9.2. Нормирование собственных оборотных средств
Нормирование оборотных средств - это экономически обоснованный расчет минимальной потребности в финансовых ресурсах, необходимых предприятию для создания минимальных запасов товарно-материальных и ценностей, которые обеспечивают его нормальную роботу.Качественно разработанный норматив собственных оборотных средств имеет важное значение для предприятия. Он создает основу для целевого и экономного использования финансовых ресурсов, способствует уменьшению запасов в производстве и обращении, успешному выполнению планов производства, реализации продукции, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния предприятия. Высокого качества норматива предприятие может достичь, если нормирование нацелено на определение действительно минимальных запасов на всех стадиях движения оборотных средств и средств обращения, если при нормировании учитываются самые нормы расхода сырья, материалов, другие нормы (например нормы времени, необходимого для подготовки материалов для запуска в производство, нормы длительности производственного цикла отдельных изделий и т.д.).
Нормативы собственных оборотных средств из каждого элемента оборотных средств и готовой продукции определяются как произведение однодневной потребности предприятия в тех или иных материальных ресурсах на норму запаса в днях по ним. Первый сомножитель в этом произведении определяется на основе сметы затрат на производство, в котором есть данные о стоимости сырья, материалов, топлива и других расходов, связанных с выпуском продукции. Однодневная потребность вычисляется исходя из плановых показателей на год или IV квартал, а для предприятий с сезонным характером производства за основу берется квартал с наименьшим объемом производства (ведь надо определить минимальные плановые запасы).
Второй сомножитель - норма запаса в днях - зависит от множества факторов, причем они самые по различным видам запасов. Само определение норм запасов товарно-материальных ценностей в днях и является основной и трудоемкой частью работы по нормированию оборотных коштив.
Нормирование оборотных средств в производственных запасах. Описанная здесь методика нормирования подается на примере нормирования запасов сырья и материалов промышленного предприятия. Все остальные элементы производственных запасов (покупные комплектующие изделия, топливо), а также малоценные и быстроизнашивающиеся предметы нормируются аналогично. Некоторые особенности в нормировании запасов запасных частей и тары разъясняются отдельно. Материал подается с учетом "Типового порядка определения норм запасов товарно-материальных ценностей", утвержденного Министерством финансов и Министерством экономики Украини.
Норматив собственных оборотных средств из сырья и материалов (Д.) определяется по формуле:
Нс = ПотНл, (9.1)
где поите - однодневная потребность предприятия в сырье и материалах согласно смете расходов на производство; На - норма запаса сырья и материалов в днях. Как правило, предприятия используют на производство продукции много (иногда сотни и тысячи наименований) видов сырья и материалов. Поэтому для определения нормы запаса в днях на первом этапе работы такие нормы разрабатываются по отдельным видам сырья и материалов или однородных групп. Затем, исходя из норм запаса по видам сырья и материалов, определяется средневзвешенная норма в целом по данной статтею.
Определяя нормы запасов в днях по той или иной позиции, необходимо учитывать:
условия поставки данных видов материальных ресурсов;
удаленность поставщиков;
транспортные условия;
время, необходимое для подготовки материалов для использования в производстве;
периодичность введения материалов в виробництво.
С учетом названных факторов норма запаса в днях по каждому виду сырья и материалов включает следующие элементы:
время пребывания оплаченного материала в дороге - транспортный запас;
время, необходимое на выгрузку, приемку, складирование, проведение анализов качества материалов;
время на подготовку материала к передаче его в производство - подготовительный запас;
текущий складской запас, который исчисляется по частоте поставок;
страховой запас.
Необходимость создания транспортного запаса обусловлена главным образом использованием в платежах за материальные ценности и услуги предоплаты поставок с помощью платежных поручений и платежных требований-поручений. В этих условиях расчетов предприятие, оплатив поставку, до прибытия груза вкладывает средства в так называемые материалы в дороге. Транспортный запас при нормировании вычисляют как количество дней от даты оплаты счета поставщика до прибытия груза на склад предприятия. Если договором с поставщиком предполагается отгрузка материалов после получения средств в виде предварительной оплаты, то норма транспортного запаса равен времени, необходимому для перевода денег в банк поставщика (в условиях введенного в банковской системе Украины порядке электронных платежей это, как правило, один день), плюс длительность пробега груза от поставщика к споживача.
Если поставщик, послав платежное требование-поручение, отгружает материалы, не дожидаясь поступления предоплаты на свой текущий счет, то транспортный запас вычисляется так: от продолжительности пробега груза вычитается время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов потребителю, и время пробега этих документов по почте (если другой вид связи не предусмотрено договором) *, а также время, необходимое на обработку документов и на оплату потребителем. Если же материалы прибывают к потребителю ранее даты уплаты денег за них, транспортный запас не устанавливается. Например, предприятие в г. Харькове получает материал от предприятия, расположенного в г. Черновцах. Пробег груза железной составляет 14 дней поштопробиг документов между городами Харьков и Черновцы - 5 дней, время, необходимое поставщику для подготовки и отправки документов - 2 дня, время, необходимое потребителю для их обработки и оплаты - 2 дня. В этих условиях транспортный запас составляет 5 дней (14 - 5 - 2 - 2).
