5.5. Документальная проверка как форма контроля

Государственной налоговой администрации
за состоянием расчетов предприятий с бюджетом
Существуют следующие этапы проведения проверок расчетов плательщиков с бюджетом:
предыдущая документальная;
документальная;
комплексная документальная;
встречная;
Одновременно;
тематическая;
оперативна.
Документальная проверка бухгалтерских отчетов и балансов - это второй этап контроля налоговых органов за правильностью исчисления и внесения в бюджет налога на прибыль (доходы). Она осуществляется в соответствии с годовыми планами контрольно-экономической работы налоговых инспекций и квартальными графиками проверок, которые составляются по каждому участку работы. В планы и графики проверок прежде включаются предприятия, объединения и организации, которые получают значительные суммы доходов или допускают грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства. Такие проверки могут проводиться как только возникает необходимость, но не реже одного раза в два роки.
Органы государственной налоговой службы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, другие платежи; проводят проверки фактов сокрытия и занижения сумм налогов, других платежей; контролируют своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением налогов, других платежей, а также проверяют достоверность этих документов относительно правильности определения объектов налогообложения и исчисления налогов, других платежей; осуществляют, в пределах своих полномочий, контроль за законностью валютных операции!; соблюдением установленного порядка расчетов с потребителями с использованием электронных контрольно- кассовых аппаратов, товарно-кассовых книг, лимитов наличности в кассах и ее использование для расчетов за товары, работы и услуги, а также за наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, патентов, других специальных разрешений на осуществление некоторых видов предпринимательской дияльности.
Одними из важнейших составных частей процесса планирования и подготовки проведения документальных проверок и формирования информационного массива данных о налогоплательщиках является отбор объектов для проведения документальных проверок соблюдения налогового законодательства, подготовка планов и графиков документальных проверок на следующий период. Рассмотрение указанных задач, стоящих перед подразделениями по организации документальных проверок государственных налоговых органов, приведен в Порядке планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства юридическими лицами, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 1 июня 1998 года № 149-р.
Документальная проверка осуществляется на основании Программы проверки, утвержденной председателем Государственной налоговой администрации или заместителями, состоящая, исходя из главной цели проведения проверки, ты заключается в выявлении достоверности определения объектов налогообложения, правильности исчисления налогов, оценке состояния отчетной дисциплины, финансового состояния ведения налогового и бухгалтерского учета, выявления фактов сокрытия и занижения сумм налогов платниками.
Документальные проверки по поручению Администрации Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, местных органов исполнительной власти и по представлению правоохранительных органов может проводиться в любое время, т.е. независимо от количества ранее проведенных на этом объекте перевирок.
При планировании и проведении документальных проверок работники органов государственной налоговой службы обязаны обеспечивать соблюдение служебной и коммерческой таемниць.
Во время проверок проверяющие обязаны руководствоваться Конституцией Украины, указами Президента Украины, законами Украины, декретами Кабинета Министров Украины, постановлениями Верховной Рады и Кабинета Министров Украины, приказами, инструкциями и указаниями Государственной налоговой администрации Украины, других министерств и ведомств, местных госадминистраций, советов народных депутатов, изданных в пределах их юрисдикции по вопросам о взыскании платежей в бюджеты, которые не противоречат действующему законодавству.
Для проверки работники государственных налоговых органов должны иметь при себе удостоверение на право проведения проверки субъектов предпринимательской дияльности.
Форма служебного удостоверения и его оформление определены в распоряжении ГНА Украины от 20 мая 1997 года № 89-р.
Начиная проверку, работники государственных налоговых органов должны предъявить свои служебные удостоверения руководству субъектов предпринимательской деятельности, которые проверяются, а также ознакомить их с проедим рамой проверки. В случаях, когда проверка проводится за пределами своего района, сотрудникам государственных налоговых органов дополнительно необходимо предъявить удостоверение государственного налогового органа на проверку налогоплательщиков с указанием наименования района (области), где будет осуществляться проверка (Письмо Главной государственной налоговой инспекции Украины (далее - ГГНИ Украины) от 28 марта 1996 г. № 316-111/10-2153).
Для проверки налоговый инспектор должен иметь при себе распоряжение налоговой инспекции, в котором указываются название и адрес предприятия, подлежащего проверке, и программу проверки, утвержденную начальником налоговой инспекции. Программа состоит, исходя из главной цели проверки, которая заключается в выявлении достоверности определения прибыли (дохода), правильности исчисления налога и выполнения обязательств перед бюджетом, оценке состояния отчетной дисциплины и ведения бухгалтерского учета. В связи с этим проверке подлежат следующие вопросы:
1) достоверность учета затрат на производство и издержек обращения, а именно:
а) правильность определения стоимости сырья, основных материалов, топлива и запчастей, списанных на производство в отчетном периоде;
б) соблюдение порядка списания на производство стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию;
в) правильность начисления амортизации;
г) правильность отнесения на производство расходов на рекламу, арендную плату, затрат на выплату процентов по кредитам;
г) правильность ведения учета общехозяйственных и общепроизводственных расходов и их распределения между различными видами деятельности (на основное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, незавершенное производство);
2) правильность отражения в отчетности данных о фактической реализации готовой продукции;
3) достоверность финансовых результатив.
При проведении документальной проверки определяется соблюдение плательщиками налога на прибыль следующих задач:
ведение в установленном порядке бухгалтерского учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, предоставление налоговым органам отчетов и балансов, расчетов с определением и уплатой налога;
предъявления, а в необходимых случаях представления, документов, подтверждающих право на льготы по налогу;
уплата своевременно и в полном объеме надлежащей суммы податку.
Допуск работников налоговой службы для исследования помещения, где осуществляется деятельность, связанная с получением дохода или с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам начисления и уплаты налога.
5.4. Местные налоги и сборы 5.6. Предварительная проверка состояния расчетов предприятий с бюджетом