9.2. Организация контроля за реализацией антикризисной программы предприятия

Общепринятым является признание трех основных функций контроля, которые одновременно являются и основными этапами его осуществления или составляющими:
определение стандартов;
определения достигнутых результатов и их сравнение с установленными стандартами;
обоснование необходимых действий и мероприятий управленческого впливу.
Контроль выполнения антикризисной программы предприятия также предусматривает соблюдение этих этапов контрольного процесса, с учетом особенностей, которые им присущи (рис. 9.2).
Отличительные особенности методических основ каждого этапа контрольного процесса заключаются в такому.
1 этап. Определение стандартов контроля. Первым этапом контроля является определение объектов контрольного наблюдения, т.е. системы показателей, которые должны подлежать контролю, и требований к ним, в теории менеджмента трактуются как стандарт или норматив.
Основными требованиями, предъявляемым к стандартам контроля, является четкость определения в виде количественных и качественных переменных, временных границ и т.д., возможность измерения и получения достоверной информации.
Антикризисная программа предприятия имеет четко определенные цели, определяет качественные, количественные и временные параметры их достижения. Эти параметры должны приниматься системой контроля как стандарты оперативного контроля. Конкретные значения установленных целевых параметров антикризисного процесса и время их достижения фиксируются в финансовом плане, который является приложением к антикризисной програми.
Стандарты оперативного контроля могут устанавливаться не только на уровне всего предприятия, но и на уровне его функциональных подразделений. С этой целью целевые параметры антикризисного процесса должны быть дезагреговани по подразделениям с учетом их вклада в достижение совокупных показателей и специфики их деятельности. Перечень стандартов оперативного контроля по функциональным подразделениям не может быть копией корпоративных стандартов. Он уточняться с учетом специфики деятельности предприятия и круга задач, решаемых каждым подразделением, и зависеть от результатов его деятельности. Считается полезно также некоторое расширение перечня оценочных показателей для лучшей характеристики процессов, видбуваються.
Стандарты административного контроля или контроля исполнительской дисциплины устанавливаются на основе плана-графика подготовки и реализации отдельных антикризисных мер, что также фиксируется в антикризисной программе. Особенностью объектов наблюдения в этом случае является то, контролируемых временные параметры выполнения отдельных этапов работы, состояние скоординированности работы отдельных исполнителей и пидроздилив.
Система контрольных показателей для осуществления стратегического контроля состоит из 2-х подсистем и охватывает такие показатели:
1) состояние внешней среды в целом:
уровень инфляции;
перечень и ставки налогов, плательщиком которых является предприятие;
факторы, обусловливающие размер наиболее весомых статей расходов, не зависящих от предприятия (минимальная заработная плата, ставки арендной платы, транспортные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на другие услуги, ставки амортизационных отчислений и т.п.)
другие ключевые параметры внешнего окружения (уровень доходов населения, ключевые параметры потребления отдельных товаров, степень конкуренции и т.п.).
2) поведение кредиторов предприятия:
количество претензий, полученных от кредиторов, и их стоимость;
количество исков, полученных от кредиторов, и их стоимость;
объем долгов, по уплате по которым принято судебное решение;
вероятность возбуждения дела о банкротстве и ее ожидаемый термин.
Как стандарты стратегического контроля используются значения отдельных контрольных показателей, которые были определены на основании прогнозирования или экспертной оценки на стадии разработки корпоративной модели и на основании которых осуществлялось имитационное моделирование последствий реализации принятых антикризисных заходив.
2 этап. Измерение достигнутых результатов и их сравнение с установленными стандартами. В ходе второго этапа контроля необходимо решить четыре взаимосвязанные задачи:
определение круга подотчетных лиц, ответственных за представление информации;
определения периодичности и форм отчетности по функциональным подразделениям и в целом по предприятию, с помощью которых лицо, осуществляющее контроль, может получать информацию о состоянии дел;
сопоставление фактически достигнутых и целевых значений из отдельных показателей системы контроля;
определение допустимых пределов отклонения фактически достигнутых показателей от планових.
Круг подотчетных лиц, ответственных за представление информации, включает:
лиц, ответственных за выполнение отдельных антикризисных мер согласно плану-графику антикризисной программы;
руководителей структурных подразделений предприятия, которые отчитываются по результатам своей хозяйственной деятельности;
работников бухгалтерии предприятия (главного бухгалтера), которые отвечают за ведение бухгалтерской отчетности и управленческого учета в целом по пидприемству.
Периодичность проведения контроля определяется стадией развития кризисных явлений и остротой временных ограничений антикризисного процесса. Следует помнить, что сбор и обработка информации требуют достаточно крупных издержек, а потому периодичность контроля должна быть оптимальною.
Организация сбора необходимой информации предусматривает разработку и доведение до исполнителей определенных типовых форм отчетности по результатам своей деятельности, осуществление контроля за соблюдением установленных сроков и полнотой предоставления информации.
Общепризнанными требованиями к формам отчетности являются: ориентация на действующие формы бухгалтерской и статистической отчетности, принятые на предприятии стандарты управленческого учета для облегчения и упрощения процедуры сбора информации, соответствие информации, включаемой в отчетные формы, с реальными возможностями предприятия и его подразделений (возможность организации ее сбора) корректность формулировки названия отдельных показателей. Наилучшим вариантом является доведение до подотчетных лиц не только собственно форм отчетности, но и детальной инструкции о порядке ее заполнения, источников получения необходимой информации.
