12.3.2. Учет расходов на рекламу у рекламодателя

Для возможности отнесения расходов на рекламу и рекламные мероприятия в валовые расходы необходимо наличие подтверждающих первичных документов. Реклама сопровождается такими стандартными первичными документами, как платежные поручения, авансовые отчеты на командировки, акты выполненных работ, акты приема-передачи, налоговые накладные тощо.
При проведении рекламных мероприятий обязательными являются:
- Приказ руководителя на проведение рекламного мероприятия (презентации, приемы, участие в выставке, рекламные акции и т.п.);
- Смета расходов на подготовку и проведение рекламных мероприятий;
- Распоряжение руководителя о назначении лица, ответственного за проведение презентации, приема, 5 - договор с распространителем рекламы тощо.
"'Подтверждающих документов относительно осуществленных расходов являются счета гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсионного бюро, почтовые квитанции, билеты, календарный план мероприятий, отчет о проведенном мероприятии (указываются фактические расходы) тощо.
Учет затрат на рекламу
1. Согласно П (С) БУ 16 "Расходы" расходы на рекламу и на изучение рынка являются расходами на сбыт и отражаются на счете 93 "Расходы на сбыт". Если такие расходы можно назвать представительными, то их включают в административных расходов и отражаются на счете 92 " Административные расходы ". частности, если расходы на организацию праздников и презентаций не связанные с приемом делегаций, то их включают в расходы на сбыт, а если они непосредственно связаны с приемом делегаций, - включают в административных витрат.
2. В случае проведения рекламного розыгрыша для избежания лицензирования и патентования следует использовать в документах словосочетание "рекламная акция", а не "лотерея" или "розыгрыш", а слово "выигрыш" заменить на "подарок".
3. Полученная от нерезидента рекламная продукция включается в валовые доходы резидента по балансовой стоимости, сумма ввозной пошлины - в валовые расходы. К валовым расходам эту продукцию резидент может включать только в случае безвозмездного ее розповсюдження.
4. Безвозмездное получение товаров от предприятий вследствие проведения ими рекламных акций отражается по кредиту субсчета 745 или 424. В налоговом учете стоимость безвозмездно полученных товаров включается в состав валовых доходов пидприемства.
5. Стоимость подарка, предоставленного гражданам, облагается налогом с доходов физических осиб.
Ниже приведены примеры учета затрат на различные виды реклами.
Изготовление и установление объекта внешней реклами
Объект наружной рекламы, классифицирован как объект основных средств, учитывается аналогично основным средствам, т.е. в дебет счета 15 относят все затраты на изготовление и установление объекта рекламы, а введение его в эксплуатацию отображают проводкой:
Д-т 10 К-т 15.
Учет расходов на участие предприятия в виставци
статьям расходов на участие предприятия в выставке являются:
- оплата участия в выставке согласно договору;
- транспортные расходы, эт "связанные с доставкой образцов продукции;
- расходы участников;
- размещение участников выставки;
- изготовление рекламных буклетов;
- изготовление образцов продукции для виставки.
Отражение расходов на участие предприятия в выставке в I бухгалтерском и налоговом учете представлены в табл. 12.4. | Размещение рекламы в средствах массовой информации рассмотрены в табл. 12.5.
и Рекламные услуги могут быть предоставлены либо одним этапом - непосредственное размещение рекламы (объявления на страницах печатных изданий, по радио, текстовое объявление на каналах телевидения), или двумя - создание рекламного продукта (например, видеоролика), а затем его размещения. Реклама в средствах массовой информации учитывается по-разному в зависимости от способа ее розмищення.
Бесплатная раздача продукции в целях реклами
В случае безвозмездной раздачи образцов собственной продукции в рекламных целях расходы на проведение таких мероприятий отражаются проводкой:
Д-т 93 К-т 26, 27, 28 тощо.
Проблема заключается в том, что при осуществлении таких операций доход не отражается, но они об Объектом налогообложения ПДВ.
