7.1. Методология стратегического менеджмента : сущность , принципы

Эффективное функционирование организаций находится в прямо пропорциональной зависимости от ситуации развития систем: упорядочение, поддержание в стадии упорядоченности, динамичного развития и адаптации. В условиях цивилизованного рыночного середовиши, где действуют механизмы конкуренции и соперничества, в обеспечении эффективного функционирования организационных систем решающую роль играет стадия динамического развития. Именно она определяет будущее поведение организационных формирований, качественные изменения в других стадиях развития систем. Изменяется логическая последовательность действий управления персоналом, деятельность которого направляется на перспективу, перспективные элементы рынка, выбор вариантов будущего поведения организационных систем.
С изменением стратегических параметров производства продукции и предоставления услуг обязательно изменяются параметры будущего поведения организационной системы и всех ее составляющих. Кроме главной стратегии, формироваться стратегии управления, маркетинга, финансов, развития рабочей силы, общеобразовательная и внутрисистемной коммуникации, отношений собственности и др.. Эта сбалансированная единство элементов и стратегий обеспечит стабильность функционирования организационной системы во внешнем конкурентном середовищи.
Следовательно, стратегия как форма проявления управленческой имеет объект-ный и функциональный характер. Она непосредственно связана с общей внутрисистемной ситуацией и объектом воздействия. Варианты взаимодействия источников возникновения ситуации с объектом воздействия разные. Воздействие может быть регулирующий, адаптивный и образует среду (внешний и внутренний).
Стратегический менеджмент - это система новых приемов, инструментов философии в управленческой деятельности, ориентированную на общесистемный интерес. ее основой является стратегическое планирование, охватывающее внешне-и внутрисистемных середовище.
Существуют различные подходы к стратегиям, стратегического менеджмента и планування.
Б. Тейлор, специалист по стратегическому планированию, выделяет различные его виды. Он рассматривает стратегию как:
систему всеобъемлющего контроля, связанной с формированием и распределением ресурсов;
способ для внедрения нововведений;
форму стратегического управления для укрепления организации, квалификационного потенциала кадров;
форму разрешения конфликтных ситуаций между группами интересов как внутри бизнеса, так и за его пределами
системную методологию исследования майбутнього.
Стратегии делятся на общие и специфические. Первые охватывают генеральные, ключевые направления развития организационной системы. Они определяют генеральную линию будущего поведения организации с учетом изменений внешней среды. Это достигается в условиях сегментации рынка, различных видов стратегических зон хозяйствования (базовых и Дивер-сификованих). Специфические стратегии охватывают направления развития подсистем организационной системы. Они обеспечивают реализацию общей стратегии организации.
В экономической литературе правила стратегий классифицируют по четырем основным групами.
Правила, которые используются в системе управления при оценке результатов деятельности организационного формирования системы менеджмента. С их помощью определяют критерии оценок, обосновывают качественную и количественную стороны этих критериев. Первую принято называть ориентиром, а вторую - задачей. Ориентир - это определенная цель, которую стремится достичь система управления, используя стратегии. Ориентир и стратегия диалектически взаимосвязаны.
2. Правила стратегии бизнеса, или продуктивно-рыночной стратегии. Они дают ответ на вопрос: что выпускать и которая должна быть структура производства? Которые нужно использовать технологии? Куда и кому сбывать свои товары? Какие сегменты рынка обслуживать? Эти правила охватывают управленческую деятельность, ориентированную на окружающую среду и призванную обеспечить удовлетворение общесистемных потреб.
Правила внутрисистемного характера в совокупности форлиую / пь внутрисистемных концепцию организации. Согласно им, выделяют внутрисистемные коммуникации (организационные, информационные, экономические отношения, отношения ответственности и т.д.).
Правила повседневной оперативной деятельности управленческих работников в системе менеджменту.
Для примера можно рассмотреть некоторые правила выбора стратегий, которые были испытаны менеджерами:
Рассматривайте стратегию как выражение информационного опортунизму.
Предположите, что благоприятные возможности возникают не один раз, а часто.
Сформулируйте общее направление, а не общую стратегию.
Следуйте "общего курса и зигзагообразной дорожки".
Тщательно продумайте начальное направление, но сохраняйте простоту и общий характер его визначення.
Рассматривайте обновления и стратегию как ряды последовательных приближений к майбутнього.
Никогда не делайте что-то одно окремо.
Улучшайте свое дело, думая категориям доходности и добивайтесь, чтобы другие думали аналогично.
Осознайте, что любое деловое решение должно быть вирогидним.
Рассматривайте информацию как важную стратегическую перевагу.
Доверяйте чуттю.
Осознайте ценность досвиду.
Помните, что планирование служит многим цилям.
Рассматривайте стратегию, способность и приобретения навыков как одно и то же. В системе управления используют и другие правила. Они позволяют правильно подойти к обоснованию стратегий и механизмов их реализации. Очень важно не ошибаться в выборе эффективной стратегии среди всех возможных.
Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 7.2. Стратегия менеджмента : виды , подходы к ее планированию