5.6. Предварительная проверка состояния расчетов предприятий с бюджетом
Предыдущая (камеральная) проверка предприятий, объединений и организаций по вопросам соблюдения ими налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль осуществляется непосредственно в налоговой инспекции в присутствии главного бухгалтера, который сдает отчет. Проверке подлежат следующие вопросы:1) полнота и своевременность представления отчета и расчета налога на прибыль;
2) наличие в представленных документах всех необходимых реквизитов;
согласованность отчетных данных
последовательность данных в формах отчетности;
соответствие данных, используемых для составления расчетов налога на прибыль, данным, отраженным в отчетности;
правильность составления расчета налога, определения сумм и сроков уплаты или возврата из бюджета причитающихся сум.
При проверке полноты и своевременности представления отчета и расчета налога на прибыль необходимо удостовериться, что представлены все предусмотренные законодательством бухгалтерские документы по установленным формам и в установленные сроки. На каждом документе должны быть наименование предприятия (организации), его адрес, подписи руководителя и главного бухгалтера, круглая печать и штамп.
Согласованность отчетных данных проверяется путем сравнения одноименных данных в различных формах звитности.
При проверке последовательности отчетных данных сопоставляются показатели на конец предыдущего отчетного периода и на начало нынешнего. Если они совпадают, то последовательность отчета дотримуеться.
Проверяя правильность составления расчета налога на прибыль, необходимо обратить внимание на то, чтобы данные, отраженные в расчете, совпадали с соответствующими данными, отраженными в декларации.
Если учет сырья и материалов ведется по оптовым ценам, то проверке подлежит правильность применения цен и правильность распределения и списания на производство транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Правильность применения цен, по которым стоимость сырья и материалов списывается на производство, проверяется путем сравнения их с ценами приобретения этих материалов, отраженными в договорах с поставщиками. В случае выявления расхождений выясняются причины и производится соответствующая корректировка валового дохода (прибыли). Так, если стоимость материалов списывается на производство по ценам, превышающим цены их приобретения, то на сумму превышения необходимо увеличить валовой доход (прибыль).
Далее проверяется правильность распределения транспортно-заготовительных расходов. Для этого используются документы первичного учета, подтверждающие, что именно такие ТЗР имели место в данном месяце на предприятии. Распределение ТЗР производится пропорционально стоимости списанных на производство в течение месяца сырья и материалов по оптовым ценам и их остатка на конец месяца. Таким образом, сначала необходимо убедиться в достоверности данных, отраженных по оборотам по дебету и кредиту материальных счетов, поскольку эти данные являются исходными для расчета суммы ТЗР, подлежащая списанию на производство. Для этого используются документы первичного и аналитического учета, подтверждающие поступление материалов на предприятие и их отпуск в производство, а именно: счета с поставщиками, товарно-транспортные накладные, ведомости складского учета, банковские документы и др.. Если оказывается излишнее списание стоимости материалов, топлива, запчастей на производство, производится соответствующая корректировка данных бухгалтерского облику.
Проверка правильности начисления амортизации охватывает несколько вопросов:
1. Правильность применения норм амортизационных отчислений. При проверке используются карточки или книги инвентарного учета основных фондов и сборник установленных законодательством норм амортизационных видрахувань.
В инвентарных карточках (книгах) указываются балансовая стоимость объекта, срок ввода и период эксплуатации, норма амортизации, применяемой предприятие, и месячная сумма амортизации.
При проверке необходимо сверить норму, по которой начисляет амортизацию предприятие, с той, которая установлена законодательством для данного объекта, и удостовериться, арифметически правильно определена месячная сумма амортизации. Определяя сумму амортизации, следует помнить, что она исчисляется по балансовой стоимости основных фондов и утвержденных норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части (но не более чем в два раза по сравнению с установленными нормами), новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования , расширение экспорта и в других случаях, установленных Министерством экономики и Министерством финансов Украини.
Правильность применения норм амортизационных отчислений может производиться выборочно или в целом в зависимости от размера предприятия и количества основных фондов;
2. Своевременность начисления амортизации на основные фонды, которые только прибыли на предприятие, и прекращения начисления на основные фонды, выбывшие из пидприемства.
При проверке правильности начисления амортизации следует также помнить, что предприятия, которые осуществляют свою деятельность на условиях аренды, начисляют амортизацию как по собственным, так и по арендованным основным фондами.
Плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов относится на себестоимость в пределах норм амортизационных отчислений на их полное восстановление, при этом плата за аренду нежилых помещений для обеспечения основной производственной деятельности в состав расходов включается по ставкам, утвержденным местными органами государственной исполнительной власти. В связи с этим с мстою проверки необходимо выяснить, в которых фактически су-vax относилась на себестоимость плата за аренду, и если окажется, что эти суммы превышают установленные нормы, необходимо на сумму превышения снизить себестоимость и увеличить налогооблагаемый доход (прибыль ).
При проверке правильности отнесения на себестоимость расходов на выплату процентов по кредитам следует помнить, что затраты на выплату процентов по кредитам, полученным для пополнения собственных оборотных средств, приобретение основных фондов и нематериальных активов, за все виды просроченных и отсроченных займов, а также за налоговый кредит уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пидприемства.
Для того, чтобы убедиться, что потери на оплату процентов по кредитам отнесены на себестоимость правильно, необходимо проверить кредитные соглашения, в которых отражены условия предоставления кредита, а также банковские документы, удостоверяющие, в каких суммах и на какие цели были направлены полученные кредиты.
Налогоплательщик ежеквартально представляет расчет финансовых результатов товарообменных (бартерных) операций (приложение С) вместе с налоговой декларацией о прибыли в налоговый орган по местонахождению такого плательщика податку.
Датой увеличения валового дохода в случае осуществления товарообменных (бартерных) операций считается любое из событий, произошедшее ранее:
или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) - дата фактического предоставления результатов работ (услуг) плательщиком налога;
или дата оприходования товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения результатов работ (услуг) налогоплательщиком.
5.5. Документальная проверка как форма контроля | 5.7. Основные вопросы программы проверки |