Если предприятие получает определенный вид материалов не от одного, а от нескольких поставщиков, транспортный запас в днях определяется как средневзвешенная величина следующим образом:
Средневзвешенная величина транспортного запаса по данным материалом равна: (1650 • 6 500 • 8 150 • 2) :: 2700 = 5,3 дня.
Такие же расчеты транспортного запаса делают из каждого вида (группы) сырья и материалив.
Норма времени, необходимого для приема, разгрузки, складирования, проведения анализов сырья и материалов каждого вида (группы), определяется путем хронометража этих операций. Например, цемент поступает на предприятие железнодорожными вагонами, на разгрузку и складирование его расходуется 0,5 дня, на проведение анализов - 0,5 дня. Таким образом, норма запаса на эти операции составляет 1 день.
Текущий складской запас определяется в зависимости от частоты поставок: чем чаще прибывают сырье и материалы на склады предприятия, тем, конечно, меньше должно быть текущий запас, и наоборот. Этот элемент нормы запаса в днях по удельному весу является крупнейшим в совокупном нормативе в днях из сырья и материалов, что, в частности, отражает современное состояние налаживание связей между производителями и потребителями. Чтобы уменьшить расходы финансовых ресурсов на создание запасов сырья и материалов, предприятия в первую очередь заботиться о создании сырьевой базы за счет ближайших поставщиков, которые способны регулярно, без задержек отгружать необходимые материальные ресурси.
Интервалы между поставками по каждому виду сырья, материалов устанавливаются в процессе нормирования на основе заключенных договоров или исходя из фактических данных, сложившихся в прошлом. Так, если за прошлый год предприятие получило от цементного комбината 1680 т цемента, причем цемент прибывал 14 раз, то средний интервал между двумя поставками равен 26 дней (360.: 14).
Норма текущего складского запаса принимается в размере половины среднего интервала между двумя поставками. Это объясняется тем, что при планировании финансовых вложений в запасы надо учитывать не минимальный или максимальный запас конкретного материала на предприятии, а средний, потому что в любой период запас одних материалов будет максимальным, а других - минимальным. В вышеприведенном примере нормы текущего складского запаса принимается 13 днив.
Нормирование текущих складских запасов обычно осложняется тем, что один и тот же вид сырья или материал может поступать от нескольких поставщиков, причем с разными интервалами поставок, в разных количествах. Возникает потребность вычислять множество средневзвешенных интервалов поставок по каждой позиции, принимаемой к нормированию. Для сокращения объема вычислительной работы при нормировании на крупных предприятиях рекомендуется путем репрезентативной выборки подобрать данные о поступлении материалов и сырья, которые составляют 70 - 75 процентов общего объема их затрат на производство, а затем распространить исчисленный норматив в днях на все виды сырья и материалив.Module . Расчет среднего интервала поставок конкретного вида сырья или материала в случае, когда имеется несколько поставщиков этого материала, выполняется так:
Средневзвешенный интервал поставок из данного вида материалов равняется 19,6 дня: (30 • 1800 9 • 3000 45 • 600 18 • 1200): 6600 = 19,6. Текущий складской запас равен 9,8 днив.
Подготовительный запас. При нормировании запасов сырья и материалов этот элемент учитывается только по тем из них, которые после поступления от поставщиков не могут быть немедленно запущены в производство, а требуют определенной предварительной подготовки. Времени на такую подготовку необходимо например, древесина, поступающая в мебельных предприятий (для сушки), отливки металла - на машиностроительном заводе (для натурального старения) и др.. Для определения норматива запаса в днях подготовительный запас учитывается, если время на подготовку материала к запуску в производство превышает норму текущего складского запаса и равен этому перевищенню.
Приклади.
Текущий складской запас древесины на мебельной фабрике составляет 18 дней, время на подготовку древесины для запуска в производство - 21 день, поэтому в нормативе на древесину подготовительный запас нужно установить в размере трех дней (21 - 18).
Текущий складской запас динамной стали на машиностроительном заводе составляет 16 дней, время на подготовку стали для запуска в производство - 10 дней. Норма подготовительного запаса не встановлюеться.
Страховой запас предусматривается при расчете нормы запасов сырья и материалов в связи с возможными перебоями в поступлении их по причинам, которые трудно предусмотреть заранее (остановки производства у поставщиков, срывы в работе транспорта и т.п.). Размер страхового запаса в днях рекомендуется устанавливать в пределах 50 процентов текущего складского запаса. Для тех материалов, которые предприятие получает от поставщиков, расположенных на небольшом расстоянии, с использованием автомобильного транспорта, страховой запас не створюеться.
Подсчет общих норм запасов в днях по отдельным видам (группам) сырья и материалов осуществляется следующим образом:
Общая норма запаса в днях по статье "Сырье и материалы" в целом по предприятию исчисляется как средневзвешенная величина от индивидуальных норм по каждой позиции. При этом в качестве весов используются годовые объемы затрат каждого вида (группы) сырья, материалов в стоимостном выражении по смете затрат на производство. Расчет выполняется следующим образом:
Согласно этим данным средневзвешенная норма запаса в днях по статье "Сырье и материалы" составляет 29,2 дня:
[(21,0 * 852) (27,7 • 1427) (73 • 188) (63,8 • 210) (19,5 • 655)] 3332 = 29,2.
