12.5. Финансовый лизинг

В последнее время довольно большое распространение получил финансовый лизинг как одна из форм инвестиций инновационной деятельности. Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических новаций, требуют приобретения дорогих оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизингу.
Современный рынок лизинговых услуг - один из наиболее динамичных, постоянно развиваются. В США, например, на долю лизинга приходится 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и устаткування.
Под лизингом понимается вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность оговорено договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом право собственности на указанные материальные ценности на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его баланси.
Важно подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды, как правило, очень близок к сроку службы устаткування.
Главное преимущество лизинга в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для начинающих и средних пидприемцив.
По истечении срока лизингового договора (периода лизинга) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов это имущество становится его собственностью или, если это оговорено условиями договора возвращается лизингодавцю.
Современные лизинговые фирмы предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт поставленного оборудования осуществляет предприятие-изготовитель или сам арендатор (лизингополучатель).
Важнейшими факторами, на основе которых устанавливаются конкретные сроки лизинговых договоров, чаще всего выступают:
срок службы оборудования, обусловленный его технико-экономическими характеристиками;
нормы амортизационных отчислений, а также порядок их индексации, устанавливаемые на правительственном уровне;
появление более производительной техники;
конъюнктура рынка ссудных капиталов и тенденции ее розвитку.
Одной из наиболее важных проблем, определяющих развитие лизинговых отношений, выступает обоснование размеров лизинговых платежей, которые должны быть в равной степени приемлемы для обеих сторин.
В состав лизингового платежа, как правило, входят следующие основные элементы:
амортизация;
плата за финансовые ресурсы, привлекаемые лизингодателем для осуществления сделки;
лизинговая маржа (1-3%), что представляет собой доход лизингодателя за услуги, оказываемые им;
рисковая премия, величина которой зависит от видов и степени риска, который несет по данному договору лизингодавець.
В расчет лизингового платежа по соглашению сторон могут вводиться дополнительные коэффициенты, учитывающие остаточную стоимость арендованного оборудования (в законодательстве ряда стран при заключении лизинговых договоров не предусматривается полная амортизация стоимости арендованного имущества), размер авансовых платежей и другие моменты, связанные со схемой оплаты.
В современной хозяйственной практике используются очень разнообразные схемы лизинговых договоров. Главные особенности финансового лизинга, отличающие его от оперативного лизинга (проката), возвратного лизинга и ряда других его форм, сводятся к наступного.
Участие третьей стороны - производителя или поставщика объекта лизинговой угоди.
Объектом лизинга выступает, как правило, новое оборудование, которое приобретено целенаправленно для нужд лизингоодержувача.
Объекты лизинговых сделок отличаются высокой вартистю.
Продолжительность лизинговой сделки обычно близка срока службы объекта угоди.
Техническое обслуживание оборудования осуществляется предприятием-поставщиком или лизингоодержувачем.
После завершения срока договора лизингополучатель имеет одну из следующих функций:
купить объект сделки, но по остаточной стоимости (если срок лизингового договора равна амортизационном срока оборудование, оно просто переходит в собственность лизингополучателя)
заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке:
вернуть объект сделки лизинговой компании.
Важно подчеркнуть, что лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции лизингополучателя. При отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций следует руководствоваться "Положением о бухгалтерском учете и отчетности".
Анализ хозяйственной практики показывает, что основными разделами договора о финансовом лизинге выступают:
предмет и срок действия договора (условия лизинга):
права и обязанности сторон;
сумма и условия платежей:
порядок передачи оборудования:
страхование объекта сделки:
дополнительные условия договора (порядок возврата или выкупа оборудования и т.п.):
порядок разрешения споров;
юридические адреса и банковские реквизити.
Укрепление банковской системы нашей страны и дальнейшее совершенствование налогового законодательства будут способствовать увеличению объема лизинговых операций, а, следовательно, расширению и укреплению технической и технологической базы производства и повышению устойчивости работы отечественных пидприемств.
Выводы к роздилу
Конкурентные преимущества могут достигаться фирмой в течение длительного периода только при условии постоянного приспособления к изменяющейся ситуации, на рынках товаров и услуг и рынках факторов производства. Понятие внешней и внутренней гибкости не являются абсолютными. Согласно теории катастроф существуют пределы адаптивности системы. "Если изменения параметров системы превышают возможности ее адаптивного развития, происходит потеря устойчивости. При этом, если после потери устойчивости устанавливается колебательный периодический режим, говорят о мягкой потере устойчивости. Если же система переходит на другой режим движения скачком - о жесткой потере устойчивости" .
Экономическая безопасность фирмы должна рассматриваться как состояние, при котором стратегический потенциал фирмы не находится вблизи границ адаптивности, а угроза потери экономической безопасности нарастает по мере приближения степени адаптивности стратегического потенциала к предельной зоны. Иначе говоря, если стратегический потенциал фирмы в существующем виде исчерпал возможности приспосабливаться к возрастающей нестабильности внешней среды в рамках постоянной миссии, то можно говорить об угрозе экономической безопасности фирмы. Эта угроза может проявляться в виде потери уровня конкурентного статуса фирмы, или существенного ухудшения финансового состояния фирмы, или потери положительного имиджа фирми.
Катастрофическое состояние наступает тогда, когда риск потери активов фирмы и личного имущества ее владельцев приблизился вплотную к своему предельному значению. Иначе говоря, экономическая безопасность фирмы существует лишь в период наименьшей вероятности полной потери всего капитала, принадлежащего владельцам фирмы. По мере роста этой вероятности угроза утраты экономической безопасности посилюеться.
