15.1. Понятие и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности. Так ее рассматривают все области юридической науки.
Эффективность финансовой деятельности предприятия, как и всей системы финансово-кредитного механизма, зависит от степени ее правовой урегулированности и охраны предпосылок значимой для нее деятельности субъектов. При этом социальная роль права заключается в сохранении и обеспечении нормального функционирования финансово-кредитной системы. Регулирование финансовых отношений осуществляется юридическими нормами, которые представляют собой общеобязательные правила поведения, которые определяют права и обязанности лиц в этих отношениях и обеспечиваются принудительной силой государственной власти. Юридическая норма ставит в определенные рамки социально обеспеченную возможность поступать в соответствии со своими возможностями и интересами. Французский мыслитель XVIII в. П. А. Гольбах писал: «Каждый человек свободен, однако общество обладает правом лишить его свободы, свобода перестает быть одним из прав гражданина, если он злоупотребляет ею, используя ее во вред своим согражданам».
Мера ограничения свободы задана прежде всего тем, что одинаково свободны все другие субъекты. Необходимость учитывать взаимное поведение становится общим делом, поэтому к контролю за соблюдением соответствующих правил призывает держава.
По характеру действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивни.
Регулятивные нормы непосредственно нормируют поведение субъектов общественных отношений, опосредующих принадлежащие им субъективные права и обязанности. Регулятивные нормы в свою очередь подразделяются на запрещающие (их диспозиция содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий), правомочные (их диспозиция содержит разрешение, то есть право на совершение тех или иных действий) и обязательственные (их диспозиция содержит предписания, что является своеобразным сочетанием запреты и разрешения: субъект не только имеет право осуществлять рекомендовано, но и обязан это делать, ему запрещено воздерживаться от того, на что он уполномочен).
Охранные нормы регулируют отношения юридической ответственности, возникающие вследствие нарушения регулятивных норм.
Дефинитивные нормы правил поведения не устанавливают, а дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значення.
Приведенная классификация является относительно условной, однако она отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование, как систему.
На поведение людей юридическая норма влияет или запрещая или разрешая, или одновременно и позволяя, и запрещая, т.е. рекомендацийно.
Норма права, содержит запрет, ограничивается преимущественно указанием в диспозиции на то, чего нельзя делать или нельзя не делать. Но иногда запрет становится лишь оборотной стороной положительного правила поведения. Запрещая один путь удовлетворения потребности, право именно этим побуждает субъекта искать другие пути и активно действовать в разрешенных напрямах.
Разрешением является помещены в диспозиции юридической нормы указания на правовую возможность, использование которой полностью зависит от собственного усмотрения субъектов. Практически это приводит к тому, что далеко не все возможности, разрешены правом, используются насправди.
Предписание представляет собой запрет, поскольку запрещает воздержание от рекомендованного поведения. Однако если такое поведение предусмотрена, то она уже в силу этого разрешена. Предписание касается только активных действий и всегда не общий, а специальный характер, реализуется в конкретных, четко определенных случаях. Предписание чаще всего применяется при регулировании исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата, а в условиях плановой экономики - при разработке планов-заданий предприятий и ин.
Действие юридической нормы как средства, с помощью которого общество получает тот или иной полезный эффект, проявляется в том, что норма, во-первых, определяет субъектов, которые должны участвовать в деятельности по достижению цели, во-вторых, устанавливает, после каких-либо фактов эти субъекты обязаны начать действовать, в-третьих, указывает им определенные образцы поведения; в-четвертых, устанавливает средства, обеспечивающие соблюдение этих образцов поведения, вплоть до возможного применения санкций. Решающим условием силу юридической нормы является реальное обеспечение возможности следования помещенным в ней приписам.
Если юридическая норма не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти, то происходит применение права, наступает юридическая ответственность. Она представляет собой обязанность правонарушителя потерпеть вынужденное лишение определенных принадлежащих ему благ.
Основанием для юридической ответственности является состав правонарушения, то есть совокупность признаков действия, характеризующие его как правопорушення.
Есть такие виды юридической ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная, административная, уголовная, конституцийна.
В условиях общего экономического кризиса переходного периода и определенной нестабильности и несовершенства правовой базы экономических, в том числе финансовых, отношений в Украине наблюдается высокий уровень правонарушений во всех звеньях финансово-кредитного механизма государства, что приводит к дестабилизации его. работы, влечет материальный ущерб субъектам финансовых правоотношений. Борьба с этими правонарушениями осложняется трудностью разграничения правонарушений между преступлениями, административными проступками и гражданско-правовыми деликтами в сфере экономических отношений, особенно в сфере финансовых отношений субъектов предпринимательской деятельности между собой и с государством. Здесь юридическая практика очень часто наталкивается на так называемые противоправные действия со смешанной протиправнистю.
Отечественная юридическая наука и практика пока не имеют в своем арсенале исчерпывающих рекомендаций относительно четкого разграничения прежде сфер уголовной и административной ответственности, что находит свое отражение в действующих нормах права и в судебной практике. Чтобы правильно решать вопросы, является ли то или иное противоправное деяние преступлением или административным проступком, нужно во многих случаях сопоставлять соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. При этом следует иметь в виду, что Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП Украины) закрепил принцип: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой соответствующей действующим законодательством уголовной ответственности» ( ст. 9).
