9.1. Теоретико -методологические основы контроля как функции антикризисного управления

В современной экономической литературе контроль признается одним из обязательных и важнейших функций менеджмента, которая наряду с планированием, анализом и регулированием определяет содержание управленческого воздействия. Основной целью системы контроля любого процесса признано своевременное выявление отклонений от нормального (запланированного) течения производства и осуществления адекватных управленческих мер по исправлению положения для обеспечения выполнения разработанных планов, достижения поставленных целей дияльности.
Необходимость внедрения контроля объясняется тем, что с его помощью определяется реальное состояние предприятия, проверяется соответствие его развития определенной задачей, обеспечивается эффективное достижение определенной цели и задач управления. Распространенной является точка зрения, что качество менеджмента в значительной мере обуславливается уровнем организации контролю.
Контроль в системе антикризисного управления представляет собой процесс обеспечения реализации его функций и принципов в соответствии с установленными руководством предприятия целей и задач. Именно контроль объединяет в единое целое основные функции антикризисного управления. Предоставляя информацию об отклонении фактических показателей от плановых или нормативных, анализируя причины отклонения и обосновывая необходимые действия по исправлению ситуации, он является средством обратной связи между объектом управления и системой управлиння.
Контроль является отдельной функцией антикризисного управления, в рамках которой реализуется контрольный процесс, обеспечивая сопоставление достигнутых результатов деятельности с запланированными. Будучи объективно необходимой функцией менеджмента, контроль занимает важное место среди других функций антикризисного управления, способствует разработке и принятию эффективных решений, повышению результативности антикризисного влияния. Основной задачей контроля в системе антикризисного управления является корректировка поведения подконтрольного объекта, наблюдение и проверка за ходом осуществления антикризисного процесса в соответствии с разработанной антикризисной программы, блокировать отклонения, проявляющиеся, и приведение системы к целевому состоянию с помощью специальных инструментов-регуляторов. Контроль за выполнением антикризисной программы предприятия ориентируется на создание условий для достижения установленных целевых показателей финансового оздоровления, соблюдения временных и ресурсных ограничений антикризисного процесу.
Субъектом контроля, то есть лицом, который осуществляет, как правило, то же лицо, осуществляющее антикризисное управление в целом. При необходимости эти функции делегируются одному из работников экономической или бухгалтерской службы предприятия, организует сбор, предварительную аналитическую обработку и обобщение контрольной информации, ее передачу (в обобщенном виде) на высший уровень управления или внешним контролирующим органам.
Контроль как элемент системы антикризисного управления предприятием характеризуется многообразием форм, типов и видов, яки
могут быть выделены в соответствии с современных разработок по теории контроля. Типологию контрольных наблюдений антикризисных процессов приведены на рис. 9.1.
Согласно принятой типологии, по организационному признаку очевидна необходимость выделения внешней и внутренней формы контролю.
Внешний контроль предусматривает контроль за ходом проведения антикризисного процесса внешними (по отношению к предприятия) субъектами. Он осуществляется как на этапе досудебной санации, так и в течении производства по делу о банкротстве. Его субъекты - это органы хозяйственного суда, кредиторы (комитет и собрание кредиторов), арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), орган, уполномоченный управлять имуществом должника, инвесторы, представитель работников должника. Для государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%, субъектами внешнего контроля также Фонд государственного имущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, орган местного самоврядування.
Внутренний контроль за ходом антикризисного процесса организуется непосредственно на уровне предприятия. Субъектами его осуществления являются владельцы предприятия, антикризисный управляющий (среди специалистов предприятия или привлеченный со стороны), работники пидприемства.
Субъекты каждой формы контроля заинтересованы в надзоре определенного круга контрольных объектов согласно своих целей и задач (табл. 9.1).
Содержательные формы контроля, как правило, определяются особенностью объектов контрольного наблюдения. Исходя из теоретических разработок по этому вопросу, освещенных в литературе, в процессе антикризисного управления должны быть организованы такие содержательные формы контроля, как финансовый, управленческий, административный и маркетинговий.
Финансовый контроль предусматривает контрольное наблюдение за показателями хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в течении реализации антикризисной программы, их объемом и динамикой по сравнению с началом антикризисного процесса и определенными целевыми параметрами. Финансовый контроль осуществляется на основании финансовой отчетности предприятия, которая основывается на системе бухгалтерского облику.
Управленческий контроль за выводом предприятия из кризисного состояния охватывает более широкий перечень объектов наблюдения и базируется на использовании информации управленческого учета. Объектами контроля являются внутренние процессы предприятия, параметры торгово-технологического процесса, состояние и эффективность использования отдельных видов ресурсов, сроки выполнения отдельных мероприятий, координация структурных подразделений по обеспечению выполнения антикризисной программы тощо.
Административный контроль вводится с целью контроля исполнительской дисциплины отдельных подразделений и ответственных лиц по подготовке и принятию отдельных антикризисных мер, предусмотренных антикризисной програмою.
