5.2. Выручка от реализации ( продажи) - основной источник доходов предприятия

Бизнесмены могут нормально функционировать только при условии, что их продукция (товары, услуги) регулярно находит на рынке своих потребителей (покупателей), передается им, и от покупателей поступают средства в виде денежного эквивалента стоимости продукции. Эти средства используются производителем для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов. Через оптовые (розничные) цены, если они реально отражают стоимость продукции, предприятие, получив деньги за товары и услуги, покрывает ими расходы на производство и оборот, то есть имеет возможность постоянно авансировать средства в производственный процесс и, кроме того, получает прибыль (если, конечно, затраты на производство и оборот не достигают величины цены продукции). Этим определяется значение реализации продукции как важной стадии кругооборота средств в жизнедеятельности каждого предприятия. В связи с этим важно прежде точно выяснить само понятие "реализация", потому что в хозяйственной практике различают несколько терминов, так или иначе связанных с этим процесом.
Нормативно-законодательные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета и отчетности в Украине, налоговую систему, определяют реализацию (продажу) как любую операцию по купле-продаже товаров, поставки товаров, мины и других форм гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу права собственности на товары, то есть под реализацией (продажей) подразумевается отгрузки (передачи) продукции, если речь идет о товарах, а также подписания сторонами документов о выполненные работы, предоставленные услуги. К сожалению, в законодательстве термины "реализация" (продажа) и "выручка от реализации" (выручка от продажи) отождествляются. Датой реализации и выручки от реализации считается дата отгрузки (отпуска) товаров или дата подписания приемо-сдаточных документов о выполненные работы, предоставленные услуги. Так, в действующем законодательстве операция по реализации продукции не привязана крепко к факту реальной оплаты ее стоимости, срокам осуществления оплати.
Между тем, для организации финансового хозяйства предприятия важное значение имеет именно объем реальных поступлений средств от реализации (продажи). Учитывая это, по июль 1997 г. предприятия предоставлялось право по своему усмотрению устанавливать порядок определения объема выручки от реализации. Было два варианта: первый - определять объем выручки от реализации продукции, исходя из суммы средств, фактически полученных тем или иным способом предприятием-продавцом за отгруженную (отпущенную) продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги, второй - считать объемом выручки от реализации продукции стоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), указанные в полученных для оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документах, без учета фактического поступления грошей.
На практике абсолютное большинство предприятий устанавливала порядок вычисления объема реализации по первому из приведенных выше вариантов, потому что он, безусловно, в наибольшей степени соответствует сути реализации как экономического явления. При этом выручкой от реализации считалась сумма средств, поступивших на банковский счет предприятия или в кассу (наличными) за реализованную продукцию, а также стоимость товаров, работ, услуг, зачисленных в бартерных (товарообменных) операциях, в других взаиморасчетах партнеров. С 1 июля 1997 г. права выбора метода определения выручки от реализации предприятия не имеют: все обязаны действовать по второму вариантом.
В новых стандартах бухгалтерского учета и отчетности объем реализации основной товарной продукции предприятий называется "Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)". Он связывается с передачей собственности покупателю и с высокой степенью вероятности получения оплаты за отпущенные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Остальные выручки от реализации товаров, работ, услуг (не является основной продукцией предприятия) находит отражение в "Других операционных доходах", в частности это может быть выручка от реализации излишних материалов, других активов, доход от операционной аренды и другая выручка, не связанных "связана с реализацией товаров, работ, услуг основной деятельности, а также неоперационной деятельностью предприятия, например в состав прочих операционных доходов не включается выручка от продажи объектов основных средств, считается элементом доходов от инвестиционной деятельности пидприемства.
В повседневной финансовой работе большое значение для ее организации и контроля за финансовым состоянием предприятия имеет показатель, который не фигурирует в каких-либо официальных отчетах, а именно "Выручка от реализации продукции основной деятельности предприятия (товарной продукции), по которой завершены расчеты с покупателями" , то есть речь идет о реальной денежную выручку, поступающую предприятию (вместе со стоимостью поставок товаров, работ, услуг, зачисляются через бартерные соглашения или любые другие формы взаиморасчетов). На большинстве предприятий именно эта выручка от реализации является объектом оперативного планирования, контроля и анализа, поскольку от нее зависит нормальная финансово-хозяйственная деятельность пидприемства.
