3.2. Методы выбора инновационной стратегии

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.
Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы, в которых находится продукт.
1. Зарождения. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей життедияльности.
Примеры:
1.Изобретательский цикл. Здесь зарождение - появление первой идеи (оформленного технического решения), которая будет положена в основу нового вида техники (формулирование принципа деятельности).
2.Производственний цикл. Зарождением является создание фирмы-Эксплерент (фирмы, специализирующейся на создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка), которая берется разрабатывать новую технику.
2. Рождения. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породили.
Примеры:
1. Появление первой идеи (оформленного технического решения), что позволит перейти к общему представлению нового вида техники (формулирование компоновочной схемы).
2. Начало преобразования фирмы-Эксплерент в фирму-патиентам (фирму, работающую на узкий сегмент рынка и удовлетворяет существующие на нем специфические потребности).
3. Утверждение. Перелом состоит в возникновении сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и с родительской. Сложившаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы. Примеры:
1.Появление первые идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практическому созданию первых образцов нового вида техники (создание конструктивной схемы).
2.Начало преобразования фирмы-патиенты в фирму-виолент (фирму с «силовой» стратегией, действующая в сфере крупного стандартного бизнеса, характеризующаяся высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции).
4. Стабилизация. Перелом состоит во введении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости. Примеры:
1.Появление первые идеи (оформленного технического решения), которая позволит перейти к практической реализации технических систем, пригодных к широкомасштабной реализации (создание нескольких типоразмеров).
2.Виход фирмы-виолента на мировой рынок и образование на нем первые филии.
5. Упрощение. Переломный момент состоит в начале «увядания» системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла апогей своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость. Примеры:
1.Появление первые идеи (оформленного технического решения), которая связана с оптимизацией созданной технической системи.
2.Образование с фирмы-виолента транснациональной компании (ТНК).
6. Падения. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелому.
Примеры:
1.Появление первые идеи (оформленного технического решения), связанного с усовершенствованиями ранее созданной технической системы на уровне рационализаторских пропозиций.
2.Начало распада ТНК на ряд обособленных фирм-коммутантов (фирм, осуществляющих средний и мелкий бизнес для удовлетворения местных потребностей при индивидуализированный подход к клиентам на базе использования достижений фирм-виолентов).
7. Выход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новый стан.
Примеры:
1.Появление первые идеи (оформленного технического решения), которая связана с изменением функции эксплуатируемой техники.
2.Окончание процесса разделения ТНК на ряд полуобособленних фирм-коммутантов; в этой ситуации гибель одной фирмы не вызывает никаких осложнений в деятельности инших.
8. Деструктурюация. Перелом выражается в остановке всех
процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании
ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
Примеры:
1.Прекращение поступлений идей, связанных с техникой данного вида (при этом отдельные образцы старой техники могут использоваться в качестве реликвий, и в связи с этим не исключено появление технических решений, которые относятся чаще всего к пятого или шестого этапа) .
2.Прекращение существования фирмы (как правило, это означает ее переспециализация на выпуск другой продукции).
Далее следует локальный уровень, определяющий НТП (локальный), т.е. уровень фирмы, производства и т.д. Согласно современной экономической науки в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники: уходящему, господствующему и нарождающемуся ( перспективного).
Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t \ до Г 3 работает над тремя поколениями техники - А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 3.3). На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t \) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается (диаграмма а на рис. 3.4). На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t%, этапы насыщения, зрелости та
Стагнации) его технология полностью освоена; спрос очень велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма бы на рис. 3.4). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), что обеспечивает еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент / 3): объем его производства и принесенная им прибыль сокращаются (диаграмма в на рис. 3.4) , поколение же техники А вообще существует лишь как реликта.
На рис. 3.4 видно, что стабильная величина совокупного дохода предприятия (фирмы) обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что, собственно, и обуславливает циклический характер развития поколений техники.
Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагается к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад виробництва.
Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Эти три цикла течение жизни одного поколения техники осуществляются друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во часи.
Исследованиями доказано, что между циклами имеется статистическая связь через временнбй лаг, равный средневероятному определенного времени. Это лаг между моментом появления технического решения (либо между моментом
Оформления, регистрации технической идеи, проекта и т.д., например получением патента на изобретение) и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов (информации).
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свести к следующим пяти методив.
1. Метод структурно-морфологического анализа. Он предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на под отраслевом ривни.
2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Метод дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом ривни.
3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов-аналогов. Его суть заключается в том, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость, поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциалу.
4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическом анализа; различие лишь в рассмотрении не конкретных сроков, а словосочетаний (лексических единиц).
5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях в мировой и отечественной практике и научных дослидженнях.
Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блокив.
Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, где возможны любые сочетания между вариантами аспектив.
Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной патентной классификации изобретений. Международная классификация изобретений была разработана в связи с договоренностью ряда европейских стран о сближении систем классификации изобретений. Первый вариант Международной классификации изобретений (МКИ) утвержден в 1954 г. С 1955 г. новая классификация стала применяться в Бельгии, с 1956 г. - во Франции, с 1957 г. - в Италии, несколько позже - в Австрии, Бразилии, Великобритании, Греции, Дании, Нидерландах, Норвегии, США, Финляндии, ФРГ, Японии и других странах. В 1970 г. была введена в СССР как основная система классификации винаходив.
Официально в соответствии с Страстбургской конвенцией МКИ называется Международной патентной классификации (МПК). Это наименование применяется в настоящее время и в Росии.
Укрупненная система МПК состоит из восьми разделов, 118 классов и 617 подклассов. Расположение классифицируются о ласты осуществляется из восьми разделов, сказывается заглавными буквами латинского алфавита:
А - удовлетворение жизненных потребностей человека;
В - различные технологические процессы;
С - химия и металлургия;
D - текстиль, бумага;
Е - строительство; Горное дело;
F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;
G - физика;
Н - электричество.
Структура классификации отражает сочетание двух основных принципов: тождественности функций и предметно-тематического. Например, в разделе В рассматривается функциональный принцип; ВД и других - предметно-тематический.
Для МПК характерны большое число и дробность рубрик, что позволяет расширить систему для более полного охвата новых областей техники.
Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации, анализ полученных результатов, определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих ришення.
Проведенные исследования и результаты их позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это является основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсив.
Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) показаны на рис. 3.5.
Выбор стратегии осуществляется по каждому направлению, выделенному при постановке мети.
Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли (рис. 3.6).
Согласно этой модели фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель - удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки»), выбирают стратегию отсечения зайвого.
Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ для них неоднозначний.
Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт / рынок (табл. 3.3).
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактори.
Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать нови.
Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу, потому что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управлиння.
При разработке снизу вверх каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе, что позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.
Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.
3.1. Значение и разработка стратегии 3.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок