18.1. Сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении

Проектируя систему профессиональных знаний, умений, характеристик специалиста по антикризисному управлению, следует обозначить два основных направления, в которых может осуществляться его деятельность. Это арбитражный управляющий и специалист по антикризисному управлиння.
Первый и основное направление деятельности арбитражного управляющего - это арбитражный (временный, внешний, конкурсный) руководитель, оговоренный законом как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, назначен арбитражным судом. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии
специального разрешения государственного органа по делам о банкротстве. Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного виробництва.
Процедура наблюдения вводится непосредственно с момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника. Главная цель наблюдения принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Реализация этой задачи возлагается на временного управляющего, который должен помочь кредиторам и арбитражному суду проанализировать финансовое состояние должника и определить потенциал восстановления его платоспроможности
ведь ликвидация предприятия не всегда выгодна. Во время наблюдения должник еще не признан банкротом, руководитель не отстранен от должности, деятельность организации-продолжается в полном объеме. Наблюдение заканчивается в момент вынесения соответствующего решения арбитражного суда о рассматриваемой справи.
Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего. Его кандидатуру арбитражному суду могут предложить должник, собрание кредиторов, налоговые органы, государственный орган по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении, органы местного самоуправления. Им может стать и временный управляющий, ранее осуществлял процедуру наблюдения. Полномочия всех органов юридического лица переходят к внешнему руководителя. При этом руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей.
Основой проведения процедуры внешнего управления есть план, предусматривающий проведение инвентаризации имущества должника, анализ его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, положение на товарных рынках, ликвидации дебиторской задолженности, составление реестра требований кредиторов. По итогам деятельности внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управлиння.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом гягне за собой открытие конкурсного производства, которая определяется как процедура, применяемая в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника наступил (прекращается начисление неустоек и процентов по всем видам задолженности) и все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Арбитражный суд может назначить несколько конкурсных управляющих, распределив их обязанности в зависимости от сложности выполняемых задач и установив пределы ответственности для каждого из них. Цель конкурсного управления - аккумулирование имущества должника и формированию конкурсной массы для продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной законом. Существует еще одна процедура, которая может быть реализована на любой стадии дела о банкротстве - мировое соглашение. Единственным условием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди. Заключение мирового соглашения является нормальным способом окончания дела о банкрутство.
Итак, центральной фигурой официальных процедур по антикризисному управлению выступает арбитражный управляющий, иначе говоря, специалист, получил:
диплом менеджера по антикризисному управлению;
лицензию арбитражного управляющего, что является основанием для рассмотрения вопроса о назначении его владельца в качестве временного, внешнего или конкурсного управляющего;
соответствующие полномочия по решению арбитражного суду.
Указанный договор подряда должен предусматривать:
обязательное согласование с органом по делам о банкротстве сделок от имени предприятия-должника
запрет на внесение активов предприятия-должника как оплату уставного капитала создаваемых предприятий и организаций;
материальную ответственность руководителя за долги предприятия, возникшие после выхода договора подряда;
вознаграждение руководителя в том же размере, что и у бывшего руководителя предприятия-должника, а также часть прибыли, полученной предприятием-должником в период управлиння.
Второй, не менее важное направление - консультант различного уровня ("играющий тренер"). Как специалист по антикризисному управлению менеджер может выступать как независимый эксперт, который осуществляет свою деятельность на коммерческой основе, быть штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций), участвовать в аттестационных комиссиях территориальных агентств, привлекаться к оценке возможности восстановления платежеспособности предприятия. В ходе рассмотрения дел о банкротстве нередко возникает необходимость в проведении финансовых экспертиз. Поэтому арбитражные суды должны иметь информацию о квалифицированных специалистов-експертив.
Антикризисное управление на крупных предприятиях подразумевает наличие команды антикризисных управляющих. При этом не обязательно, чтобы все они были арбитражними.
Такое деление определяется, с одной стороны, статусом - арбитражный управляющий должен иметь лицензию, консультанту по антикризисному управлению (АКУ) достаточно диплома. С другой стороны, первый наделен полномочиями, определяемыми органами государственной власти, в то время как результаты деятельности и советы второго носят рекомендательный характер, так как решение об их реализации принимает руководитель организации. Специалист по АКУ может также успешно работать менеджером в различных подразделениях системы управлиння.
Существуют различные точки зрения по поводу предназначения специалиста по АКУ. Одна из них заключается в том, что он готовится для работы в специфической организации - службе, ассоциации, с которой государственные органы власти будут черпать таких специалистов, назначая их на обанкротившиеся или неплатежеспособные предприятия для осуществления процедур санации, реструктуризации или ликвидации последних. Такой подход представляется несколько ограниченным и, более того, несет в себе угрозу перенасыщения рынка рабочей силы такими специалистами, допускает существование некоторого ограниченного их числа, так как в случае мобилизации экономики для них возникает потенциальный риск остаться без роботи.
Другое видение назначение специалиста по АКУ шире. Оно опирается на потребность в его услугах практически в любой организации. Всякое управление содержит в себе элементы антикризовости. При этом менеджер по АКУ действует на разных уровнях управления в оргструктуре: к нему могут обращаться за разовой консалтинговой помощью периодически с разными интервалами часу.
Первый вопрос, возникающий при оценке роли менеджера по АКУ в процессе управления, это - какой мере зависит оно от его личности. Вопрос правомерен, поскольку необычные условия и обстановка деятельности специалиста, требующие не просто совокупности профессиональных качеств и определенного типа мышления. Антикризисный управляющий должен обладать также комплексом личностных характеристик, позволяющих ему свободно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях кризисной ситуации (или на этапе ее патентного (конечного) существование) ..
В бюрократизированной системах управления нередко встречаются руководители исполнительской ориентации - малоинициативны и несамостоятельные, ограниченные в понимании проблем развития организации. Но есть и другие - специалисты, ответственные работники, что, будучи формальными руководителями, близкие по характеру своей деятельности к работе антикризисного менеджера. К ним обращаются в экстренных случаях, когда необходимо нестандартное решение проблем.
ГЛАВА 18. МЕНЕДЖЕР в антикризисном управлении 18.2. Модель менеджера антикризисного управления