10.2. Проектный анализ инвестиций
Планируемые, внедряемые и осуществленные инвестиции принимают форму капитальных (инвестиционных) проектов. Однако проекты надо подобрать, рассчитать, выполнить, а главное - оценишь их эффективность прежде всего, на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации. Для этого существует проектный анализ (анализ инвестиционных проектов).Проектным анализом называется процесс анализа доходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от этого проекта. А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него обычно большие и не всегда легко вычисляются, то определение доходности превращается в долгий анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, которая кладется в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализу.
При подготовке и реализации капитальный проект проходит "жизненный цикл", состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четкие, но можно выделить шесть таких стадий (иногда их насчитывают восемь):
Передидентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, он проходит предварительное обоснование и сравнивается с другими проектами. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обгрунтування.
Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать эффективность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико-экономического обгрунтування.
Оценка (экспертиза) проекта. Это экспертиза, которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, министерством и т.п.).
Принятие проекта (переговоры по проекту) - На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или у кредиторов есть предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как кажется на первый погляд.
Осуществление проекта. Здесь главное - это контроль и наблюдение за реализацией проекта, чтобы он не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необхидни.
Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих последних стадиях (часто объединяются в одну), не только получают выгоды от введенного в действие объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с плановыми. Это нужно и для анализа отклонений, которые проявляются, и для анализа приобретения опыта для подготовки новых проектив.
Последняя стадия, конечно самая, поскольку проект начинает наконец-то работать и приносить дохид.
На всех стадиях проекта (особенно на стадии разработки) анализируются его основные аспекты (часто их называют направлениями анализа или анализом).
Технический анализ, задачей которого является определение наиболее целесообразной для данного инвестиционного проекта техники и технологии.
Коммерческий анализ (маркетинговый), в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, т.е. сколько нужно производить продукции, и рынок продукции, необходимой для обеспечения реализации проекта (прежде всего цены на нее).
Институциональный анализ, задача которого - оценка организационно-правовой, административной и даже политическую среду, в которой будет реализовываться проект, и приспособить его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Второй важный момент - приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.
Социальный (социально-культурный) анализ, в ходе которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.
Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущерба, задача проектом окружающей среде, а также должен предложить пути смягчения или избежания этой шкоди.
Финансовый анализ.
Экономический анализ.
Два последних направления с ключевыми, и поэтому стоит их рассмотреть отдельно. Оба базируются на сопоставлении затрат и выгод от проекта, но отличаются подходом к их оценке. Экономический анализ оценивает доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый анализ - только с точки зрения фирмы и ее кредитора (если проект кредитуется).
Главной целью частной фирмы является максимизация ее прибыли. Затраты, которые несет фирма при реализации инвестиционного проекта, сводятся в основном к расходам на оплату товаров и услуг, необходимых для проекта. В большинстве случаев при расчете проекта фирма использует цены, которые она заплатит за необходимые для проекта товары и услуги, и те цены, которые заплатят потребители за продукцию, получаемую от реализации проекту.
Однако с точки зрения общества эти цены не всегда могут быть приемлемыми мерой стоимости затрат и выгод. Например, цены могут быть завышены из-за включения в них расходов на выплату налогов или же занижены из-за их субсидирования государством. Для экономического анализа нужно избавляться от этих элементов, чтобы избежать двойного вычисления которое возникает из-за того, что сначала общество платит производителю завышенную (заниженную) цену из-за включения в цену закупаемой, налогов (субсидий), а потом забирает у него частую его доходов в виде налога и дает производителю-дополнительный доход в виде субсидии, т.е. насчитывает налоги и субсидии будто двичи.
В других случаях цены проявляются через монопольную практику, механизм их государственного регулирования, таможенных пошлин и т.д., в результате чего они отклоняются от равновесных. Для очистки цен в экономическом анализе используются расчетные, так называемые теневые, цены. Они определяются на основе такого положения: какими были бы цены на внутреннем рынке при отсутствии вышеуказанных ценовых воздействий. Простейший способ определения теневой цены - взять цены мирового рынка и перечислить ее в гривне, используя ряд прийомив.
Подход, основанный на альтернативе, можно использовать и при расчете теневых цен на те товары, на которые нет мировых цен: на землю, рабочую силу, различные услуги и т.д.. Если фирма осуществляет проект на своей земле, и поэтому стоимость земли фактически не входит в затраты на финансовом анализе, то при экономическом анализе можно определить теневую цену:
а) на базе стоимости аналогичных участков на местном земельном рынке;
б) если этого рынка нет, то на базе стоимости аренды аналогичных участков;
в) если нет аналогов аренды, то на базе стоимости той сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть здесь вироблена.
Проектный анализ осуществляется на основе приемов, которые не являются привилегией проектного анализа, а используются также в других областях теоретической и прикладной економики.
Анализируя доходность инвестиционного проекта, необходимо сравнивать две будущие альтернативные ситуации:
а) фирма осуществила свой проект;
б) фирма не осуществила этот проект.
Подобный анализ часто называют "проекту - без проекта". В модифицированном виде этот прием можно представить формулою
Ринвэй = Рпр - Спр,
где Ринвэй - доходность инвестиционного проекта
Рпр - изменения в выгодах / доходах благодаря проекту;
Спр - изменения в затратах благодаря проекту.
Пример. Предположим, что у фирмы есть проект, рассчитанный на семь лет. Как изменятся выгоды (доходы) фирмы, если она осуществит этот проект и если она от него откажется? Без проекта доходы фирмы составят 50, а затраты - 40 тыс. грн. В случае реализации проекта доходы вырастут до 90, а затраты - до 60 тыс. игры.
Таким образом, реализация проекта повысит доходность фирмы на 20 тыс. грн., Несмотря на рост ее затрат по проектом.
а) рост доходов при реализации проекта и их неизменность при отказе от него б) падение доходов в случае отказа от проекта; Р - чистый доход, Т - роки.
На рис. 12. видно, что площадь сектора А превышает площадь сектора Б, т.е. чистый доход фирмы Р при варианте выполнения проекта выше, чем при варианте "без проекта". Однако чаще бывает так, что чистые доходы фирмы даже занижаются, если не реализуется проект (проекты).
Описанный выше прием и многие другие приемы проектного анализа базируются на принципе необходимости измерять денежной меркой все выгоды и затраты. А если это трудно или невозможно? Особенно часто это касается выгод в тех случаях, когда они заранее запланированные, но трудно оцениваемые в денежном выражении, тогда возможно использование приема "маленькие затраты". Например, руководство крупной фирмы поставило цель: обеспечить за счет фирмы содержание детей сотрудников в детских садах. Для достижения этой цели и получения тем самым выгоды (которую, однако, трудно перевести в гривны), нужно разработать несколько альтернативных проектов. Например, фирма может: а) построить и содержать один большой детсад б) содержать в разных районах города несколько небольших детских садов в) оплачивать работникам содержание их детей в других детсадах миста.
Таким образом, выгода во всех этих альтернативных проектов одна и та же (считаем, что качество обслуживания детей одинакова во всех проектах), а затраты разные, но размерные в денежном выражении. Поэтому остается одно: найти дешевый проект, т.е. наиболее эффективный способ осуществления затрат для достижения поставленной мсти.
10.1. Капитальные вложения и источники их финансирования | 10.3. Финансовая оценка эффективности инвестиций в основной капитал |