Предприятия реализуют свои товары и услуги в соответствии с заключенными договорами непосредственно с потребителями, органами материально-технического снабжения и сбыта, торговли, через товарные биржи, а также через собственную сеть продаж продукции, выполнение работ и оказание услуг. Определенная часть продукции государственных предприятий и предприятий других форм собственности реализуется согласно Закону Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" (введен в действие в 2000 p.). Этот закон предусматривает размещение государственных заказов через договоры о закупке с предприятиями всех форм собственности (в том числе нерезидентов) продукции, необходимой для государственных нужд. Он создает конкурентную среду в этой сфере, определенную процедуру участия предприятий-исполнителей, которые намерены принимать участие в процедуре закупки (подают так называемую тендерное предложение) в торгах, на которых осуществляется отбор исполнителей по закупке товаров, выполнения работ, оказания услуг. Именно с победителями таких торгов заключаются договоры о закупке. Для предприятий-исполнителей таких поставок это выгодная форма реализации продукции, поскольку государство (через государственных заказчиков - министерства, ведомства, другие органы государственной власти, в том числе областные и городские (в городах Киев и Севастополь) государственные администрации) гарантирует исполнителям государственного заказа оплату продукции за счет соответствующего бюджета или общегосударственного целевого фонду.
Если предприятие экспортирует продукцию и получает выручку в иностранной валюте, то она попадает на его специальный валютный счет. Валютные счета открываются предприятиями в экспортно-импортном банке или в коммерческих банках при наличии у банка разрешения (лицензии) Национального банка Украины на выполнение операций с иностранной валютой. Выручка, номинированная в валютах, определенных законодательством, может подлежать обязательному частичном (или полном) продажи государству по действующему официальному курсу (плавающим или фиксированным) с зачислением на текущий счет предприятия гривневого еквивалента.
Поскольку своевременное и полное поступление выручки от реализации являются предметом особого и постоянного внимания предприятий, то финансовые службы во взаимодействии со сбытовыми и производственными подразделениями добиваются строгого соблюдения договорной дисциплины поставок по ассортименту, качеству продукции, ритмичности отгрузки продукции потребителям, пристально следят за своевременностью расчетов за продукцию .
Задержка поступления выручки от реализации парализует работу предприятия: оно не может своевременно рассчитываться с поставщиками, задерживает выплату заработной платы рабочим и служащим, расчеты с бюджетом; в конечном счете это приводит к уменьшению объема производства. К сожалению, в переходный для рыночных отношений период все это в больших масштабах происходит в Украине, поскольку не отрегулированы вопросы, связанные с формированием фонда оборотных средств, которые должны обслуживать сферу расчетов, есть сбои в банковском механизме организации расчетов, предприятия не могут приспособиться в порядок расчетов в виде предварительной оплаты товаров и услуг. Одной из причин проблем в сфере расчетов реакция экономики на нарушение хозяйственных связей, которые в течение 70 лет состояли в бывшем СССР и разорвались с его развалом и образованием 15 независимых государств. Устранение этих негативных явлений требует времени и значительных усилий как от государства, так и от предприятий, заинтересованных в стабилизации расчетных отношений и преодолении платежного кризиса в хозяйстве Украины: без этого эффективное управление процессом реализации и всеми финансовыми ресурсами просто неможливе.
Выручка от реализации поступает предприятию основном по оптовым ценам, поэтому на текущий счет в банке или наличными поступают средства, покрывающие прежде все операционные расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Это, во-первых, материальные затраты на производство продукции, во-вторых, амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, в-третьих, другие расходы, которые для предприятия имеют такой же характер, как и материальные затраты (речь идет, например, об отчислении за счет себестоимости продукции на социальное страхование, на создание целевых бюджетных и внебюджетных фондов и т.д.), в-четвертых, расходы предприятия в составе себестоимости продукции на оплату труда (трудовые затраты), в-пятых, административные расходы и расходы на сбыт, которые, хотя и не являются элементами производственной себестоимости, приобщаются в состав операционных расходов и формируют полную себестоимость реализованной продукции.
Кроме покрытия всех элементов операционных расходов (полной себестоимости реализованной продукции), выручка от реализации содержит прибыль, а также налог на добавленную стоимость и (при реализации отдельных товаров) акцизный сбор, которые должны в полном объеме перечисляться в государственный бюджет, поскольку это накопления, которые централизуются державою.
Структура выручки предприятия от реализации может быть представлена следующей схеме (рис. 2).

5.1 Цены на продукцию. Законодательная база ценообразования 5.3. Налог на добавленную стоимость