14.2. руководителей и подчиненный

Уважение к подчиненному должна быть нормой для руководителя. Хотя уважение по отношению к человеку не для всех стала нормой. Нередко подчиненный вызывает неприязнь и грубость у руководителя тем, что имеет свое мнение. Руководитель, который привык приближать к себе тех, кто постоянно соглашается с его мнением, не понимает того, что иметь собственные рассуждения - это значит взвешивать, сравнивать различные позиции (не случайно же Правосудие показывают с весами в руках). Конечно, подчиненный должен быть исполнителем, но не следует стараться "ломать" его в угоду своим амбициям, лишать человека гордости и права выражать свои собственные мысли. Это то же, если бы его лишили самостоятельности, а без самостоятельности нет творческих выполнение долга.
Не может быть добрым руководитель, который пренебрегает человеческим достоинством подчиненных, и если руководимая им хозяйственная система работает исправно, значит успех обеспечивается неоправданными витратами.
Некоторые руководители оправдывают грубость требовательностью. Разумеется она поддерживается общественным мнением коллектива. Справедливые санкции, как правило, не вызывают сомнений и возражений, люди правильно понимают и одобряют требовательность руководителя. Совсем другая возникает реакция, когда за меру наказания принимают методы, которые оскорбляют самолюбие работников. Руководителю негоже забывать, что его подчиненные - это подчиненные только по службе, служат не ему, а общей справи.
Руководитель, который грубит подчиненным, должен помнить: можно удержаться на одном уровне добра, но е никому не удавалось удержаться на одном уровне зла. Если грубости не остановить путем бескомпромиссной борьбы, то они будут расти и становиться более витонченими.
Человек, наделенный властью, ежедневно встречается со многими людьми, в ее силах защитить их от незаслуженных обид, создать им не гирке
чувство неудовлетворенности, а мажорное настроение. Банальная истина: человек уникален и неповторим, неповторима и судьба людини.
Нетрудно доставить ей горечь, но гораздо сложнее и порядочно по мере сил поднять его как личность. Вместе с тем желательно каждому руководителю проникнуться чувством, УолтУитмен прекрасно выразил простыми словами: "Тот, кто унижает другого, унижает меня", и всегда нужно помнить, что "проблема личности может быть решена, если в каждом человеке видеть личность".
Быть добрым руководителем значит, относиться к людям при любых обстоятельствах спокойно, выдержанно, не теряя самообладание. Методы управления несовместимы с нервными вспышками со стороны руководителя, грубистю.
Каждый положительный инициативу и каждые положительные сдвиги в работе следует отмечать своевременно, всем коллективом. Критикуя подчиненных, помните, что критика должна воспитывать. Указав на недостатки в работе, не забудьте показать, как их исправить или вообще избежать в майбутньому.
Не окружают себя "своими" людьми, это снижает авторитет руководителя, создает враждебность в группе, а это недопустимо.
Основы техники управления людьми разработаны Д. Карнеги [47]. Особое внимание он обращал на критику.
Каждый человек в 99-ти случаях из 100-и не является самокритичным - даже если она действительно виновата. Критика - бесплодная прежде всего потому, что побуждает человека защищаться, оправдываться. Она опасна, потому что поражает драгоценную человеческую гордость, самоуважение, порождает обиду. В немецкой армии оскорбленному солдату не разрешалось сразу подавать жалобу на обидчика или критически высказываться в его адрес. Первоначально он имел "выспаться" на своем недовольстве и остыть. Если солдат подавал жалобу немедленно, его наказывали. Было бы не лишним подобное применять и в гражданском житти.
Тот, кто допускает ошибки или совершает зло, готов обвинять кого угодно, только не себя. Необходимо помнить что, критика, как и домашние голуби, всегда возвращается додому.
Общаясь, помните: человек руководствуется не только законами логики, частью ее поступки результатам эмоций, а также предубеждений, порожденных гордощами.
Критиковать, осуждать, возмущаться может любой, а вот для понимания других, умение прощать их ошибки нужен волевой характер, контроль над собственными чувствами. Карлейль (английский публицист, историк, философ) утверждал: "Великий человек является большой и в своем отношении к маленьких людей".
Каждый руководитель обладает личными, профессиональными и деловыми качествами. К личным качествам можно отнести высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, внутреннюю культуру, чуткость, заботливость, доброжелательное отношение к людям, оптимизм.
К профессиональным качествам относят профессиональную компетентность, эрудицию, широту взглядов, стремление к совершенствованию, приобретению новых знаний, поиск новых форм и методов работы, умение планировать свою роботу.
К деловым качествам относятся: организационные способности, повышенный уровень притязаний, решительность, смелость, настойчивость, контактность, коммуникабельность, высокий уровень самоконтроля, рискованность, стремление к нового.
Подчиненные - это должностные лица, которые находятся в распоряжении старшего по должности. К ним относят заместителей руководителя, помощников руководителя, руководителей низших уровней, виконавцив.
Заместитель руководителя может быть штатный или совместитель. Штатный заместитель руководителя возглавляет один или несколько направлений деятельности. Основные причины существования заместителей - это большой объем работ общего характера частое отсутствие руководителя; стажировку на должность керивника.
Заместитель руководителя по совместительству, как правило, руководитель подразделения низшего уровня. Его роль в руководстве - увеличение престижа руководителя, повышение роли руководителя низшего уровня, обеспечение баланса влади.
Водитель осуществляет первичную обработку управленческой информации, на основе которой руководитель принимает ришення.
Как правило, подчиненные имеют обязанности как официальные, так и неофициальные. В официальных обязанностей можно отнести:
- Принятие самостоятельных решений в пределах компетенции и честное видно
ния к работе;
- Информирование руководства о сложностях и проблемах, о резуль
таты деятельности;
поиск путей улучшения своей работы;
соблюдение интересов организации;
соблюдение общепринятых норм поведения. В неофициальных обязанностей можно отнести:
строгое соблюдение грани между собой и руководителем;
неприятие серьезных решений без консультации с руководителем;
невмешательства в действия руководителя без крайней необходимости
помощь руководителю и учета его интересив.
Тщательное использование официальных и неофициальных обязанностей ведет к быстрому продвижению по службе, дополнительных вознаграждений, предоставления большей самостоятельности и ответственности.
14.1. Личность как объект и субъект управления 14.3. Составляющие авторитета руководителя и пути его формирования