15.2. административная ответственность

Статья 162 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил о валютных операциях, которые проявлялись в незаконном скупке, продаже, обмене, использовании валютных ценностей как средства платежа или в качестве залога. Финансовая деятельность предприятий на внутреннем и внешнем рынках тесно связана с валютными операциями, правила осуществления которых устанавливает государство и защищает их в законодательном порядке. Субъекты предпринимательской деятельности имеют право быть собственниками валютных ценностей (валюта Украины, средства в ней на банковских счетах, платежные документы - акции, векселя, чеки, иностранная валюта в наличных и на банковских счетах в пределах и за пределами Украины, а также платежные документы , выраженные в иностранной валюте, и монетарные металлы) и осуществлять операции с ними с учетом ограничений, установленных Декретом Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (имеет силу закона), Законом Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" .
Статьей 1642 КоАП установлена ответственность за сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в бухгалтерской или статистической отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций. В последнем подразумеваются факты нецелевого использования наличности, полученной в банке, превышение установленного лимита остатка наличности в кассе и т.п.. Проступок может также в препятствовании работникам государственной контрольно-ревизионной службы в проведении ревизий и проверок, непринятии мер по возмещению с виновных лиц убытков от недостач, растрат, краж, бесхозяйственности тощо.
Ответственность за несвоевременное сдачи выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, осуществляющих реализацию товаров за наличные, то есть с нарушением сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций, предусмотрена ст. 1644 КоАП. К финансовым санкциям прибегают на основании Указа Президента "О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличности".
Согласно ст. Сто шестьдесят пятой КоАП наступает ответственность за уклонение граждан-предпринимателей и адвокатов от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины как плательщиков обязательных страховых взносов, сокрытие (занижение) должностным лицом предприятия, учреждения, организации фонда оплаты труда и гражданами-предпринимателями и адвокатами суммы дохода, с которых исчисляются взносы на социальное страхование, нарушение установленного порядка расходования средств на это страхование и сроков перечисления взносов в соответствующие фонды, несвоевременное представление или непредставление по установленной форме бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и уплате взносов на социальное страхування.Module . Согласно ст. 1652 КоАП Украины, должностные лица привлекаются к ответственности в случаях нарушения порядка формирования и применения цен и тарифов на товары (работы, услуги). Это и прямое превышение цен и тарифов, которые подлежат государственному регулированию, и установления договорных цен с нарушением ограничений относительно удельного веса прибыли в цене, превышение уровней наценок и скидок при посредничестве в торговле тощо.
Нескольким статьям КоАП (сто шестьдесят шестой, 1662) предусмотрена административная ответственность за действия, которые можно квалифицировать как злоупотребление монопольным положением на рынке и невыполнение других положений антимонопольного законодательства (например действия, направленные на установление или поддержание монопольных или дискриминационных цен, в том числе путем заключения неправомерных соглашений между предпринимателями).
, Статья 166 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица. Формами такого нарушения могут быть непредставление или несвоевременное представление, представление по неустановленной форме или недостоверной финансовой отчетности, ликвидационного баланса, связанных с ликвидацией юридического лица, председателем ликвидационной комиссии, ликвидатором, другими ответственными лицами, привлеченными к ликвидации юридического лица; ведение с нарушением установленного порядка бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного баланса, осуществляется ответственными за это лицами, уклонение председателя ликвидационной комиссии, ликвидатора, других ответственных лиц, привлеченных к ликвидации юридического лица, от организации ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с ликвидацией юридического лица, включая оценку имущества и обязательств юридического лица и составление ликвидационного балансу.
Наконец, ст. 1883 КоАП предусматривает ответственность за невыполнение законных требований органов государственного контроля за ценами по устранению нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или приостановлении операций по счетам в учреждениях банков и других финансово-кредитных установах.
