5.2. Плата за ресурсы

Согласно действующим налоговым законодательством Украины предусмотрены следующие платежи за ресурсы действие хозяйствующих субъектов: плата (налог) за землю; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов: налог на недвижимое имущество (недвижимость), сбор за специальное использование природных ресурсов (лесной доход, плата за воду, плата за полезные ископаемые): сбор за загрязнение окружающей природной середовища.
Влияние этих платежей на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий достигается через распределение и формирование себестоимости. Уменьшение суммы указанных платежей увеличивает чистую прибыль или снижает по и глазные расходы хозяйственной деятельности, что увеличивает прибыль вол реализации продукции.
Плата за землю
Плата за землю введена с целью формирования ресурсов финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земли, повышения плодородия почв; возмещения затрат собственников земли и землепользователей, связанных с ведением хозяйства на землях худшего качества, развития инфраструктуры населенных пунктов. Плата за землю поступает па счета местных бюджетив.
Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы и устанавливается в зависимости от денежной оценки земли. Владельцы земли платят земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная тропы а.
Объектом платы за землю является земельный участок, который находится в собственности или использовании (в том числе и на условиях аренды), Плательщиками являются собственники земли и землепользователи (в том числе арендаторы).
При взыскании платы за землю проведено такое разграничение: земли сельскохозяйственного назначения (пригодные действие сельскохозяйственного производства или предназначенные для них целей): земли населенных пунктов (в пределах населенных пунктов, установленных законодательством).
Ставка налога на земли населенных пунктов, за если определяется денежная оценка, установлена в размере 1% от денежной оценки. Если денежная оценка земельных участков не определена, то используются средние ставки земельного налога (в копейках за 1 м :). Эти ставки дифференцированы в зависимости от численности населения в населенном пункте и растут с ростом численности населення.
Местные советы могут дифференцировать и утверждать ставки по средним ставкам в зависимости от местонахождения земельного участка на территории населенного пункта и его функционального использования. Юридические лица самостоятельно начисляют сумму земельного налога ежегодно по состоянию на 1 января и предоставляют соответствующие данные налоговой администрации. Налог начисляется со дня возникновения права собственности или права користування.
Если земельный участок, на котором размещена здание, находится в общей собственности нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется каждому из них, пропорционально их доли в собственности на будивлю.
Плательщики земельного налога (кроме производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также граждан) вносят налог ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Производители сельскохозяйственной и рыбной продукции, а также граждане вносят налог до 15 ноября текущего року.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению участников договора - арендодателя (собственника) и орендаря.
Субъекты хозяйственной деятельности уплачивают налог на землю за счет своей прибыли. Одновременно включение в состав валовых затрат пола псу на землю уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли, а следовательно, и налога на прибуток.
За несвоевременную уплату земельного налога взимается штраф (пеня) в размере 0,3% от суммы задолженности за каждый день просрочки Размер пени за несвоевременное внесение арендной платы предусматривается договоре аренды, но она не должна превышать размер то за несвоевременную уплату налога на землю.
Налог с владельцев транспортных засобив
Средства, поступившие от взимания налога, направляются на финансирование строительства, реконструкции, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и проведения природоохранных мероприятий на водоемах. Налог зачисляется в бюджеты местного самоврядування.
Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения (юридические лица) владельцы транспортных средств и других самоходных машин и механизмив.
Согласно законодательству объектами налогообложения являются: автомобили (легковые, грузовые, специального назначения);
колесные тракторы; мотоциклы; яхты, суда парусные, шлюпки моторные и катера. Не являются объектами налогообложения: трактора на гусеничном ходу, машины и механизмы для сельскохозяйственных работ; автомобили скорой помощи и пожарные, транспортные средства (подъемные и самоходные), используемые на заводах, складах, в портах для перевозки грузов на короткие расстояния; яхты , суда парусные, спортивные шлюпки.
Налог начисляется по данным о количестве транспортных средств по состоянию на 1 января текущего года. Если транспортные средства приобретены во втором полугодии, то налог уплачивается в половинном розмири.
Плата вносится перед регистрацией, перерегистрацией или техническим осмотром транспортных средств на период до следующего технического осмотра в ва; ноте Украины. Рассчитывается по валютному курсу Национального банка на первый день квартала, в котором уплачивается налог, и остается неизменной до конца кварталу.
При взимании налога на транспортные средства субъектов хозяйственной деятельности существуют льготы. От уплаты налога освобождены предприятия автомобильного транспорта общего пользования в отношении транспортных средств, занятых перевозкой пассажиров, в которых законодательно установлены тарифы на оплату проезда. Сельскохозяйственные предприятия-товаропроизводители уплачивают налог на тракторы колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей (количество мест меньше 10) в размере 50%.
Для предприятий установлены достаточно высокую ответственность за уплату налога. В случае занижения налога взимается вся сумма заниженного налога и штраф в двукратном размере от той же суммы. При отсутствии учета объектов налогообложения или ведении учета с нарушением установленного порядка (неоказание, нарушения предоставления расчетов и других документов, необходимых для начисления и уплаты налога) взимается штраф в размере 50 ° о от суммы налога, подлежащего сплати.
Сумма налога на транспортные средства включается в состав валовых затрат плательщиков, а следовательно, уменьшает налогооблагаемую прибыль и сумму налога на прибыль. Источником уплаты налога на транспортные средства является балансовая прибыль, влияющим на размер чистой прибыли пидприемства.
Анализ механизма налога на транспортные средства позволяет сделать вывод, что наряду с фискальной функцией указанный налог выполняет регулирующую функцию. Он направлен на повышение интенсивности использования транспортных средств.
5.1. Налогообложение прибыли предприятий 5.3. Косвенное налогообложение предприятий