14.2. Оценка стоимости объектов приватизации

Правильное определение стоимости имущества государственного предприятия, которое приватизируется, является важной предпосылкой успешной, взаимовыгодного соглашения между государством и новыми владельцами относительно изменения формы собственности предприятия. Оценка имущества предприятий необходима для объективного определения начальной цены объектов приватизации, подлежащих продаже на аукционе или по конкурсу, для оценки стоимости целостных имущественных комплексов и отдельных инвентарных объектов при выкупе, а также для определения размера уставного капитала открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации (включая корпоратизации). Именно несовершенство правового и методического обеспечения процесса приватизации в части оценки имущества государственных предприятий стала в первые годы приватизации в Украине одной из главных причин того, что многие предприятия были присвоены за бесценок, а государственная казна потеряла огромные суммы коштив.
В настоящее время основным правовым актом, регулирующим отношения по оценке имущества государственных предприятий, является "Методика оценки стоимости имущества при приватизации". Она устанавливает порядок оценки имущества государственных предприятий по их справедливой стоимости с учетом состава имущества и способа приватизации. Это обусловлено тем, что на данном этапе приватизации способы ее осуществления в Украине создают неравные условия для влияния рыночных факторов на цены выкупа или продажи объектов приватизации.
Для открытых государственных акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и которые, как известно, приватизируются способом продажи акций, установлен порядок определения размера уставного капитала приватизированного открытого акционерного общества по методике стандартизированной оценки стоимости целостного имущественного комплекса. Она применяется также для определения начальной стоимости имущества государственного предприятия в случае его продажи на конкурентных началах, цены имущества в случае его выкупа. Суть данной методики така.
Оценка стоимости целостного имущественного комплекса (предприятие в целом или его цеха, производственные участки и т.д., которые могут виокремлюватись как объекты приватизации) осуществляется на основании результатов инвентаризации имущества предприятия, данных передаточного баланса, составленного на дату оценки, в котором отражаются результаты проведения переоценки активов на основе их экспертной оценки, а также другой дополнительной информации, которую требует у предприятия комиссия по приватизации (или корпоратизации). В частности, к такой дополнительной информации относится акт аудиторской проверки, чтобы подтвердить правильность ведения бухгалтерского учета на дату оценки государственного майна.
В перечень имущества, причислюеться к совокупности стоимости целостного имущественного комплекса, вносят:
необоротные активы, которые составляют первый раздел актива баланса вместе с долгосрочной дебиторской задолженностью, отсроченными налоговыми активами, другими необратимыми активами;
оборотные активы (все материальные активы, денежные активы, содержащиеся в разделе втором актива баланса);
расходы будущих периодив.
Чистая стоимость целостного имущественного комплекса предприятия (ЦМКча), согласно методике, определяется по формуле:
ЦМКчл = (Ап Ал Вы) - (Зп Зл З),
(14.1)
Где Ап - стоимость необоротных активов;
Ал - стоимость оборотных активов
Вм - стоимость расходов будущих периодов;
Зп - стоимость обеспечений будущих расходов и платежей;
Зл - стоимость долгосрочных обязательств;
Зи - стоимость текущих обязательств. Размер уставного капитала ОАО исчисляется исходя из размера ЦМКЧИИ, но с учетом стоимости объектов, не подлежащих приватизации, или объектов, приватизация которых осуществляется в особом режиме. Кроме того, учитывается дополнительная стоимость имущества, полученная в результате применения мер финансовой реструктуризации. Формула определения уставного капитала ОАО, создаваемого на базе имущества государственного предприятия (C0lf), выглядит так:
ВФЛ = ЦМКЧ "- ЖФ-Опп - ООР Зр,
(14.2)
где ЖФ - стоимость государственного жилищного фонда;
Онп - стоимость объектов, не подлежащих приватизации; ООР - стоимость объектов, по которым установлен особый режим приватизации; Зр - прибавочная стоимость государственного имущества, полученная в результате мер финансовой реструктуризации. Проведение экспертной оценки имущества - обязательный элемент процедуры стандартизированной оценки государственного имущества предприятий в процессе приватизации большинства объектов при любых методов приватизации. Оно существенно дополняет данные бухгалтерского учета предприятий, приватизируемых для определения реальной стоимости объектов. В основу экспертной оценки объектов, входящих в состав целостных имущественных комплексов, а также предприятия в целом положены общеизвестные в мировой практике базовые принципы. Учитываются факторы спроса и предложения на аналогичные объекты, ликвидности, влияния внешней среды, риски, связанные с эксплуатацией объекта оценки, текущая и прогнозируемая доходность деятельности тошо. При определении экспертной оценки имущества учитываются расходы на его приобретение (создание), дисконтированные будущие денежные потоки, эффективность использования аналогичных объектов на других предприятиях, а также другие общеизвестные методические подходы. Подбор экспертов для этой работы осуществляет орган приватизации на конкурентных началах. Заключение эксперта рассматривается и утверждается комиссией по приватизации (корпоратизации), и только после подписания протокольного решения этой комиссии материалы экспертной оценки используются для корректировки данных бухгалтерского учета в части стоимости активив.