Маркетинговый контроль в системе антикризисного управления ориентирован на проверку соответствия текущего состояния рыночной среды (территориального или товарного сегмента соответствующего товарного рынка) до прогнозных параметров, принятых при разработке финансового раздела антикризисной программы (объем деятельности (товарооборота), объем и уровень доходов, расходов, прибыли от хозяйственной деятельности).
Объектом маркетингового контроля является конъюнктура определенного сегмента рынка, состояние и тенденции развития спроса и предложения, конкурентоспособность предприятия, факторы, обусловливающие уровень доходности его операционной (торговой) дияльности.
Важным условием рациональной организации антикризисного контроля является идентификация объектов контрольного надзора в пределах отдельных типов контроля: стратегического, тактического и оперативного.
Объектом стратегического контроля должна быть совокупность предпосылок, на которых группируется разработка антикризисной программы (состояние и перспективы развития внешней и внутренней среды, государственное регулирование предпринимательской деятельности, поведение кредиторов и т.д.). Основной задачей стратегического контроля является выявление потребности в корректировке антикризисной программы предприятия, если внешние и внутренние изменения обусловливают недостаточную результативность или неадекватность определенных антикризисных заходив.
Объектом тактического контроля результаты реализации антикризисной программы и финансово-хозяйственное состояние предприятия в целом. Задачей организации тактического контроля является проверка соответствия фактически достигнутых результатов деятельности целевым параметрам, установленным при разработке антикризисной программы, безусловное выполнение поставленных задач по финансовому оздоровлению пидприемства.
Объекты оперативного контроля - это параметры выполнения отдельных антикризисных мер, предусмотренных программой, время выполнения отдельных процедур (этапов работы), достигнутые результаты и т.д.. Следовательно, оперативный контроль заключается в установлении отклонений в течении выполнения отдельных задач на уровне отдельных виконавцив.
По времени проведения контрольного наблюдения необходимо выделять следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключний.
Предварительный контроль осуществляется на этапе разработки антикры-зовой программы. Его объекты - это:
цели - корректность определения, отсутствие внутренних противоречий в системе целей, адекватность количественных целевых показателей определенным целям;
прогнозы - реалистичность, обоснованность их разработки, информационная достаточность для принятия решения;
ограничение - полнота определение внутренних и внешних факторов, обуславливающих возможность и действенность реализации антикризо-вых мероприятий;
управленческие решения - их обоснованность, адекватность определенным целям и ограничениям, рациональность (оптимальность), соответствие ожидаемых результатов целевым параметрам, проверка достаточности определенных антикризисных мер для достижения целевых параметров финансового оздоровления;
бюджет (план расходов на проведение антикризисных мер) - реалистичность, возможность выполнения, оптимальнисть.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения антикризисной программы и имеет целью отслеживания соответствия фактических результатов деятельности, хода выполнения отдельных мероприятий к показателям, предусмотренных программой, "слабые сигналы" внутренней среды о наличии проблем, связанных с выполнением антикризисной програми.Module . Заключительный контроль осуществляется по окончании реализации антикризисной программы. Целью его осуществления является, во-первых, окончательная проверка соответствия достигнутого финансового состояния предприятия в определенных целевых параметров, во-вторых, проверка законности реализации отдельных антикризисных мероприятий и проведение взаиморасчетов с кредиторами; по В-третьих, контроль наличия предпосылок, которые предотвращают повторение кризисных явлений в будущем и является гарантией стабильности полученного результату.
Рассмотрены отличительные особенности отдельных форм, типов и видов контроля подтверждают тезис при многоаспектность контрольных объектов и задач, охват ими всех этапов и уровней реализации антикризисного впливу.
Эффективность контроля в системе антикризисного управления обусловливается соблюдением единых принципов, имеющих фундаментальное методологическое значение. К основным из них относятся принципы целостности, всесторонности, системности, динамичности и адекватности.
Принцип целостности системы контроля за ходом реализации антикризисной программы заключается в рациональном сочетании форм, типов и видов контроля, удовлетворяющих требованиям управления комплексной контрольной информации по всем объектам контроля, которые в совокупности характеризуют деятельность по выводу предприятия из состояния кризиса и достигнутые результати.
Всесторонность как принцип построения контроля - обеспечивает управление контрольной информации по всем направлениям деятельности предприятия с учетом взаимосвязи процессов и явлений, из которых эта деятельность складаеться.
Соблюдение принципа системности обусловливает требования к построению системы контроля как упорядоченной совокупности взаимосвязанных составляющих, направлений и элементов, каждый из которых играет определенную роль в достижении общих задач контроля как функции антикризисного менеджменту.
Принцип динамичности системы контроля обязывает учитывать при ее построении постоянные изменения, происходящие во внутренней и внешней среде предприятия при подготовке и реализации антикризисных мер. Принцип динамичности обусловливает открытый характер системы контроля , готовность к развитию, потребность в адаптации и удосконаленни.
Принцип адекватности в построении системы контроля требует учета особенностей объекта контроля конкретного предприятия, а также присущих ему специфических задач и ограничений проведения антикризисных процедур.
Глава 9. Контроль за выполнением антикризисной программы предприятия 9.2. Организация контроля за реализацией антикризисной программы предприятия