14.3. Составляющие авторитета руководителя и пути его формирования
В любом коллективе, на любом производстве есть авторитетные люди. Однако в практике воспитания и управления особое место отводится авторитету руководителя. Только человек, который пользуется уважением, доверием среди подчиненных, может эффективно влиять на колектив.Одна из сторон психологической сущности авторитета руководителя особенно ярко проявляется в экстремальных условиях. Уверенность в правильности действий авторитетного руководителя лишает людей в критических ситуациях от размышлений относительно правильности принятого ришення.
Авторитетный руководитель обладает суггестивные (внушая) воздействием. Эта сторона авторитета имеет большое значение в воспитательном процессе, когда необходимо повлиять на глубинные психические образования людини.
Формирования авторитета начинается с приходом руководителя в коллектив. Первые его встречи с людьми и распоряжения часто имеют решающее значение для формирования авторитета, ведь коллектив всегда имеет ограниченную информацию о руководителе, которого назначают, и ждет зустричи.
Бывает так, что люди е к встрече разочаровываются или, наоборот, радуются. Это зависит от авторитета предшественника. Если его любили, то нового нередко встречают холодно, и, наоборот, некоторые люди довольны, что избавились предшественника и с радостью ждут нового.
Поскольку встреча зависит и от характера информации о новом руководителе, то следует хорошо подготовить коллектив к приему и первого его сприйняття.
К сожалению, деловая характеристика руководителя редко содержит психологические моменты. Было бы хорошо, чтоб до утверждения кандидата на пост руководителя коллектива рассмотреть вопрос о степени психологической совместимости кандидата с работающими в коллективе заместителями и другими людьми, на которых он постоянно должен опиратися.
Руководителю следует с самого начала продумать тактику вхождения в коллектив. Нужно критиковать своего предшественника и коллектив в целом в первом своем программном выступлении или нет?
В большинстве случаев такая критика особенно влияет негативно на развитый коллектив. Она говорит о высокомерие нового руководителя и его бестактность. Не вникнув в дело, не изучив людей, на слух нельзя критиковать организацию. Нужно больше говорить о будущем, перспективы деятельности, говорить о реальных делах, а не заниматься прожектами.
Коллектив - это отличный барометр. Он хорошо чувствует, какими мотивами руководствуется руководитель, - личная слава, карьера или интересы коллектива - и быстро соответственно реагирует на его повединку.
Люди ценят внимательное становления к себе и уважение. Завоевав авторитет, не надо забывать, что он может упасть в любой час.
Есть руководители, которые думают, что авторитет может быть построен на страховые, и из-за этого постоянно запугивают наказаниями. Но люди не могут уважать, а тем более любить тех, кто пеленает их свободу, ограничивает возможность активно участвовать в жизни колективу.
Есть еще и авторитет расстояния, когда руководитель специально отгораживается от людей для того, чтобы показать видимость важтивости и недоступности его персони.
Авторитет руководителя формируется им самим в реальном поведении и деятельности. Словами авторитет не создать, поскольку люди судят о руководителе по его справами.
Очень хорошо, если руководитель обладает аутогенной тренировкой и умеет регулировать свое эмоциональное состояние. В ежедневной практике можно использовать совет, взятую из памятники руководителям одной из зарубежных фирм. В ней говорится, что, придя на работу в плохом настроении, следует ходить с высоко поднятой головой, сильно жать руку тому, кто здоровается, и улыбаться. Насильно принята вне и улыбка через 10-20 мин. изменит ваше настроение. Под этим рекомендации лежат объективные психофизиологические закономирности.
Исследования психологов показывают, что у людей, которые работают в условиях постоянного нервного напряжения, которое вызвано страхом, производительность труда снижается на 40-60%, и в них развиваются сердечно-сосудистые и другие захворювання.
Следует отдельно сказать о одежда и внешний вид управленческого работника. Умение скромно, красиво, применительно к месту и времени, одеваться - одно из составляющих культуры человека. Особенно это касается управленческого работника, который в силу специфики своей деятельности планирует, организует, координирует и контролирует деятельность людей, постоянно общается с ними в процессе праци.
Скромность внешнего вида и хороший вкус в одежде управленческого работника можно считать одним из важнейших компонентов общей и профессиональной его культуры. Это вполне справедливо, поскольку желание выделиться среди других просто несвойственно культурной людини.
Исследуя влияние одежды рабочих и управленческих кадров на результаты производственно-хозяйственной деятельности, ученые мира пришли к выводу о необходимости повышать уровень культуры одежды. Однако в нашей стране еще мало четких выводов и рекомендаций относительно культуры одежды и внешнего вида управленческих кадров. Они могут находиться на работе в любом костюме. Это разумное правило требует некоторого корректировки, поскольку многие управленческих работников явно недооценивают психологический и организационный влияние своей одежды и внешнего вида на пидлеглих.
