8.4.4. Особенности подготовки и проведения реструктуризации налоговых долгов предприятия

Как свидетельствуют статистические данные, одним из наиболее агрессивных кредиторов в Украине являются государственные налоговые органи.
Следует отметить, что органы государственной налоговой службы не заинтересованы в том, чтобы предприятия, которые имеют налоговую задолженность, банкрутилы, ведь цель органов государственной налоговой службы-сохранить налогоплательщика как такового. Ориентация на ликвидацию путем банкротства касается лишь так называемых "мертвых" предприятий, которые фактически прекратили свою предпринимательскую деятельность, но не ликвидированы в установленном порядке и продолжают находиться на учете как плательщики податкив.
Вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга регламентируются Закон Украина;; Пр ° порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами "[22].
Налоговый долг (недоимка) - налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства " язання.
Налоговые долги предприятия могут быть охарактеризованы с использованием следующих классификационных признаков [83] (рис. 8.8).
И. зависимости от механизма формирования выделяют такие типы (составляющие) налогового долга:
• недостатком в установленные сроки налоговые обязательства, которые, в свою очередь, могут быть двух подвидов:
обязательства, самостоятельно начисленные и указанные в поданной налоговой декларации, но не уплаченные в установленные сроки;
обязательства, доначисленные органами государственной налоговой службы в ходе документальных или камеральных проверок в связи с выявленными нарушение соблюдения требований законодательства, но не оплачены; при отсутствии своевременной уплаты согласованной суммы налогового обязательства налоговый орган направляет такому налогоплательщику налоговые требования;
пеня - плата в виде процентов, начисленных на сумму налогового долга (без учета пени), взимаемая с налогоплательщика в связи с несвоевременным погашением налогового обязательства;
штрафная санкция (штраф) - плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами;
нестачена плата за пользование отсрочкой (рассрочкой)-сумма платы за пользование отсрочкой (рассрочкой), не уплаченная в установленные строки.
II. В зависимости от характера мер взыскания, применяемые к налогоплательщику, налоговый долг может находиться в инертном или действенном статуси.
Инертный статус - это статус, в котором органами ГНС не применяются никакие меры взыскания, кроме вручения налоговых требований, регистрации налогового залога в госреестре залогов недвижимого майна
Различают три вида инертного статуса, к которым может быть отнесен налоговый долг плательщика:
в 1-ю налогового требования;
Первый налоговое требование;
Вторая налоговая вимога.
Действенный статус - это статус налогового долга должника, в котором уменьшение такого долга происходит благодаря определенным действиям, осуществляет сотрудник отдела взыскания налоговой задолженности ОГНС - налоговый управляющий, применяя предоставленные ему полномочия в соответствии с законодавства.
Различают пять видов действенного статуса, к которым может быть отнесен налоговый долг:
активный;
пассивный;
при процедуре банкротства;
рассрочка (отсрочка)
безнадийний.
ПИ. В зависимости от подхода к оценке размера для учета налоговых долгов налогоплательщиков используются указанные ниже отчетные показники.
Налоговый долг на начало периода - это сумма налогового долга, которая зафиксирована в первый день определенного периода за определенным количеством боржникив.
Сформирован налоговый долг за период - это сумма налогового долга, возникшего в течение определенного периода, без учета сумм, которые привели к уменьшению налогового долга за тот же период. Налоговый долг возникает по платежу за определенный период как разница между начисленными и уплаченными суммами налоговых обязательств, а его абсолютная величина определяется отрицательным сальдо расчетов с бюджетом на фиксированную дату. Сформирован налоговый долг за период может возникнуть в случае неуплаты в предельный срок: согласованных текущих налоговых обязательств плательщика; доначисленных по результатам документальных проверок согласованных налоговых обязательств (в том числе пени и штрафных санкций) штрафных санкций, а также начисленной пени; отсроченных (рассроченных) налоговых обязательств.
3. Уменьшен налоговый долг за период - это сумма всех платежей,
которые в течение определенного периода привели к уменьшению податково
го долга (независимо от сроков и типов налогового долга, в рахунок
которых было зачислено такое уменьшение). Уменьшение налогового боргу
за период может возникнуть в случае проведения:
уплаты "живыми" средствами (самостоятельно плательщиком; благодаря мерам взыскания (от реализации имущества, которое находилось в налоговом залоге и т.п.);
взаимозачетов;
зачисления переплат;
зачисления сумм возмещения НДС;
списания безнадежного налогового долга;
другое (отрицательный пересчет плательщиком своих налоговых обязательств, отмена налоговых обязательств плательщика по решению суда (суммы по актам документальных проверок, суммы начисленной пени, штрафных санкций).