Как отмечалось, кроме КоАП Украины административную ответственность регулируют еще и некоторые другие законодательные акты. Относительно правонарушений в сфере финансовой деятельности предприятий важнейшими являются Законы «О Государственной налоговой службе в Украине» и «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
Предусмотрена ответственность руководителей и других должностных лиц предприятий, которые не выполняют законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы. Согласно законодательству, к таким требованиям относятся требования относительно получения бесплатно справок, копий документов о финансово-хозяйственной деятельности, информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, других платежей в порядке, определенном законодательством, сведений для формирования информационного фонда Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей, о суммах доходов, выплаченных физическим лицам, и удержанных с них налогов, других платежей; устранения выявленных нарушений налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, а также прекращения действий, препятствующих осуществлению полномочий должностными лицами органов государственной налоговой службы, тощо.
Согласно п. 11 ст. 11 Закона «О Государственной налоговой службе в Украине» должностные лица предприятий подлежат также административной ответственности в виде штрафа за неудержание, неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, перечисление налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах громадян.
Закон «О Государственной налоговой службе в Украине» и некоторые другие законодательные акты предусматривают применение санкций не только к руководителям и других должностных лиц предприятий, но и к самим предприятий. Стоит заметить, что теоретически юридические лица признаются субъектами административной ответственности, но в законодательстве термин "административная ответственность" в отношении этих лиц не используется. Более того, Конституционный Суд Украины в Решении по делу об ответственности юридических лиц от ЗО мая 2001 отметил, что КоАП признает субъектом ответственности за совершение административного правонарушения только физическое лицо (в том числе должностное), а не юридическое лицо (предприятие, учреждение, организацию). В связи с этим Конституционный Суд считает состояние регулирования привлечения юридических лиц к ответственности неполным и, не отвечает конституционному определению Украины как правового государства, и рекомендовал Верховной Раде Украины в кратчайшие сроки урегулировать данный вопрос в соответствии с положениями Конституции Украини.
В теории права административной ответственностью юридических лиц признается применение к ним различных финансовых санкций, которые имеют штрафной характер, ограничение (прекращение) деятельности и других подобных мероприятий, не преследуют компенсационной цели, то есть мероприятий, цель и содержание которых позволяет соотнести их с административными взысканиями.
Так, п. 7 ст. 11 Закона «О Государственной налоговой службе в Украине» предусматривает применение к банкам или юридических лиц, физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности штрафа в размере двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан за несообщение в установленный законом срок об открытии или закрытии счетов в банках. Применение такой санкции предусмотрены также п.Ю ст. 10 Закона «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», который, кроме этого, дает право подразделениям контрольно-ревизионной службы изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства, взыскивать в доход государства средства, полученные различными органами, предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным соглашениям, без усыновленных законом оснований и с нарушением действующего законодавства.
Ответственность предприятий за правонарушения в сфере финансовой деятельности может наступать также в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 г. «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Декрет, в частности, предусматривает применение штрафов в различных размерах, в том числе к юридическим лицам, за осуществление операций с валютными ценностями, требуют получения лицензии Национального банка Украины, без получения индивидуальной лицензии, нарушение порядка расчетов между резидентами и нерезидентами; несвоевременное представление, сокрытие или искажение отчетности о валютных операциях, невыполнение резидентами требований относительно декларирования валютных ценностей и другого имущества тощо.
Следует отметить, что в законодательстве устанавливаются только размеры финансовых санкций и другие меры воздействия, которые могут применяться к юридическим лицам, и полномочия различных органов по их применению; что касается процедур привлечения юридических лиц к ответственности, в теории признается административной, то они в наше время в основном законом не урегулированы (на это обратил внимание Конституционный Суд Украины, формулируя рекомендации Верховной Раде по этому поводу).
За нарушение финансового законодательства наряду с административной ответственностью применяются специальные санкции - финансовые. Финансовая санкция - это наказание уполномоченным государством органом субъекта финансовых правоотношений, то есть физического или юридического лица, совершившего финансовое правонарушение, в порядке, установленном финансово-правовыми нормами в целях обеспечения финансовых интересов государства, соблюдение финансовой дисциплины и профилактики совершения таких правонарушений в будущем .
