16.1. Ситуационный подход к управлению в кризисной ситуации

Важной особенностью управленческих учений является то, что они все в большей или меньшей степени исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличное от простой суммы составляющих его частин.
Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является ефективним.
Ситуационный или кейсовый (case), подход к управлению, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Этот подход требует принятия оптимального решения, зависит от соотношения имеющихся факторов. Если процесс-ный и системный подходы в менеджменте более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях.
В этом подходе сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, какие значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехступенчатая процесс:
руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции;
руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;
руководитель должен уметь связывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и скрывали бы меньше недостатков, с конкретными ситуациями, таким образом обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обставин.
Ситуационные теории управления дают некоторые рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных этапа, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации
во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно;
во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим отвечал требованиям, предъявляемым к организации со стороны ситуации;
в-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, что соответствует ситуации;
в-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстраиваться к ситуации.
Принцип эффективности экономической системы, сформулированный В. Парето, говорит о том, что в эффективной экономической системе невозможно сделать никакого улучшения без соответствующего ухудшения каких-либо ее параметров. Для полной эффективности производственной системы должны быть достигнуты следующие условия:
1) существующий запас ресурсов должен быть распределен между производством товаров таким образом, чтобы ни один их перераспределение не мог увеличить производство одного товара без уменьшения производства другого (других)
2) невозможно увеличение производства одного товара без соответствующего уменьшения выпуска другого. Для производственной системы можно переформулировать этот принцип с позиции цилепередбачення: экономическая система должна использовать свои факторы производства (ресурсы) в такой эффективной комбинации находится в точном соответствии с ее производственными возможностями и желаниями по выпуску продукции.
В связи с ограниченностью ресурсов и полным их распределением между произведенными товарами (в количественном и ассортиментном смысле), согласно принципу эффективности Парето, всякое изменение (увеличение, уменьшение) использование одного ресурса влечет обратную смену (уменьшение, увеличение) другого или других, в случае багаторесурсного производства (что более реально). Иначе, если невозможно увеличение абсолютной величины ресурсов, то всякое изменение их использования возможно только через изменение соотношения их применения. Для каждого товара должно быть известно, какие ресурсы и в каком соотношении должны быть применены. Но поскольку они считаются заменимыми, то известно, в какой мере может быть осуществлена эта замена (степень возможного замещения называется в экономической теории нормой замещения ресурсов).
Если необходимое количество ресурсов доступна, то проблема заключается в эффективности их использования. Ресурсы необходимы не только для конкретного выпуска изделий, предназначенных для продажи в определенный период времени, но и для пополнения или создания запасов ресурсов или полуфабрикатов. Таким образом, управление производством должно быть способно распределить имеющиеся ресурсы в различных направлениях в соответствии с производственных целей для наиболее полного удовлетворения потребителей продуктом требуемого качества, выпускаемой в соответствующем асортименти.
Перед всеми производственными предприятиями стоит сложная проблема потребления и использования ресурсов, необходимых для производства продукции в нужном количестве, определенного качества и достаточного ассортимента, а также для обеспечения конкурентоспособности випускаеться.
Ресурсы должны быть использованы и распределены между товарами, выпускаемых с наибольшей эффективностью. Критерием эффективности использования и распределения ресурсов служит принцип экономической эффективности В. Парето, согласно которому распределение переменных факторов производства должен быть осуществлен так, что предельный продукт от использования факторов во всех альтернативных вариантах должен быть одинаков. Управление должно использовать факторы наиболее технологически эффективным способом, когда техническая норма замещения всех факторов одинакова для производства всех видов продукции. В этом случае фирма организует производство в соответствии со своей кривой замещения и кривой производственных возможностей, то есть наиболее эффективным из возможных способов согласно выдвинутого критерию.
Для достижения конкретных преимуществ через организацию эффективного взаимодействия с рынками ресурсов предприятиям следует знать и исследовать природу факторов, влияющих на фирменный спрос на ресурси.
Известно, что рынок, эколого-социо-экономические явления и кризиса, служат предметом постоянного беспокойства руководителей организаций любого уровня. Осуществляя ежедневный, ежечасный влияние на эффективность функционирования системы менеджмента, они требуют принятия мер по доведению фирмы до уровня воздействий внешней среды, зминюються.
К основным группам факторов внешней среды можно отнести:
темпы НТП в области деятельности фирмы и в смежных отраслях (Ф ;);
запросы потребителей и их претензии к товарам, выпускаемых
(Ф2)
политика поставщиков и рыночная стратегия конкурентов (Ф3)
государственная политика и внешнеэкономическая деятельность (Ф
ГЛАВА 16. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ВЫХОДА КОМПАНИИ ИЗ КРИЗИСА 16.2. Создание антикризисной команды (рабочей группы) и выработку