Кроме этого »общей нормы, надо учитывать также зафиксированы в законодательстве и в подзаконных нормативных актах конкретные критерии, с помощью которых можно отличить смежных проступки и преступления. Для многочисленных противоправных действий в сфере финансовых отношений значительными из таких критериев является наличие или отсутствие тяжких последствий, формы вины (умысел или неосторожность), административная преюдиция (повторное совершение правонарушения после применения к данной должностного лица мер административного воздействия), мотивация, цель противоправного действия. При этом следует помнить, что объектом проступка или преступления могут быть далеко не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются соответствующими нормами права.
В сфере финансовой деятельности, если есть посягательства на отношения, нормами права не урегулированы, речь может идти лишь о непрофессионализме должностных лиц, даже об их аморальное поведение, но отнюдь не о противоправных действиях. Например, если должностное лицо принимает решение о невыгодно предприятию с точки зрения рентабельности инвестирования финансовых ресурсов, или подписывается обременительна для предприятия соглашение с партнером, то за этими действиями могут стоять как административные правонарушения, так и тяжкие преступления, но сами по себе подобные факты не могут квалифицироваться как противоправные действия. Последним обстоятельством, в частности, «подпитываются» всякого рода рекомендации типа: «как снизить налоги в рамках действующего законодательства», «легальные экономические маневры» и другие. Авторы этих «рекомендаций» паразитируют на нечеткости изложения некоторых правовых норм в законах и подзаконных актах финансового законодательства, на возможности их неоднозначного толкования тощо.
Административная видповидальнисть
Административная ответственность как вид юридической ответственности заключается в применении к лицам, которые совершили административные правонарушения (проступки), административных взысканий, влекущих для этих лиц обременительные последствия имущественного или иного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в по-1 строке, установленных нормами административного и права.
Основным нормативным актом, регулирующим административную ответственность, является Кодекс Украины об административных правонарушениях. Он закрепляет понятие административного правонарушения, виды административных взысканий, общие правила и порядок их применения, систему составов административных проступков т.д.. Параллельно с этим Кодексом действуют нормы, по разным причинам не включены в него, также устанавливающие административную ответственность, но содержатся в законодательных межотраслевых актах (например, в Законах «О Государственной налоговой службе в Украине», «О порядке погашения зобовьязань
Налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми фондами »и др.).
Административная ответственность наступает при наличии фактического основания ее применения к правонарушителю. Таким основанием является административный проступок. Этим проступком ч. 1 ст. 9 КоАП признает противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная видповидальнисть.
Административный проступок - это прежде всего деяние, поведение, поступок человека, действие или бездействие, это акт внешнего выражения отношения лица к реальной действительности, других людей, государства, общества. Такое деяние признается административным проступком при наличии определенных признаков, к которым относятся общественная вредность, противоправность, виновность и административная каранисть.
Общественная вредность административного проступка означает, что он наносит определенный вред тем или иным общественным отношениям. Этот вред может быть как материальной, так и другой (моральной, организационной и т.п.). Противоправность проступка - это нарушение общеобязательных правил, установленных государством. Во виновности административного проступка понимают психическое отношение лица к совершенному действия (бездействия). Она может быть умышленной или неосторожной. Административная наказуемость проступка состоит в том, что за его совершение законом предусмотрена административная ответственность. Административная наказуемость означает возможность применения к нарушителю административного взыскания, хотя реально оно может и не накладываться (например, в случае освобождения от административной ответственности). Согласно ч. 2 ст. 9 КоАП административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной видповидальности.
Административные проступки в зависимости от того, кто является их субъектами (граждане, должностные лица, работники государственных органов, владельцы, частные предприниматели и т.д.), можно разделить на личные и служебные. Для служебного проступка характерно то, что противоправное деяние одновременно является нарушением как общеобязательных правил, так и трудовой (служебной) дисциплины, т.е. этот проступок одновременно является и административным, и дисциплинарным. В связи с этим в таком случае не исключается привлечение нарушителя к двум видам юридической ответственности - административной и дисциплинарной, вопрос об этом решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств справи.
Мерой административной ответственности является административное взыскание, которое влечет за собой определенные неблагоприятные для нарушителя последствия, применяется с целью его воспитания и предупреждения совершения новых правонарушений. В ст. 24 клапана названо семь видов административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета или денег, лишение специального права, исправительные работы и административный арешт.
Действующий КоАП Украины предусматривает ряд административных проступков, совершаемых в сфере финансовой деятельности. К ним могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные следующими статьями:
162. Нарушение правил о валютных операциях;
1642. Нарушение законодательства по финансовым вопросам;
1644. Несвоевременная сдача выручки;
1651. Уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушение порядка исчисления и уплаты взносов на социальное страхование;
1652. Нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов
1664 Злоупотребление монопольным положением на рынке;
1665. Неправомерные соглашения между предпринимателями;
1666. Нарушение порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица;
188J. Невыполнение требований органов государственного контроля за ценами.
Глава 15. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 15.2. административная ответственность