Обобщающим показателем финансового состояния предприятия, характеризующая степень "близости" предприятия до банкротства, по мнению многих авторов, является показатель "z-счета" Альтмана. Однако в последнее время резко обострилась критика с точки зрения обоснованности его применения вообще в наших условиях из-за его некорректность, так как для фирм, находящихся на грани практического банкротства и даже в его состоянии показатель "z-счета» может быть вполне допустимым, если расчет вести по методике Альтмана. Наиболее подходящей, по нашему мнению, является методика В.В. Чепурко, которую необходимо, приспосабливать для каждого типа предприятий в зависимости от их отраслевой принадлежности, что, конечно, сначала создает ряд неудобств ее застосування.
Антикризисное управление будет более устойчивым, если повысить гибкость системы управления, технологии производства, его производственного потенциала, решить проблематику гибкого развития предприятия и его персонала. В этих условиях компания быстрее приспосабливается к "капризов" и "капризов" внешней и внутренней среды и повышает ее устойчивость и конкурентоспроможність.
В условиях поддержания устойчивого развития предприятия большое значение имеет надежный и профессиональный подход к маркетингу. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном). Объектом маркетинговых исследований и анализа выступают экономические тенденции развития: научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные процессы, состояние которых в условиях кризиса активно влияет на рыночную ситуацию. Ключевой функцией антикризисного маркетинга выступает мониторинг внешней среды организации для улавливания сигналов, свидетельствующих об угрозе ухудшения положения организации на рынке, потерю конкурентоспособности, снижение платежеспособности и управляемости или, наоборот, о возможности прогрессивных сдвигов, которые открываются в отдельных сферах дияльности.
Вывода товара на рынок - сложный и важный этап инновационного процесса и ему необходимо уделять основное внимание. Этому этапу соответствует такое понятие, как "рыночное вытягивание". "Рыночное вытягивание" - это то, что случается тогда, когда кто-то, хорошо знаком с данным рынком, легко идентифицирует необходимый товар для этого рынка и призывает к производству товара в соответствии с этой необходимости. Если товар не имеет принципиально новые свойства, то нет и технической новизны и если этот товар не связан с другими товарами, то возможности его реализации ограничены. Кроме того, очень важно знать, что иметь в портфеле только один товар для рынка, значит потерпеть неудачу. Перспективы продвижения товара должны быть ясно видимы в начале деятельности, а своевременность вывода того или иного продукта (не раньше и не позже) зачастую имеет первостепенное значение с точки зрения дальнейшей судьбы нового продукта, а, следовательно, и эффективности работы предприятия, его стийкости.
В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, что сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями является важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции.
Инновационная стратегия требует от сотрудников применение в полной мере своего творческого потенциала, превращение его в "гениальных изобретателей", в то же время, естественно, добросовестно выполняя свои повседневные обязанности. Инновационная стратегия оправдания, когда цель заключается в занятии лидирующей позиции на рынке, вытеснении конкурентов и обеспечении все большей доли рынка. Высокие затраты на инвестиции, затраты на разработку новых продуктов, расширение производственных мощностей и сбытовой сети допускают обязательное наличие сильной и решительной группы менеджеров. Слишком медленные фирмы не имеют шансов на выживание. Крупные инновации позволяют осуществлять впечатляющие прыжки вперед, однако требуют технологии, соответствует новейшему уровню знаний, и больших инвестиций. В противоположность этому мелкие улучшения, дающие кумулятивный эффект, могут осуществляться каждым сотрудником в рамках его повседневных обязанностей согласно его личных способностей. Результаты этих улучшений хотя и имеют скромный масштаб, но носят регулярный и частый характер, что в значительной степени повышает конкурентоспособность фирмы и способствует ее устойчивому развитию. Поэтому Kaizen как постоянные, постепенные улучшения превратился в фундамент СБППП - один из важнейших инструментов управленческой стратегии.
Для успешной антикризисного управления нужна эффективная инвестиционная политика, при которой очень важно обеспечить связь между стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий. Исходя из объективных предпосылок, сформировав оптимальный инвестиционный портфель в широком и узком смысле, или выбрав отдельный проект реальных инвестиций, предприятие, реализуя предусмотренные им инвестиционные ресурсы, создает новые производственные мощности, повышая технический и организационный уровень производственного процесса и устойчивость фирмы в целом.
Каждый инвестиционный проект имеет свою конкретную направленность и может с наибольшей эффективностью быть реализован в тех регионах Украины, где для этого есть лучшие условия. К тому же оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов Украины должны быть непосредственно связаны с государственной региональной политикой, целью которой является обеспечение развития отдельных регионов с учетом таких факторов, как рациональное использование разнообразных экономических возможностей каждого из них, эффект оптимальной интеграции, территориальное разделение труда и взаимная экономическая кооперация. В соответствии с этой целью задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов, стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия формирование свободных (специальных) экономических зон; ускоренное развитие необходимой региональной инфраструктуры. Реализация этих задач тесно связана с государственной и частной инвестиционной дияльнистю.
В последнее время довольно большое распространение получает финансовый лизинг как одна из форм инвестиций инновационной деятельности. Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических новаций, требуют приобретения дорогих оборудования, уникальной контрольно-измерительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизингу.
Укрепление банковской системы нашей страны и дальнейшее усовершенствование налогового законодательства будут способствовать увеличению объема лизинговых операций, а, следовательно, расширению и укреплению технической и технологической базы производства, повышению устойчивости работы отечественных предприятий.
12.4. Оценка инвестиционных проектов ГЛАВА 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ антикризисного менеджмента