Налоговый долг на конец периода - это сумма налогового долга, зафиксированная на начало определенного периода за определенным количеством должников, увеличенная на сумму сформированного налогового долга за период и уменьшенная на сумму, зачисленной в погашение (уменьшение) налогового долга за такой период. Составной показателя "Налоговый долг на конец периода" является показатель "Вновь налоговый долг на конец периода ".
Вновь налоговый долг на конец периода - часть суммы сформированного налогового долга за период, в соответствии с существующим порядком учета платежей в карточках лицевых счетов налогоплательщиков осталась непогашенной на последний день такого периода. Согласно существующему порядку учета платежей в карточках лицевых счетов любые поступления прежде направляются в счет уменьшения того налогового долга, возникшего по хронологии ранее. Поэтому показатель "Уменьшен налоговый долг за период" имеет две составляющие:

сумма, которая уменьшила налоговый долг возник в предыдущие периоды;
сумма, которая уменьшила налоговый долг, возникший в результате неуплаты текущих налоговых обязательств за отчетный период (сформирован налоговый долг за период).
Учет налоговых долгов ведется с помощью специально разработанного программного продукта АС "Учет должников и мер взыскания "(условное обозначение проекта АС" Должники "). АС" Должники "является рабочим документом работников подразделений взыскания налоговой задолженности ОГНС, реализованным как составная часть программного комплекса АИС« Учет налогов и платежей ".
При возникновении случая налогового долга у должника автоматически открывается Карточка должника, которая содержит полную информацию о конкретном случае налогового долга определенного должника. Каждый должник столько Карт должника, сколько у него открыто случаев налогового долга. Карточка должника автоматически закрывается в случае полного погашения налогового долга (закрытие случая налогового долга ) должника. На основании данных АС "Должники" работники подразделений взыскания налоговой задолженности ОГНС - налоговые управляющие - анализ информации о конкретном должника и применяют меры по взысканию налогового боргу.
Ведение Карты должника, ответственное отношение работников подразделений взыскания налоговой задолженности ОГНС - налоговых управляющих - до заполнения дневника работы с должником, в частности лаконичное и емкое заполнения Примечания, обеспечивает получение достоверной и полной информации о должнике и позволяет:
анализировать каждый случай налогового долга;
устанавливать приоритеты в работе по погашению налогового долга;
определять сумму сформированного налогового долга;
прогнозировать сумму налогового долга;
планировать реальную сумму его погашення.
АС "Должники" позволяет формировать информацию относительно налогового долга в разрезе категорий сложности случаев налогового долга: по должниками; по формам собственности должников; по видам деятельности должников; по ведомственной подчиненности, за определенный период; по видам платежей, за бюджетами; по типам, статусами (видам) налогового боргу.
Учет налоговых долгов, а также разработка и реализации стратегии их взыскания, является компетенцией специально созданных подразделений взыскания налоговой задолженности , которые несут ответственность за выполнение планов организации всей работы по погашению налогового долга плательщиков податкив.
При определении приоритетов в работе по погашению налогового долга учитываются:
суммы случае налогового долга;
срок ее возникновения;
риск потери поступлений; Module . соотношение затрат на осуществление мер принудительного взыскания к потенциальной суммы поступлений от их применения
статус налоговой заборгованости.
Работник подразделения взыскания налоговой задолженности самостоятельно устанавливает приоритеты в своей работе, анализируя случаи налогового долга, закрепленные за ним.
Наибольшее значение системе антикризисных мер имеют предусмотренные Законом [22] процедуры переноса установленных сроков уплаты налогов и сборов на более поздние термини.
Цель применения процедуры отсрочки или рассрочки уплаты платежей в бюджеты - предоставить плательщику возможность своевременно выполнять свои обязательства перед бюджетом и избегать дальнейшего накопления долгов. Путем проведения постепенных расчетов с бюджетом, плательщики получают возможность выйти из трудного финансового положения, остаться платежеспособными, сохранить рабочие места працюючим.
Органы государственной налоговой службы имеют право предоставлять рассрочки и отсрочки налоговых обязательств (долга) налогоплательщиков согласно пункту 9 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (с внесенными изменениями и дополнениями) [13] и статьей 14 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" [22].
Кроме того, налоговые органы имеют право принимать решение в процедурах санации о прощении (списании) и (или) отсрочку (рассрочку) уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) согласно Закону Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" [ 6].
Под рассрочкой налоговых обязательств (долга) понимают предоставление налогоплательщику бюджетного кредита на основную сумму его налоговых обязательств (долга) на условиях налогового кредита, по которым основная сумма кредита и начисленные на нее проценты погашаются равными долями, начиная с налогового периода, следующего за периодом предоставления такого кредиту.