Некоторые специалисты рекомендуют списывать налоговые обязательства на расходы отчетного периода, причем признавать их расходами на рекламу, отражая следующей проводкой:
Д-т 93 Km 641.1.
Следует отметить, что такая бухгалтерская проводка Инструкция № 291 не предусматривает, однако остальные возможных вариантов учета существенно отклоняются от значения осуществляемой операции.
Стоимость товаров, предназначенных для раздачи, отдельно не определяют, поскольку бесплатная раздача товаров является не самостоятельной акцией, а составной частью других рекламных мероприятий. Стоимость таких товаров включается смете расходов на проведение рекламных мероприятий, т.е. особенности налогообложения бесплатному предоставлению товаров на такие операции не поширюються.
Учет использования товаров и материальных активов в проведении приемов и презентаций удобнее вести через расчеты с подотчетными особами.
бесплатная раздача товаров лучше осуществлять в пределах приемов и презентаций, а не как отдельный рекламный захид.
Учет безвозмездной раздачи товаров при проведении презентации представлены в табл.12.6.
Таблица 12.6
При бесплатной раздаче рекламных буклетов, листовок с логотипом или эмблемой фирмы следует помнить, что эта продукция предназначена для использования в рекламных целях, следовательно, затраты на ее изготовление, включая размещение логотипа или эмблемы, относятся к расходам на рекламу, которые входят в состав валовых расходов без ограничения их суми.
Налоговые обязательства по НДС не начисляются, поскольку безвозмездная раздача рекламных буклетов, листовок с логотипом или эмблемой фирмы являются расходами, а не продажей в виде безвозмездно предоставленных товаров.
Учет безвозмездной раздачи календарей с логотипом фирмы представлены в табл. 12.7.
Таблица 12
Экспонирование товаров в витринахModule . Одним из основных рекламных средств в торговой деятельности является витрина. Витрина, размещенная на фасаде здания, является средством наружной рекламы, а внутри помещений, зданий - внутренней. Для правильного разграничения в бухгалтерском учете расходов, связанных с демонстрацией товаров в витринах, нужно учитывать, что оформление витрин и сами образцы товаров, размещенных в них, это разные категории витрат.
Оформление - это внешний вид, форма чего-то, и к расходам должны включаться расходы именно на оформление витрин, а стоимость образцов товаров, демонстрирующие, включаются в расходы только в части суммы уцинки.
При отражении в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с уценкой товаров, утративших свое первоначальное качество за время экспонирования в витринах (комнатах образцов), следует соблюдать требования Положения [7]. уцененные товары отражаются в балансе по чистой стоимости реализации.
Если учет товаров осуществляют с применением торговой наценки, то при осуществлении уценки на большую сумму, чем сумма произведенной наценки, нужно списать сначала всю сумму торговой наценки, а потом уменьшать покупательную (первоначальную ) стоимость товаров, уценяйте. Однако осуществлять так расчеты можно только в том случае, когда учет выставленных в витринах товаров ведется отдельно, например, с применением субсчета второго порядку.
В случае, если торговое предприятие не ведет отдельный учет витринных образцов товаров, то расчет для списания сумм уценки за счет уменьшения торговой наценки, осуществляется по среднему проценту, рассчитанным в соответствии с п. 22 П (С) БУ 9 "Запасы".
Учет расходов, связанных с демонстрацией товаров в витринах, представлены в табл . 12.8.
Таблица 12.8
Для целей налогового учета при уценке товаров следует корректировать (уменьшать) валовые расходы, составляя декларацию о прибыли предприятия. Следовательно, расходы, понесенные в связи с демонстрацией образцов товаров в витринах, в результате уценки этих образцов в бухгалтерском учете включаются в прочие операционные расходы, и в конечном итоге уменьшают показатель финансовых результатов. В налоговом учете уценка вызывает уменьшение валовых расходов и увеличения объекта налогообложения. Следует отметить, что такая позиция является фискальной, поскольку прямой нормы об уменьшении валовых расходов в связи с уценкой товаров в Законе о прибыли нет.
12.3.1. Учет в рекламном агентстве Глава 13. УЧЕТ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