18.2. Модель менеджера антикризисного управления

Менеджер по АКУ - это тип личности, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы, особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека. Наиболее полное описание специалиста по АКУ дает его модель. Остановимся на каждой из ее составляющих докладнише.
Структура знаний представляет собой знания и умения, которыми должен обладать специалист по АКУ. Но это не просто перечень знаний, а определенное их соотношение и взаимосвязь. Они должны обеспечить менеджеру по АКУ свободу ориентации в разнообразных проблемах организационно-технологического и социально-экономического развития организации, экономическое мышление и широту взглядов, хозяйственную бережливость, навыки аналитической оценки ситуации, предприимчивость и организованность, изобретательство и творчество в делах, инициативнисть.
Специальность менеджера по АКУ уникальная сплавом предметных областей. "Три кита", которые составляют основу АКУ - это менеджмент, право, финансы и бухгалтерский облик.
Квалификационные требования к специалистам, претендующим на получение аттестата антикризисного управляющего, требуют от него знаний в следующих областях:
право в объеме, "необходимом для работы по антикризисному управлению";
основы оценки бизнеса и оценки недвижимости;
основы теории маркетинга;
основы менеджмента, финансового учета, аудита и планирования;
основные правила работы с ценными бумагами, банковским и биржевым законодавством.
Кроме вышеуказанных, профессиональные знания специалиста по АКУ должны базироваться на таких курсах, как основы реструктуризации собственности, исследование систем управления, стратегическое планирование, информационные технологии в АКУ, инвестиционный анализ, правовые основы банкротства, хозяйственное право и т.д. Это ядро специальной подготовки, но далеко не полный перечень знаний, лежащих в основе его деятельности. К ряду общепрофессиональных дисциплин можно добавить статистику, теорию вероятностей, математическое моделювання.
Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Способности менеджера по АКУ и его "умение" можно классифицировать по следующим основным групами.
Первая группа. Умения, необходимые для реализации функций антикризисного управления (примерно 50%):
умение реализовать управленческий цикл, направленный на достижение поставленной цели, умение ставить перспективные цели и задачи, рационально планировать работу, оперативно управлять в изменяющихся условиях, четко доводить задачи до подчиненных в ясной и понятной форме, организовывать контроль; умением предвидеть конфликтные ситуации; » умение реализовать основные формы работы: оперативные совещания, служебное переписки, вести телефонные и иные переговоры,
умение координировать деятельность управляемой системы: распределять функции, задачи, полномочия и обязанности;
умение делегировать полномочия, функции, власть;
умение активизировать работу сотрудников: стимулировать, мотивировать, вдохновлять;
умение учиться на ошибках и обучать этому подчиненных;
умение организовать свою личную работу: планировать время, соблюдать режим, не поддаваться текучке. Реализация данной группы умений подразумевает наличие следующих индивидуальных качеств в личности антикризисного управляющего:
демократичность;
целеустремленность;
скорость принятия решений (один способен выбрать оптимальное из пяти вариантов, другой - с 20);
компетентность;
организованность;
ответственность;
требовательность;
коммуникабельность и харизма;
энергичность;
перспективность (предусмотрительность)
информированность;
рассудочность и стрессоустойчивость;
физическое витривалисть.
Как видно из приведенного, требования, выдвижений к ситуационному менеджера, гораздо серьезнее и более жесткие, чем к обычному руководителя. Иначе говоря, если менеджмент - это наука и искусство, то антикризисный менеджмент - высшая наука и искусство принятия решений и академия управления людьми.
Вторая группа. Умения, связанные с реализацией педагогической функции. Она имеет важное значение на фоне основной деятельности менеджера по АКУ.
Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии.
Важным требованием и условием эффективной реализации решений является наличие авторитета и престижа у руководителя вообще, а у менеджера по АКУ особенно. Эти характеристики определяются не личностными чертами, а общественными отношениями к нему. Авторитет и престиж можно иметь только у других людей (сотрудников, подчиненных, менеджеров высшего уровня). Они выступают функцией общественной ситуации. Например, менеджер может иметь набор личных качеств для высокого авторитета и в то же время иметь очень низкий фактический авторитет у сотрудников и подчиненных, если последние имеют те же черты на таком же или более высоком ривни.
Авторитет и престиж могут снизиться не только из-за ошибок, некорректное поведение, допущенное снижение личностных качеств менеджера, но и в случае, когда повысилась квалификация подчиненных или темпы ее роста обгоняют темпы роста его уровня квалификации.
престиж - это мера признания способностей, преимущества знаний, заслуг, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность пидлеглих.
Итак, высокие авторитет и престиж, становятся инструментами эффективного управления. Авторитет обеспечивает менеджеру по АКУ дополнительные возможности воздействия на подчиненных в достижении экстренных задач. Престиж также выступает рычагом влияния, особенно в интеллектуальных и творческих колективах.
Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным:
корректность;
выдержанность;
культурность,
внимательность к собеседнику и его проблем;
порядочность;
человечность;
тактичность;
справедливость;
доброжелательность,
интеллигентность и ин.
Третья группа умений связана с коммуникативной функцией менеджера. Коммуникационная сеть имеет два контура - личностный и информационный. Потребность оптимизации коммуникационной сети, необходимость построения ее с точки зрения экономичности и качества требуют от антикризисного менеджера умение общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителями внешних организаций и государственных структур. К этой группе относятся умение слушать собеседника, входить в его положение и интересы, владеть письменным и устным речью, контролировать собственные емоции.
К индивидуальным особенностям, способствующих реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить:
обаяние;
жизнерадостность;
сдержанность;
воспитанность и т.д.
Профессиональные умения можно сгруппировать и по фазам жизненного цикла организации. Так, на этапе латентного течения кризиса важны такие профессиональные качества, как:
умение сформулировать проблему, понять ее смысл, изучить "глубже";
сформировать комплекс идей для оперативного решения проблемы;
организовать исследовательскую программу: рабочий план, расписание, бюджет;
обосновать концепции надежности и законности;
предусмотреть различные пути проведения контроля;
интерпретировать отсутствие адекватной видповиди.
Эти умения невозможно реализовать, не обладая способностью исследовательского, инновационного видения проблеми.
Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности. ее определяют три характеристики: тип личности, темперамент и уровень интелекту.
По типу личности возможны два варианта: экстраверт (направлен на внешний мир) и интроверт (направлен на внутренний мир). Экстраверт - общительный, легко принимает все новое, но часто бросает начатое, не закончив. Представители данного типа личности склонны к резкой смене мотивов и стимулов деятельности, зависимы от мнения окружающих, имеют альтруистические наклонности. Интроверт - замкнутый, в поступках руководствуется внутренними соображениями, поэтому для окружающих зачастую выглядит "белой вороной". У него хорошо развита интуиция: способен точно просчитать ситуацию, поэтому его решение перспективные. Абсолютные экстра-и интроверты встречаются редко. Однако, в личности антикризисного менеджера в большей степени должны присутствовать черты интроверта.
По темпераменту существуют четыре основных типа:
сангвиник - спокойный, уравновешенный, подвижный, адекватная самооценка, трудолюбивый. Слабая черта - неумение быстро перестраиваться в новых условиях;
флегматик - эмоционально устойчивый, темп мышления замедлен, самооценка занижена, инертный, для вхождения в новую среду требуется период адаптации;
холерик - эмоционально неустойчивый, отличается подвижной мимикой, ускоренным темпом мышления, висококомуникабельний, активный. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память) чрезвычайно подвижны. Самооценка завышена;
меланхолик - эмоционально чувственный, шаткий, отличается высокой степенью тревожности, в изменяющихся условиях, подвержен стрессам. Хорошо адаптируется к социальным ситуациям. Мышление замедленное. Уровень притязаний, как правило, ниже реальных можливостей.
В действительности преобладают смешанные типы темпераментов. Поэтому оценка личности по данной характеристике может быть условной: говорят о склонности к тому или иному типу или темперамента, о преимуществе рис. Очевидно, что человек с выраженными меланхолично чертами вряд ли сможет эффективно управлять кризисной ситуациею.
Уровень интеллекта имеет три оценки: низкий, средний и высокий. Очевидно, что решение проблем комплексного характера, "сквозных", а также возникающих на стыке нескольких областей знаний, предполагает наличие высокого уровня интеллекта у антикризисного керивника.
Антикризисный управляющий является лицом, олицетворяющий функции управления. Помимо классических функций менеджмента основу его деятельности составляют следующие функции.
Стратегическая - заключается в постановке их на основе анализа ситуации и прогнозов целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления плану.
Административная - контроль и оценка результатов, осуществление коррекции деятельности, координация ее по срокам, времени, ресурсам, установление системы мер поощрений и покарань.
Экспертно-инновационная - требует от антикризисного управляющего постоянного, целенаправленного знакомства с новинками в различных сферах экономики, их квалифицированной оценки и селекции, создания условий для безотлагательного внедрения в практику.
Воспитательная - допускает создание в коллективе благоприятного мо-зальный-психологического климата, поддержание традиций, предотвращение и связь возникающих конфликтов, формирование стандартов повединки.
Лидирующая - в этой функции антикризисный руководитель выступает инициатором и интегратором деятельности, который следит, чтобы интересы подчиненных и сотрудников не противоречили целям организации.
18.1. Сфера деятельности менеджера в антикризисном управлении 18.3. Действия менеджера в кризисной ситуации