10.3. Организация работы предприятий с безналичными расчетами

Финансовая работа в сфере денежных расчетов предприятия ведется во многих направлениях и организуется финансовой службой в тесном контакте с снабженческими подразделениями (относительно расчетных отношений с поставщиками сырья, материалов, других материальных ресурсов), с отделами сбыта (в части расчетов за продукцию, работы, услуги данного предприятия с покупателями), с производственно-техническими подразделениями, если решаются вопросы расчетов, связанных с деятельностью служб (например расчеты за строительные и ремонтные работы, транспортные услуги, тепло-и электроэнергию, газ, воду и т.д.). Все расчеты предприятия с государственным бюджетом по налоговым платежам, платежей в бюджетные и внебюджетные общегосударственные целевые денежные фонды финансовая служба выполняет в тесном контакте с бухгалтерией, где концентрируется необходимая информация для определения размеров платежив.
В случае возникновения хозяйственных споров с контрагентами, затрагивающих имущественные интересы предприятия, особенно тогда, когда возникает необходимость обращаться с исками в судебные институтов, усилия предприятий являются наиболее эффективными, если их финансовые службы умело координируют свои действия с юридическими службами.
Как известно, основой для рациональной организации безналичных расчетов служит хозяйственный договор, который определяет взаимоотношения сторон по поставке продукции и предусматривает их ответственность за принятые на себя обязательства. Невыполнение условий договора влечет за собой материальную ответственность стороны-виновника. Наряду с условиями поставки в хозяйственных договорах определяются формы и порядок расчетов за товарно-материальные ценности, работы, услуги. Поэтому на предприятиях финансовые службы, как правило, принимают активное участие в компании по заключению договоров, их руководители в обязательном порядке визируют окончательные тексты договоров. При выборе форм безналичных расчетов финансовая служба предприятия-покупателя заинтересована в том, чтобы оплата продукции не происходила к проверке соблюдения всех условий договору.
Во взаиморасчетах с удаленными поставщиками этому требованию в наибольшей степени отвечают расчеты в форме платежных требований-поручений или платежных поручений без предоплаты, а расчеты с местными поставщиками лучше вести в форме платежных поручений или, что менее распространено, в форме расчетных чеков. Всех упомянутых форм расчетов выписывания платежных документов (платежных поручений, второй части платежных требований-поручений, чеков) положено на покупателя. Финансовая служба должна так организовать работу на предприятии по проверке и оплаты товарно-материальных ценностей, чтобы не допускать фактов поступления и оплаты некачественной, лишней продукции, не нужной предприятию, обеспечить персональную ответственность должностных лиц при наличии таких фактов. При этом финансовый отдел отвечает за стоимостные показатели выполнения соглашения (правильность цен, скидок, включения налога на добавленную стоимость и др.)., За своевременность уплаты долгов поставщикам или, если это оговорено в договоре, за своевременность перечисления средств в виде предоплаты, депонирование средств на аккредитиве, получение за счет имеющихся средств или банковского кредита чековой книжки тощо.
Задача предприятия при расчетах с покупателями заключается в полном и своевременном получении средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги. В расчетах с потенциальными неплательщиками, а также с покупателями, сделки с которыми имеют разовый характер, целесообразно применять те формы расчетов, которые гарантируют своевременность платежей (аккредитивы, расчетные чеки, предварительная оплата платежными поручениями). Очень важным в организации расчетов с покупателями является четкое, своевременное оформление расчетных документов за отгруженную (или отпущенную) продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги и предъявления их покупателям или (в случае использования аккредитивной формы расчетов) в банк. В этом деле финансовая служба должна достигать четкого взаимодействия прежде всего с подразделениями сбыта данного пидприемства.
Важнейшей частью работы финансовой службы предприятия при организации расчетов со своими покупателями являются контроль за своевременностью платежей. Задержка платежей плательщиками парализует хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и даже высокого уровня организации производства может привести к его банкротству. Поэтому предприятия в своих отношениях с покупателями и заказчиками должны прежде учитывать их платежеспособность, не допускать отгрузки продукции неаккуратным плательщикам без предоплаты, следить за выполнением ими законодательно установленной материальной ответственности за задержку платежей. В Украине установлена обязательная уплата плательщиком, независимо от формы собственности, пени от суммы просроченного платежа в пользу получателя средств за каждый день просрочки (размер пени в процентах обусловливается согласием сторон). При этом установлена также ответственность банковских учреждений за превышение нормативных сроков прохождения платежей перед своими клиентами-грузоотправителями коштив.
Если в результате несвоевременных расчетов за отгруженную продукцию предприятие попадает в трудную финансовую ситуацию, оно может смягчить ее за счет факторингового кредита, выдача которого предусмотрена в Законе Украины "О банках и банковской деятельности". Пользуясь этим видом банковского обслуживания, предприятие получает возможность оперативного проведения расчетов со своими контрагентами, своевременно выполнять свои финансовые обязательства.
Факторинг способствует ускорению оборачиваемости средств в сфере расчетов. Причем в финансовом отношении факторинговый кредит не создает у его предприятия получило, нового ссудного пассива и, следовательно, не влияет на его ликвидность.
10.2. Формы безналичных расчетов 10.4. наличные