Психологически мобилизующее влияние одежды руководителя заключается в том, что когда он внимателен к одежде, то и ответственно относится к выполнению своих обязанностей. В подчиненного или посетителя уже только за одеждой и внешним видом создается положительная или отрицательная мысль о деловых качествах и личность працивника.
Отечественный и зарубежный опыт указывает на необходимость разработки и внедрения специальных правил культуры одежды управленческого работника. Особенно в этом нуждаются руководители производственных подразделений, а также отделов и служб аппарата управления. Безусловно, директор должен всегда быть одет аккуратно. Но в то же время совершенно недопустимо, чтобы директор своей одеждой отличался от ближайших подчиненных. Одежда руководителя, бросается в глаза, вызывает у подчиненных негативную реакцию.
Необходимость следить за одеждой и прической, в меру, конечно, с изменением моды - одна из основных условий культуры одежды управленческого работника. Он должен знать и в определенной степени учитывать основные современные тенденции в одежде. Здесь важный вывод о том, что со вкусом одета даже преклонного возраста человек, которых, кстати, много среди руководителей высшего звена системы управления, выглядит моложе своих роки.
Набор правил культуры одежды и внешнего вида управленческого работника сводится к следующему:
всегда следить за чистотой и порядком в одежде;
стараться, чтобы одежда носил отпечаток личности и запоминающимся окружающим;
одеваться по мере сил добротно;
никогда на работе не снимать пиджак;
следует помнить, что темный костюм дешо скрывает полноту, вертикальные полосы костюма удлиняют фигуру, рубаха навыпуск не подходит людям маленького роста и т.д.;
не следует носить на работе ничего из ярких цветов, особенно красного, зеленого и желтого;
для неизвестной ситуации необходимо одеваться консервативно;
носить галстуки;
перед началом деловой встречи необходимо переодеться, привести в порядок одежду и зачиску.
Значительно более строгими являются требования, касающиеся руководителей. Здесь и речи нет о яркие костюмы, куртки и другие спортивные вещи. Костюмы в мелкую полоску, как и вообще все яркое, клетчатый и полосатый одежда, галстуки с мелким рисунком, несвежие рубашки руководителю носить на работе настоятельно не рекомендуется. Предпочтение отдается однотонную одежду. Не случайно в индустриально развитых капиталистических странах, где с начала XX века быстро развивалась управленческая наука, персонал условно делится на "белые воротнички" (руководители) и "синие воротнички" (рядовой управленческий персонал).
Практика менеджмента разработала даже своего рода "психологические уловки" в одежде управленческих кадров, которые могут заметно сглаживать негативные моменты в воздействии на посетителей, собеседников, подчиненных. Так, руководителю перед публичным выступлением рекомендуется для концентрации внимания аудитории продумать свою одежду с тем, чтобы не зиллятися с общим фоном (даже выделиться!). С этой целью специалисты-дизайнеры рекомендуют одевать темно-серый или темно-синий костюм, желательно однотонный, с белой или очень бледной рубашкой и галстуком под цвет костюма.
Чтобы сгладить впечатление от высокого, или, наоборот, от малого роста, управленческом работнику рекомендуют не носить тяжелое обувь и контрастный одежда (высоком), носить очки в тяжелой оправе, дорогие часы, платки в нагрудном кармане (невысоком) тощо.
Аккуратность и умеренность не только в одежде, но и во всем внешнем виде (прическа, поза, походка) должны быть отличительной чертой управленческого работника. Так, бесспорным является утверждение о том, что его прическа должна соответствовать среде, а также скрывать по возможности недостатки лица и головы. Художники-модельер советуют помнить, что выбор той или иной прически всегда связан с формой лица, типу волос и фигуры, а также возрастом. Они утверждают, что если человек невысокого роста, то ей не следует носить длинные волосы, поскольку оно оптически уменьшает зрист.
Носить бороду и усы руководителям вообще не рекомендуется. Специалисты считают, что они не способствуют успеху и нужные в деловой среде только тем людям, которые наделены невыразительной внешностью, или тем, которые пытаются скрыть отсутствие подбородка или замаскировать другие физические недолики.
Таким образом, неразборчивость в одежде, попытки носить оригинальные вещи, желание выделиться внешним видом и одеждой не должны быть присущи руководителю. Культура одежды и внешнего вида его справедливо расценивается научными разработчиками и практиками во всех странах мира как сильный мобилизующий фактор в процессе труда. Он заключается в том, что аккуратный внешний вид руководителя в значительной степени дисциплинирует как самого работника, так и его подчиненных.
14.2. руководителей и подчиненный | Глава 15. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ трудового коллектива |