В современной правовой науке распространенной является точка зрения, согласно которой финансовые санкции выступают мерой административной ответственности. К сожалению, на сегодня вопросу применения финансовых санкций не уделяется достаточного внимания в правовой науке. По мнению отдельных ученых, вопрос о финансовых санкциях правомерно ставить только в том случае, если не удается их идентифицировать в пределах имеющихся видов. Но некоторые авторы все же предпринимают попытки исследования природы финансовой ответственности и высказывают мнение о существовании оснований для расширения круга "традиционных" видов юридической видповидальности.
В процессе исследования вопрос финансовой ответственности важнее момент отграничение от административной. Общими для них являются такие признаки, как неравенство сторон, упрощенная процедура наложения взыскания и др.. И все же между ними достаточно много различий. Основные из них:
1. Финансовая ответственность наступает только за нарушение финансово-правовых норм, устанавливающих правила поведения субъектов финансовых правоотношений, защищают финансовые интересы государства. Сущность финансовой ответственности проявляется в применении финансовых санкций, которыми на субъекта финансового правонарушения возлагается обязанность возместить причиненный государству материальный ущерб (причем для этого нет необходимости использовать гражданско-правовые средства) и понести наказание за совершенное правопорушення.
Финансовая ответственность может реализовываться параллельно с административной, уголовной и дисциплинарною.
Субъектами финансовой ответственности являются предприятия, учреждения, организации и их филиалы, физические лица, но не должностные лица, которые являются субъектами дисциплинарной, административной и уголовной видповидальности.
Административное взыскание в виде штрафа применяется в установленных законом пределах (определенном количестве необлагаемых минимумов доходов граждан), а финансовая санкция может выражаться в конкретной сумме неправомерно полученного дохода, в полном размере скрытого налога, части скрытого обязательного платежа и т.п., т.е. размер этой суммы, как правило, предварительно не визначено.
На сегодня действующим законодательством предусмотрено взимание таких финансовых санкций:
штрафы за нарушение норм валютного законодательства, правил осуществления банковских операций. Например, за осуществление операций с валютными ценностями, не требующих индивидуальной лицензии, без получения генеральной лицензии Национального банка Украины - применяется штраф, в виде взыскания всей суммы указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту Украины (применяется НБУ к коммерческим банкам и другим финансово-кредитных учреждений на основании п. 2 ст. 16 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" № 15-93 от 19 февраля 1993 p.)
штрафы за нарушение норм по регулированию оборота наличности. Например, за неоприходование (неполное оприходование) в кассах наличности - в пятикратном размере неоприходованной суммы (применяется органами государственной налоговой службы к субъектам предпринимательской деятельности на основании ст. 1 Указа Президента Украины "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 12 июня 1995 г. № 439 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 11 мая 1999 года № 491/99);
штрафы за нарушение налогового законодательства, в том числе правил учета и отчетности (применяется органами государственной налоговой службы к налогоплательщикам на основании ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года);
полное или частичное прекращение бюджетного финансирования и изъятия бюджетных средств в случае их нецелевого и неэффективного использования (применяется Министерством финансов и органами Государственного казначейства к субъектам бюджетного регулирования, бюджетной ссуды, предприятий, учреждений, организаций, финансируемых из бюджета на основании п. 2 и 5 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденным Указом Президента от 26 августа 1999 № 1081/99 и Положением о Государственном казначействе, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995 г. № 590);
пеня за нарушение срока внесения платежей в бюджет (применяется органами государственной налоговой службы на основании ст. 16 Закона Украины "О порядок погашения задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами »от 21 декабря 2000 г.)
Штрафные санкции за нарушение законодательства в сфере налогообложения накладываются на налогоплательщиков на основании ст. 17 Закона Украины" О порядке погашения задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами ".
15.1. Понятие и виды юридической ответственности 15.3. уголовная ответственность