проведения финансового оздоровления пидприемства.
Другое название планового документа, разрабатываемого для управления антикризисным процессом - план санации. Название этого документа введена в обращение Законом "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" [6, ст.18]. План санации разрабатывается в рамках проведения лишь одной из возможных форм антикризисных мер - судебной санации. Ответственным за его разработку назначено управляющего, личность которого утвержден соответствующим решением суда. План санации является обязательным документом, который подлежит обработке (не позднее трех месяцев со дня вынесения решения о санации должника), одобрению комитетом кредиторов предприятия, согласованию с инвесторами (при их наличии) и утверждению постановлением хозяйственного суда .
Шан санации должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, условия участия инвесторов (при их наличии) в полном или частичном удовлетворении требований кредиторов, в частности путем перевода долга (части долга) на инвестора, сроки и очередность выплаты должником или инвестором долга кредиторам и условия ответственности инвестора за невыполнение взятых согласно плану санации, обязательств. Определено, что план санации должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, под которой понимается отсутствие признаков неплатежеспособности, определенных законом. Требования к содержанию плана санации должны быть разработаны Агентством по вопросам банкротства .
Такому пониманию сути данного документа соответствует название "проект санации-" (project of sanation), который был предложен профессором И.О.Бланком в [152, с.294]. Проект санации определяет процесс осуществления судебной санации и разрабатывается, как правило, представителями санатора предприятия-должника и независимой аудиторской фирмой. Предложено указанную ниже структуру этого документа.
Экономическое и финансовое положение предприятия-должника до начала проведения санации.
Основные причины (факторы), обуславливающих кризисное финансовое развитие пидприемства.
Цель и предложена форма санации.
План-график проведения санации с выделением первоочередных заходив.
Организация контроля за проведением санации.
Расчет эффективности предложенной формы санации.
Формулировка системы основных условий, обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форми.
Таким образом, план санации - это также узкий по назначению документ. Он разрабатывается только в случае доказательства кризиса в наиболее глубокой стадии - возникновение ситуации юридического банкротства боржника.
Аналогом плана санации в российском законодательстве есть план внешнего управления, рекомендуемая структура которого изложены в многочисленных учебно-методических изданиях [128].
План внешнего управления содержит следующие роздили.
1. Резюме (краткое изложение основных идеи плана), в котором в сжатой форме излагаются такие сведения! цели плана, оценка причин возникновения неплатежеспособности, характеристика размеров и структуры кредиторской задолженности, основные аргументы, обосновывающие возможность восстановления платежеспособности, основные мероприятия по восстановлению платежеспособности, комплекс организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих реализацию плана внешнего управления, график погашения задолженности;
2. Общие сведения о предприятии. Информация этого раздела содержит развернутую характеристику основных аспектов деятельности предприятия и предоставляет кредиторам сведения о его потенциальных можливостей.
3. Выявление причин неплатежеспособности. Этот раздел плана посвящен обобщению результатов диагностики неплатежеспособности и должен содержать качественную характеристику результатов анализа финансового состояния предприятия, проведенной на этапе наблюдения (в российском законодательстве первый этап арбитражного управления), целью которого является обеспечение сохранности имущества и проведения анализа неплатежеспособности предприятия, реализуется с момента принятия судом заявления о банкротстве до назначения другой судебной процедуры (внешнее управление или конкурсное производство).
4. Оценка текущей ситуации и резервы повышения эффективности деятельности предприятия. Этот раздел плана должен содержать результаты анализа внешнего окружения предприятия, изложение основных резервов повышения эффективности деятельности и восстановления платоспроможности.
5. Комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности. Этот ключевой раздел плана внешнего управления обобщает информацию о производственно-технических и экономических мероприятиях, реализация которых способна обеспечить безубыточную работу предприятия и погашение его кредиторской заборгованости.
Организационный план, в котором обобщается информация по организационно-экономических преобразований, которые планируется осуществить на предприятии с целью восстановления платежеспособности и погашения кредиторской задолженности, излагается содержание новых "схем" работ с партнерами, использования имущества, ведение отдельных биз-нес-процессов тощо.Module . Финансовый план, экономические расчеты и график погашения кредиторской задолженности. Этот раздел плана является результирующим и имеет целью дать представление кредиторам предприятия по динамике финансово-экономического состояния предприятия в период внешнего управления в отношении источников его доходов, сроков и объемов погашения кредиторской задолженности. В этом
Глава 7. Теоретические основы формирования антикризисной программы предприятия 7.2. Целевые параметры антикризисной программы предприятия