7.5. Законы и закономерности как фактор стабильности работы предприятия

Вышеперечисленные законы организации и законы для организаций будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный на текущий момент закон и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.
Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явищем.
Закон композиции и пропорциональности говорит о том, что: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Закон композиции и пропорциональности рассматривается на уровне организации и на уровне внешней среды, в котором организация является одним из элементов. Он относится к объективным законам организации.
Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего). Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности). Вот некоторые ее фрагменти.
Принцип планирования: каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и розвитку.
Принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм виконання.
Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности или самостоятельно, или с помощью привлеченных организаций.
Принцип приоритета цели: в системе цель - задача - функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция.
Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора цилей.
Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия между елементами.
Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации ее владелец (учредители) должен подбирать "под себя" персонал, выпускаемую, местоположение организации.
Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом их сумисности.
Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и человеческих ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора завдань.
Принцип соответствия распоряжения и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональних.
Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должна быть найдена соответствие между эффективностью и витратами.
Принцип прямогочности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.
Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно с заранее заданными временными интервалами.
Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоварення.
Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянно или временно центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Процесс организации может получить следующие свойства: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного додатка.
Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечении необходимой их пропорции.
Законы оказывают друг на друга как положительный, так и отрицательный вплив.
Например
по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потенциала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расширение;
выполнения руководителем требований закона композиции и пропорциональности обеспечивает стабильность организации, однако, это противоречит закону самосохранения, требует быстрой перестройки в условиях рыночной економики.
Разобраться в пересечениях законов непросто даже для професионала.
Принцип единства дает подход для эффективного использования приведенного набора законов. Этот подход заключается в наступному.
Законы имеют объективный характер, поэтому будут выполняться независимо от нашего желания, т.е. набор элементов (законов) уже задан. Отсюда вытекают задачи руководителя:
из перечня целей организации выявить основную цель на определенный период (на месяц, квартал, год);
из набора объективных законов выбрать главный закон, которому соответствует поставлена приоритетная цель и которому следует уделить основное внимание;
подчинить реализацию других законов главном закона;
добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения. Невыполнение принципа единства приводит к ухудшению показателей производственно-хозяйственной дияльности.
В социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, представляющих собой единое целое в мире организаций. Невыполнение этих законов, как правило, приводит к неудаче, потере устойчивости организации, к ее краху.
7.4. Закон единства анализа и синтеза ГЛАВА 8. Функциональное И антикризисного управления