6.7. Предприятие и государственная налоговая служба

Формирования централизованных финансовых ресурсов государства, прежде всего - ее бюджета, а также внебюджетных государственных фондов требует четкой организационной системы контроля за этим процессом. Ответственность за взимание налогов и обязательных платежей со всех предприятий, организаций, физических лиц возложена на Государственную налоговую администрацию Украины, которая имеет свои органы во всех областях, городах, административных районах (включая районы городов) *. Кроме этого, за взысканием соответствующих взносов и отчислений следят учреждения Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования, таможенная служба.
Основными законодательными актами, которые регулируют отношения между государством и хозяйствующими субъектами в Украине в сфере налогообложения и ответственности за нарушение налогового законодательства, являются Законы Украины "О системе налогообложения" и "О государственной налоговой службе в Украине". Именно в них определенные обязанности и права налогоплательщиков и других обязательных платежей, порядок их уплаты, ответственность за всевозможные нарушения действующего законодательства о эти платежи, система контроля за взиманием налогов и других обязательных платежей, функции органов Государственной налоговой администрации и других органов, причастных к этому справи.
Специальным Законом Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (принят Верховной Радой 21 декабря 2000 г.) регулируются вопросы взаимоотношений между налоговой службой, другими органами, причастными к взиманию налогов и сборов (таможенные органы, учреждения Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), с одной стороны, и субъектами предпринимательской деятельности - с другого.
Одной из важнейших сторон деятельности финансовой службы предприятия является такая организация взаимоотношений с налоговой службой, другими контролирующими органами, исключающую нарушение действующего налогового законодательства и уплату разного рода штрафных санкций, что ведет к уменьшению чистой прибыли и ухудшение финансового стану.
Государственная налоговая администрация Украины создан Указом Президента Украины 22 августа 1996 г. на базе Главной государственной налоговой инспекции и его органов на местах. Она имеет в своем подчинении подразделение для борьбы с криминальным сокрытием объектов налогообложения - налоговую милицию.
Наряду с налоговыми органами они в Законе называются контролирующими органами.
На предприятии соответствующие должностные лица должны прежде совершенстве знать все положения о налогах и неналоговые платежи, действующие в тот или иной период, препятствовать намерениям любого персонала предприятия скрывать объекты налогообложения (например искусственно занижать в отчетности и налоговом учете доходы, " хоронить "расходы на оплату труда и др.)., своевременно представлять в налоговую администрацию все необходимые отчетные материалы, декларации и расчеты в них.
За неподачу или задержку подачи налоговым органам деклараций, расчетов, других документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, предприятия несут материальную ответственность: за каждый случай такого непредоставления или задержки уплачивается штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Если налоговый орган, не получив декларацию, самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, налогоплательщик, кроме того, уплачивает штраф в размере десяти процентов за каждый месяц задержки налоговой декларации (но не более 50 процентов начисленного налогового обязательства).
В Украине с 1 апреля 2001 г. упразднен порядок, согласно которому налоговые органы имели право в бесспорном порядке взыскивать с банковских счетов предприятий неуплаченные в установленные сроки налоги, сборы, штрафные платежи (в коммерческих банках отменена так называемая "Картотека 2", о подробно говорится в разделе 8). Все налоговые обязательства предприятия должны выполнять самостоятельно, подавая в банки соответствующие расчетные документы, принимаются к исполнению в пределах остатка средств на банковском счете. За задержку платежей в бюджет и общегосударственных целевых фондов (включая задержкой уплаты штрафных санкций) начисляется пеня из расчета 120 процентов годовых действующей учетной ставки Национального банка Украины за каждый день просрочки и штрафы в случае:
задержки до 30 календарных дней - 10 процентов неуплаченной суммы (недоимки)
задержки от 31 до 90 дней - 20 процентов недоимки;
задержки свыше 90 дней - 50 процентов недоимки.
