10.1. Содержание и принципы расчетов предприятия с контрагентами
В системе товарно-денежных отношений одним из этапов непрерывного кругооборота и оборота основных и оборотных средств предприятий является денежная форма стоимости: за деньги они покупают средства производства, осуществляют капитальные вложения, т.е. затраты на воспроизводство орудий труда, предприятия производственной сферы покупают сырье и другие предметы труда , которые, соединяясь с рабочей силой, дают возможность производить новые товары. Только реализовав эти товары и получив за них деньги, предприятия имеют возможность снова авансировать их и продолжать процесс производства, иначе он прервется. К тому же из-за расчетов происходит признание в сфере обращения общественной необходимости производимых товаров. Эти обстоятельства представляют собой материальную основу денежного обращения в рыночной экономике - безналичного и готивкового.Основным способом осуществления расчетов между любыми контрагентами является перевод денег. Перевод денег в законодательстве Украины определяется как движение определенной суммы денег с целью их зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форми.
Расчеты предприятий и организаций между собой, а также с органами финансово-кредитной системы осуществляются преимущественно без участия денег в форме наличных денег, т.е. в безналичном порядке. Суть безналичных расчетов заключается в том, что платежи осуществляются путем перевода средств со счета плательщика в банке на счет получателя, то есть путем проведения соответствующих записей по счетам участников расчетов. Возможны также безналичные расчеты через зачет взаимных требований контр агентов, в том числе по бартерным соглашениям. В отличие от наличных расчетов, когда плательщик обязан передать надлежащую сумму наличности непосредственно получателю, безналичные расчеты осуществляются без реальной готивки.
Безналичные расчеты дают возможность значительно уменьшить издержки обращения, связанные с денежными расчетами в хозяйстве, свести к минимуму сумму денег, которая находится в обращении. Этой неоспоримым преимуществом безналичных расчетов их значение в рыночной экономике не ограничивается. Сосредоточение безналичного платежного оборота в кредитной системе позволяет рационально использовать все временно свободные средства, хранящиеся на банковских счетах, для целей прямого банковского кредитования субъектов рыночных отношений, существенно ускорять расчеты, в том числе путем внедрения новейших средств электронной связи. Поскольку содержание безналичных расчетов раскрывается в расчетных (платежных) документах, расчеты таким образом несут в себе большие возможности контроля за ходом выполнения договорных обязательств как получателями денег, так и налогоплательщиками, а в необходимых случаях - контролирующими и правоохранительными органами.
Весь платежный оборот предприятий (безналичный и наличный) делится на две части: расчеты по товарным операциям и расчеты по нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям - это взаимные расчеты предприятий за товарно-материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Они являются преобладающими, потому определяют характер и содержание работы финансовой службы предприятия в сфере расчетов. От бесперебойности и планомерности организации расчетов по товарным операциям решающей степени зависит состояние всех расчетов предприятия, его финансовое стан.
Ко второй части платежного оборота относится большая группа платежей нетоварного характера, которые происходят, главным образом, в связи с выполнением всевозможных финансовых обязательств предприятий. Такие платежи бывают между: • предприятием и органами общегосударственных финансов (платежи предприятия в бюджет из прибыли, оплата налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, платежи в общегосударственных целевых денежных фондов, другие налоговые и неналоговые платежи в пользу государства)
предприятием и коммерческими банками (получение и возврат кредитов, уплата процентов за пользование ими, оплата других банковских услуг);
предприятием и его высшим органом или его учредителями - юридическими лицами (платежи средств на создание централизованных фондов, получение средств из этих фондов, перераспределение финансовых ресурсов, получения и возврата временной финансовой помощи и др.)..
Расчеты нетоварного характера могут быть также между предприятиями и организациями (например уплата и получение штрафов за нарушение хозяйственных договоров, за нарушение правил транспортных перевозок, пожарной безопасности, санитарного контроля и т.п.).
Основными финансово-правовыми государственными актами, которые регулируют систему расчетов в Украине, являются:
Закон Украины "О Национальном банке Украины";
Закон Украины "О банках и банковской деятельности";
Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине";
Инструкция Национального банка Украины "О безналичных расчетах" от 29.03.2001 г. № 135;
Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (утверждено Правлением НБУ 19 февраля 2001 p.).
В основе организации расчетов в Украине лежат следующие принципы:
Денежные средства хозяйствующих субъектов подлежат обязательному хранению на текущих, депозитных и других счетах в банковских учреждениях. Согласно Закону Украины "О банках и банковской деятельности" каждое предприятие имеет право открыть в банке (по своему выбору и с согласия банка) текущий счет для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов. Законодательство Украины предусматривает, что для открытия счета предприятие представляет в банк следующие документы:
заявление установленного образца на открытие счета;
копию свидетельства о государственной регистрации в органе государственной исполнительной власти, другом органе, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности;
утвержден устав, зарегистрированный в уполномоченном на то органе государственной власти или управления;
справку о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины;
документ, который подтверждает взятие предприятия на налоговый учет;
документ, подтверждающий регистрацию предприятия как плательщика социальных страховых взносов;
карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, образец-оттиска печати пидприемства.
Для открытия текущего (или депозитного) счета в иностранной валюте предприятия подают в банк, который имеет лицензию Национального банка Украины на осуществление валютных операций, аналогичный пакет документив.