Сопоставление фактически достигнутых и плановых (целевых) показателей антикризисной программы осуществляется путем их сравнения и расчета показателей абсолютного и относительного отклонения. Характер сравнения по каждому из показателей системы контроля определяется его сутнистю.
Наиболее сложным этапом работы является определение допустимых пределов отклонения контрольных показателей. Согласно классическим подходом к осуществлению контроля, на подготовительном этапе должны быть определены и зафиксированы допустимые пределы отклонения по каждому из контролируемых показателей в сумме или в процентах. Размер допусков зависит от трех факторов: характеристики контрольного стандарта, масштабов деятельности, принятой стратегии. Количественные параметры допустимых отклонений, как правило, не обосновываются, а задаются эмпирически, учитывая опыт эксперта и специфику процесса, контролюеться.
При контроле выполнения антикризисной программы, учитывая возможные негативные последствия невыполнения целевых показателей для жизнедеятельности предприятия, должны быть обоснованы допустимые пределы изменения каждого контрольного показника.
Могут быть предложены два способа определения критических значений отклонений: предварительный и наступний.
Предварительное определение допустимых границ отдельных показателей стандарта контроля должна основываться и согласовываться с главным целевым критерием антикризисного процесса - состоянием текущей платежеспособности, количественным измерением которой являются объем остатка денежных средств на текущем счете предприятия. С этой целью необходимо:
разработать экономико-математическую модель генерирования и использования денежных средств предприятия, объединяющая отдельные контрольные показатели по обобщающим показателем - остатком средств на конец отчетных периодов. Как вариант, может использоваться имитационная модель хозяйственно-финансовой деятельности, созданная в процессе формирования антикризисной программы;
определить (методом имитации) допустимый предел изменения обобщающего показателя, при котором сохраняется позитивность его значение;
3) установить допустимые пределы отдельных контрольных показателей, на основании сравнения их значений, полученных с использованием модели, с допустимыми изменениями обобщающего показника.
Следующий способ определения критичности отклонений устанавливает допустимость отклонения, фактически имеет место. С этой целью фактические данные о состоянии контрольных показателей вводятся в имитационной модели, которая позволяет оценить (спрогнозировать) их последствия для текущей платежеспособности пидприемства.
Если по модели прогнозируется отрицательный денежный поток (дефицит наличности), отклонения признаются катастрофическими. Если позитивность денежного потока сохраняется, но прогнозные значения меньше целевого уровня (например, более 10%), отклонения признается критическим. Если отклонение контрольного показателя не влияет на состояние денежного потока или влияет незначительно (например, отклонение от целевого значения обобщающего показателя менее 5%) - отклонение признается допустимим.
Из этап. Обоснование необходимых действий и мероприятий управленческого воздействия. После определения фактически достигнутых результатов и их сравнение с установленными стандартами процесс контроля вступает в третий заключительный этап - обоснование необходимых заходив.
Как известно, существует три варианта решений, которые могут приниматься субъектом контроля:
не осуществлять никаких действий;
разработать план дополнительных мероприятий, направленных на доведение фактического состояния предприятия до его целевого состояния (согласно определенных целевых параметров антикризисного процесса)
провести корректировку определенных целевых параметров антикризисного процесса и стандартов контролю.
Первый вариант решений - не совершать никаких действий - принимается в том случае, если отклонение фактических значений всех контрольных показателей от стандартов контроля признаны допустимыми (т.е. они не приводят к возникновению дефицита денежных средств), или если недопустимы отклонение отдельных контрольных показателей компенсируются в результате положительных изменений других контрольных показникив.
Второй вариант решения - разработать план дополнительных мероприятий, направленных на доведение фактического состояния предприятия до его целевого состояния - принимается при обнаружении критических и катастрофических отклонений контрольных показателей от принятых стандартов. Могут применяться следующие варианты:
увеличение результативности отдельных антикризисных мер, включенных в антикризисной программы предприятия (за счет выделения дополнительных ресурсов, первоочередного решения вопросов, совершенствования организации осуществления, кадрового и материального обеспечения);
включения в антикризисной программы принципиально новых антикризисных мер, предварительно определены на стадии разработки антикризисной программы и находятся в резерве (предопределяют относительно большие потери собственников).
Выбор варианта действий зависит от экспертной оценки потенциала результативности отдельных антикризисных мер и возможности преодоления препятствий, которые обуславливают низкую результативность или несоответствие временным ограничениям. По каждому из таких мероприятий необходимо разработать дополнительный план-график, в котором фиксируются уточнении временные, ресурсные и результативные параметры его проведения, исходя из достигнутого состояния хозяйственно-финансовой деятельности в целом по пидприемству.
Дополнение антикризисной программы новыми антикризисными мерами требует прогнозирования их последствий. С этой целью разрабатываются план-график и финансовый план реализации каждого из них, осуществляется имитационное моделирование их влияния на результаты хозяйственно-финансовой деятельности пидприемства.
Третий вариант управленческих действий - корректировка определенных целевых параметров антикризисного процесса и стандартов контроля - в процессе контроля хода выполнения антикризисной программы предприятия используется очень ограничено и, как правило, касается лишь дополнительных показателей оценки состояния выполнения программы. Значение обобщающего показателя выполнения антикризисной программы и финансового оздоровления - чистого денежного потока - должно оставаться положительным.
9.1. Теоретико -методологические основы контроля как функции антикризисного управления 9.3. Оценка результативности реализации антикризисной программы предприятия