Органы Государственной налоговой администрации (а также таможенные органы, учреждения Пенсионного фонда, Фонда социального страхования по причастных к ним платежей) имеют право проверять денежные документы, состояние налогового учета, отчеты, сметы, декларации и другие документы, связанные с взиманием налогов и неналоговых платежей на предприятиях независимо от форм собственности. Если в ходе проверки обнаруживается занижение платежа в бюджет или в других централизованных государственных целевых фондов, сумма занижения подлежит взысканию в бесспорном порядке, при этом начисляется штраф в размере 5 процентов суммы доначисленного налогового обязательства за отчетный период, начиная с периода недоимки и заканчивая периодом проверки (но не более 25 процентов доначисленной суммы). Если же сумма недоплаты квалифицируется как недоплата в крупных размерах (теперь это 250 необлагаемых минимумов доходов граждан или 4250 грн.) Или если должностное лицо предприятия осужден за сокрытие объекта налогообложения, - штраф составляет 50 процентов доначисленного налогового обязательства.
Приклад.
17 марта 2001 налоговая инспекция по результатам проверки деклараций предприятия по налогу на прибыль за III и IV квартали
2000 обнаружила занижение налоговых обязательств: за III квартал - 3780 грн., За IV квартал - 4200 грн. По результатам проверки предприятие обязано перечислить в бюджет:
суммы доначисленного налога:
3780 4200 = 7980 грн.; Штраф за занижение налога за III квартал 2000 p.:
С (3780 • 5%) = 567 грн.; Штраф за занижение налога за IV квартал 2000 p.:
2 (4200 • 5%) = 420 грн. Итого: 8967 грн.
Государственные налоговые органы применяют финансовые санкции, о которых говорилось выше, к плательщикам налогов и сборов независимо от причин, по которым плательщик занизил сумму налога. Не выясняется, почему допущены ошибки: из-за незнания, небрежности или они сделаны умышленно. Это особенно повышает значение квалификации соответствующих должностных лиц финансовой службы пидприемства.
Если предприятие после подачи в налоговую администрацию декларации (но до начала проверки налоговым органом) самостоятельно выявило факт занижения платежа, оно должно письменно уведомить об этом налоговый орган, перечислить сумму недоимки, самостоятельно уплатить штраф в размере 10 процентов суммы недоплаты. При выполнении этих условий другие штрафы на такого налогоплательщика не накладаються.
С целью защиты интересов государства, представляют налоговые и другие контролирующие органы, причастные к взиманию налогов и сборов, имущество (активы) субъектов предпринимательской деятельности, имеющих налоговые долги, передается в налоговый залог. Установлено, что налоговый залог не требует письменного оформления, она предстает в момент возникновения налогового долга или в первый день после истечения предельного срока подачи декларации. Во время действия режима налогового залога предприятие существенно ограничивается в своих правах по использованию активов, в том числе без согласия налогового органа оно не имеет права продавать недвижимое и движимое имущество (кроме готовой продукции, товаров), выдавать векселя, выплачивать дивиденды, предоставлять гарантии, поручительства и др. . Нарушение этих ограничений приравнивается к умышленному уклонению от уплаты налогов. Кроме того, установлено, что в случае если субъект предпринимательской деятельности, активы которого находятся в налоговом залоге, отчуждение активов без предварительного согласия налогового органа, он дополнительно ко всем другим штрафов и пени уплачивает штраф в размере 100 процентов суммы налогового долга, по которому возникло право налогового застави.
При нарушении режима налогового залога налоговый орган может применить административный арест активов, который состоит в запрещении предприятию распоряжаться всеми активами (в том числе приостанавливаются операции с банковских счетов, кроме операций по уплате налоговых долгов). Налоговый орган имеет право осуществить административный арест сроком до четырех суток, а право на увеличение этого срока должны только суд и хозяйственный суд.
Если все указанные меры не обеспечивают ликвидации налоговых долгов, налоговый орган имеет право осуществлять принудительную продажу активов должника на публичных (биржевых) торгах и направлять вырученные средства в пользу государства в счет ликвидации налогового долга. При применении режима продажи активов налоговым органам предоставлено право принудительного взыскания средств с банковских счетов должников на погашение налоговых обязательств.
С 2001 г. Государственная налоговая администрация Украины (в лице налоговой милиции) получила исключительное право на оперативно-розыскную деятельность в сфере расследования налоговых преступлений (до этого такое право имели также МВД Украины и СБУ).
6.6. Контроль финансовой службы предприятия по доходности и рентабельности Глава 7. Использование предприятиями БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