Отсрочка налоговых обязательств (долга) имеет место в случае переноса уплаты основной суммы налоговых обязательств (долга) налогоплательщика на условиях налогового кредита, по которым основная сумма налоговых обязательства 'язань (долга) и начисленные на нее проценты выплачиваются равными долями, начиная с любого налогового периода, определенного соответствующим налоговым органом, но не позднее истечения 12 календарных месяцев с момента возникновения такого налогового обязательства, или единовременно в полном обсязи.Module . Определение сумм налоговых обязательств (долга), подлежащих рассрочке (отсрочке), осуществляется органами государственной налоговой службы по данным карточек лицевых счетов налогоплательщиков относительно тех налогов и сборов (обязательных платежей), контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и погашение которых отнесено к их компетенции.
Рассрочка (отсрочка) не может предоставляться относительно налоговых обязательств по ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию Украины, взносов в Пенсионный фонд Украины или других взносов в рамках государственного или обязательного социального страхования, а также по уплате подоходного налога с заработной платы рабочих и служащих (кроме пени за просрочку установленных сроков уплаты (перечисления)).
Действующим законодательством [85] предусмотрено указанный ниже порядок принятия решения по реструктуризации налоговой задолженности (рис. 8.9).
1 этап - подачи письменного заявления о проведении процедури
рассрочки (отсрочки) налогового долга. Заявление подается до
органа государственной налоговой службы по месту регистрации пидприемс
тва или по месту учета налогового обязательства (долга).
В заявлении указываются:
суммы налогов, сборов, других платежей, уплату которых просьбе рассрочить (отсрочить), при этом отдельно указываются суммы, срок уплаты которых еще не наступил, а также срок уплаты которых уже истек;
срок рассрочки (отсрочки).
К заявлению прилагается экономическое обоснование, которое состоит из:
анализа финансового состояния;
графика погашения рассроченных (отсроченных) сумм;
расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения или других источников самостоятельного погашения боргу.
Самостоятельное погашение налогового долга может быть осуществлено за счет следующих источников:
любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе корпоративных прав, полученные в заем (кредит), а также из других источников;
активы как владельца объектов недвижимой собственности, так и любой другой лица, на которое возложена обязанность уплаты;
средства, независимо от источников их происхождения, в сумме, не превышающей сумму их собственного капитала (без учета страховых и приравненных к ним обязательных резервов, сформированных согласно закону) - для банков, небанковских финансовых учреждений, в том числе страховых организаций.
2 этап - рассмотрение заявления в налоговом органе и прийняття
решение о ее удовлетворения (отклонения). Заявление плательщика по на
дання рассрочки (отсрочки) рассматривается в месячный термин.
По результатам рассмотрения руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о рассрочке (отсрочка), которое оформляется на бланке соответствующего органа или отказывает плательщику в рассрочке (отсрочке) в письменной форме с изложением причин видмови.
Основанием для рассрочки налоговых обязательств (долга) налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования угрозы возникновения или накопления налогового боргу.
Основанием для отсрочки налоговых обязательств (долга) налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга и / или банкротства такого плательщика податкив.Module . Достаточным доказательством для принятия решения о рассрочке или отсрочке налоговых обязательств (долга) считается наличие:
анализа финансового состояния налогоплательщика за предыдущий отчетный период;
расчетов прогнозных доходов такого плательщика, которые свидетельствуют о возможности погашения налоговых обязательств ( долга) и / или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима рассрочки или отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или збутом.
Из этап - документальное оформление решения о рассрочке (отсрочка) налогового долга. Решение о рассрочке (отсрочка) составляется в двух экземплярах: первый - для налогоплательщика, второй - для органа государственной налоговой служби.
Если решение о рассрочке (отсрочка) принимается органом государственной налоговой службы высшего уровня, решение выписывается в трех экземплярах: первый - для налогоплательщика, второй - для органа государственной налоговой службы по месту регистрации такого налогоплательщика (по месту учета такого налогового обязательства (долга)), третий - органа государственной налоговой службы, который принимает ришення.
Все решения о рассрочке (отсрочка) регистрируются подразделением взыскания налогового долга в журнале, который ведется в электронном вигляди.
Органы государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика (по месту учета налогового обязательства - долгу) регистрируют не только приняты непосредственно ими решения, но и решения органов государственной налоговой службы высшего уровня относительно плательщиков
8.4.3. Методические основы обмена требований кредиторов на корпоративные права кризисного предприятия 8.5. Реорганизация предприятия в системе мероприятий программы антикризисного управления