Согласно Законам Украины "О предприятии", "О предпринимательстве" субъекты предпринимательской деятельности имеют право открывать текущий или депозитный счет в одной или в нескольких банковских учреждениях. При этом субъекты предпринимательской деятельности обязаны самостоятельно уведомить налоговый орган об открытии банковского счета до получения информации о факте уведомления банки ограничивают операции по открытым счетам только операциями по зачислению коштив.
Право первой подписи денежных документов принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному (старшему) бухгалтеру.
Предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность без создания юридического лица, счета открываются на их имя. Для открытия счета они подают в банковское учреждение заявление, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, карточку с образцом подписи, заверенную нотариально.
Все расчеты и платежи предприятия осуществляют главным образом через банки в безналичном порядке по документам, которые предусмотрены правилами расчетов. Эти документы могут быть изготовлены на бумажных носителях (бумажный документ) или в электронном виде. Электронный документ - документ, информация в котором представлена в форме электронных данных, включая электронную цифровую подпись, передан, сохранен и преобразован электронными средствами в визуальную форму или на папери.
Стороны свободно выбирают формы расчетов с определенных Национальным банком; банковские учреждения не вмешиваются в договорные отношения контрагентов относительно форм розрахункив.
При осуществлении расчетов предприятия могут применять электронную систему "клиент - банк", которая обеспечивает передачу сообщений между клиентом и банком в зашифрованном виде с использованием сертифицированных средств защиты и автоматического ведения учета выполнения расчетных документов как в банке, так и в АРМ (автоматизированное рабочее место) клиента. Юридическим основанием для вхождения клиента в систему электронных платежей "клиент - банк" и обработки его электронных документов является отдельный договор между ним и банком, а программное обеспечение системы должно иметь специальное разрешение (сертификат) Национального банка Украини.
Платежи за товарно-материальные ценности и услуги осуществляются после отгрузки (отпуска) товаров или предоставления услуг, одновременно с ними или в порядке предварительной оплати.
Расчеты за товары и услуги происходят с согласия плательщика после проверки им выполнения поставщиком договорных условий и только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Если условия договора нарушены, плательщик может отказаться от оплаты расчетных документов, о чем информирует непосредственно получателя в сроки, предусмотренные договором. Лишь относительно документов по платежам в связи с неоспоримым взысканием средств банкам дано право списывать средства со счетов плательщиков в принудительном порядке. Таким образом взимаются средства по исполнительным документам судов и арбитражных судов, другим исполнительным документам, определенными действующим законодательством, в том числе по распоряжению налоговых органов (см. главу 6). При этом банки совершают подобные взыскания только в пределах средств, имеющихся в остатке на соответствующих банковских счетах боржникив.
Контрагенты самостоятельно, без участия банковских учреждений контролируют выполнение обязательств по своевременности расчетов. В случае задержки платежей плательщик должен в обязательном порядке уплатить пеню в размере законодательно установленных (или закрепленных в соглашениях сторон) процентов от суммы просроченного платежа в пользу получателя средств за каждый день просрочки. Сумма пени перечисляется плательщиком в пользу своего контрагента платежным поручением, которое принимается банком к исполнению при наличии у плательщика средств на расчетном рахунку.
Своевременность и бесперебойность расчетов предприятия за товары и услуги, с бюджетом, по всем другим финансовым обязательствам, т.е. соблюдение платежной дисциплины, является одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики. К сожалению, в Украине в переходный период прослеживается ухудшение платежной дисциплины, обусловлено высокими темпами инфляции и связанное с ней резким ростом цен, общим существенным ухудшением финансового состояния прежде большинства предприятий производственной сферы. Сумма взаимных долгов предприятий, организаций, учреждений за период 1991 - 2000 pp. выросла в сотни раз, достигла астрономической величины, намного превышает общее количество денег (безналичных и наличных) в обращении. Это свидетельствует о вспышке разрушительной для экономики платежного кризиса. Она вызвана как объективными факторами переходной экономики, так и субъективными факторами, и не в последнюю очередь ошибками, допущенными при регулировании финансовых и денежно-кредитных отношений органами государственной власти и управления. К ним относятся прежде всего сокращение участия банковского кредита как источника финансирования сферы расчетов при нерешении вопросы формирования собственных оборотных средств предприятий для обслуживания этой сферы, внедрения в этих условиях расчетов в порядке предварительной оплаты продукции и товаров, организационно и экономически подготовлено полное освобождение банковской системы от функции контроля за состоянием расчетов в народном хозяйстве. Сейчас преодолении кризиса неплатежей является одной из первоочередных задач стабилизации экономики Украины и залогом успешности проведения рыночных реформ.
Система национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволяет финансовой службе оперативно следить за состоянием расчетов контрагентов с предприятием и влиять на него. В частности, регистры бухгалтерского учета и отчетности помещают в себя распределение дебиторской задолженности и других контрагентов на текущую и долгосрочную (т.е. такую, которая не имеет перспектив быть погашена в течение одного года), на реальную дебиторскую задолженность и сомнительную дебиторскую задолженность. На основе классификации дебиторской задолженности по критерию сомнительности возвращения долгов создается резерв сомнительных долгов, за счет которого списывается безнадежная дебиторская задолженность. В финансовой отчетности содержится информация о сумме текущей дебиторской задолженности за товары, работы, услуги в разрезе ее классификации по срокам непогашення.
Для оперативного контроля за состоянием расчетов используются данные аналитического учета: он ведется по каждому дебитору (а также по каждому поставщику, кредитору), по видам задолженности, срокам ее появления.
Глава 10. ДЕНЕЖНЫЕ БЕЗНАЛИЧНЫЕ И НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ | 10.2. Формы безналичных расчетов |