Для определения норматива собственных оборотных средств из сырья и материалов в денежном выражении необходимо на основе сметы затрат на производство рассчитать стоимость однодневных расходов предприятия на сырье и основные материалы. Если они за год составляют, например, 3800 тыс. грн., То однодневные расходы равны 10,6 тыс. грн. (3800: 360), а норматив собственных оборотных средств из сырья и материалов - 309,5 тыс. грн. (10,6 * 29,2).
Некоторые особенности имеет нормирования оборотных средств в запасах тары. На покупную тару для упаковки готовой продукции нормы запасов и норматив в денежном выражении рассчитываются так же, как на сырье и материалы. Норму запасов тары собственного производства устанавливают исходя из времени от ее изготовления до упаковки в нее готовой продукции, с учетом также времени, необходимого для накопления тары для упаковки партии готовой продукции.
Для тары, подлежащей возврату поставщикам видов материалов (например бочки, баллоны, кабельные барабаны и т.д.), норма запаса в днях зависит от времени между днем оплаты счета поставщика за тару, поступившую вместе с сырьем и материалами, и днем поступления денег от поставщика за возвращенную тару.
Стоимость тары, которая используется для хранения сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, запчастей на складах и в цехах (инвентарная тара), при расчетах норматива оборотных средств на тару не учитывается, поскольку она входит в состав других необоротных активов или малоценных и быстроизнашивающихся предметов в зависимости от срока служби.
На предприятиях, где удельный вес запасов тары в общих запасах товарно-материальных ценностей незначительная, нормирования оборотных средств для формирования запасов тары проводят, исходя из фактических остатков тары. Для этого рассчитывают середньофактичний остаток тары, используя данные бухгалтерского учета об остатках тары на начало каждого месяца року.
При нормировании оборотных средств в запасных частях используют два методи.
Первый метод - это проведение прямых расчетов согласно потребности в запасных частях каждого наименования, сроков их поставок и пр., то есть так же, как это делается при нормировании сырья и основных материалив.
Второй метод - укрупненный расчет. Определяются за последний прошлый год середньофактични остатки запасных частей для ремонта оборудования и среднегодовая стоимость действующего производственного и силового оборудования, транспортных средств. Исходя из этих данных, определяют фактическую обеспеченность запасными частями на 1 грн. стоимости действующего оборудования, которая и учитывается с учетом стоимости оборудования и транспортных средств в плановом роци.
Нормирование оборотных средств в запасах незавершенного производства. Норматив оборотных средств в незавершенном производстве должен быть достаточным для создания таких переходных заделов в цехах основного и вспомогательного производства, с помощью которых предприятие было бы способно обеспечить ритмичность процесса производства и равномерную сдачу готовой продукции на склады. Норматив по предприятию в целом представляет собой сумму нормативов, рассчитанных отдельно по цехам основного, вспомогательного и подсобного виробництва.
Норматив рассчитывается исходя из объема производства, длительности производственного цикла производимой продукции и себестоимости продукции в незавершенном виробництви.
Самая сложная часть определения этого норматива - расчет средней стоимости изделий в незавершенном производстве. Дело в том, что в разных производствах по-разному нарастают затраты на выпуск продукции в течение производственного цикла. Так, в отраслях химической, легкой, пищевой промышленности уже с первых часов после запуска в производство предприятие производит значительные затраты на сырье и материалы, которые составляют основную часть себестоимости продукции. В отраслях машиностроения и металлообработки нарастания затрат (материальных, трудовых) более равномерным. Поэтому при определении средней себестоимости остатков незавершенного производства следует учитывать характер нарастания затрат на производство продукции.
Приклад.
Одним из изделий, которые производит мебельный комбинат, есть мягкие стулья. их ежесуточный выпуск составляет 170 шт., производственная себестоимость одного стула - 17,29 грн., в том числе начальные единовременные затраты материалов - 10,7 грн., что составляет 61,7 процента себестоимости, продолжительность цикла производства - 2 дня. В этих условиях норматив оборотных средств в незавершенном производстве данного изделия равен:
Аналогичные расчеты выполняются со всей номенклатурой изделий предприятия. Что касается нормы оборотных средств на незавершенное производство для вспомогательных и подсобных производств (цехов), то они рассчитываются в таком же порядке, что и на основное производство, но с учетом особенностей организации производства в каждом из них.
Нормирование оборотных средств в запасах готовой продукции. Запасы готовой продукции на складах предприятий должны создаваться в таком количестве, чтобы была возможность обеспечить ее своевременную отгрузку, отпуск и реализацию потребителям партиями, комплектно и в полном ассортименте. Для этого по каждому виду готовой продукции определяются нормы запасов в днях, исходя из времени, необходимого на:
9.1. Сущность и принципы организации оборотных средств | 9.3. Планирование и финансирование прироста норматива собственных оборотных средств |