Оценка стоимости целостных имущественных комплексов государственных предприятий с численностью работающих до 100 человек, других небольших предприятий, стоимость основных средств которых недостаточна для формирования уставных капиталов открытых акционерных обществ, а также гостиниц, заведений здравоохранения, образования, культуры, прессы, телевидения и радиовещания , проводится также с преимущественным применением методических основ экспертной оценки, но со следующими особенностями:
целостные имущественные комплексы, в состав которых не входят здания и сооружения, которые приватизируются путем выкупа или продажи на аукционе (по конкурсу), оцениваются на основании данных бухгалтерского учета на определенную дату оценки, при этом оценка производственных запасов, приобретенных предприятием (учреждением) , определяется в соответствии с ценами поставщиков указанных запасов или на основании информации об их рыночные цены на дату оценки;
целостные имущественные комплексы, в состав имущества которых включаются здания и сооружения, оцениваются независимо от способа продажи на основе экспертной оцинки.
Если приватизация осуществляется путем выкупа и конкурентными способами, то при оценке целостных имущественных комплексов, деятельность которых была преимущественно неубыточным течение двух лет до даты оценки, определяется стоимость действующего предприятия, а если приватизируется предприятие, деятельность которого на протяжении последних двух лет была преимущественно убыточной, определяется рыночная стоимость такого предприятия при существующем использовании. Допускается также определение обоих вышеупомянутых видов стоимости с последующим согласованием экспертом полученных результатов для установления начальной цены (цены продажи) объекта.
Целостные имущественные комплексы государственных предприятий, которые на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное положение на общегосударственном рынке или имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, в случае принятия решения об их продаже на аукционе оцениваются на основе экспертной оцинки.
Методика оценки стоимости имущества при приватизации предусматривает порядок оценки стоимости акций (паев, долей), принадлежащих государству в уставных капиталах хозяйственных обществ (в том числе предприятий с иностранными инвестициями). Большинство таких акций (паев, долей) оценивается на общих принципах методики экспертной оценки. При этом, если государству принадлежит пакет акций, доля или доля в имуществе хозяйственного общества, превышает 25 процентов его уставного капитала (так называемая блокирующая государственная доля) *, проведению оценки предшествует полная инвентаризация целостного имущественного комплекса и аудиторская проверка. Если акции (паи, доли), принадлежащие государству, по номинальной стоимости меньше чем 5000 грн. и их размер не превышает 10 процентов уставного капитала (причем уставный капитал был создан или переоценен после вступления в силу действующей государственной программе приватизации), то их стоимость определяется иначе, а именно: стоимость указанных акций, паев, долей определяется путем увеличения номинальной стоимости на коэффициент индексации и на соответствующую долю чистой прибыли, полученной предприятием с начала календарного года, в котором проводится оценка. Коэффициент индексации исчисляется согласно изменений официального курса гривни к доллару США за период с даты создания предприятия до даты проведения оцинки.
Следует Отметим, что действующая в Украине методика оценки стоимости объектов приватизации не предусматривает определения стоимости земельного участка, на котором расположен объект приватизации, стоимости недр и других составляющих природной Среды. Это является очевидной недостатком практики оценки объектов, которая приводит, в частности, к сдерживанию иностранных инвестиций на приватизацию. Но действующий порядок продажи объектов приватизации на конкурсах, аукционах, продажа акций открытых акционерных обществ определенной мере способствует установлению более или менее объективных рыночных цен на объекты приватизации. Они выставляются на продажу по стартовой цене, составленной по методике стандартизированной оценки, а конечная их цена, рыночная стоимость зависят от рыночных механизмов, свободно срабатывают.
14.1. Правовая база и принципы приватизации 14.3. Приватизация государственного предприятия способом продажи акций открытых акционерных обществ