3.3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политики. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-технического обеспечения социальных программ, программ международного спивробитництва.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих отраслей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политики.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и т.д.), новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.
Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народно-хозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектив.
Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости,
космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий, разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой програми.
Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус Государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой форми.
Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и ин
В России существует более 60 государственных научных центрив.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
Программы отбираются с учетом социально-экономических, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
В России действует более 40 государственных научно-технических программ. Среди них можно выделить как особо важные создания высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов, технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством промышленности, науки и технологий РФ из средств федерального бюджету.
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая програма.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их здийсненню.
Цели федеральных научно-технических программ заключаются в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно - технического и экспортного потенциала Росии.
Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны иметь:
существенной значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
принципиальной новизной и взаимосвязанности программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических досягнень.
В качестве государственного заказчика выступает Министерство промышленности, науки и технологий РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет, отвечающий за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатив.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
. соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечня критических технологий;. значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и тех - ники;
невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
достаточность (полнота и взаимосвязанности) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсив.
Висновки
1. Разработка стратегии включает постановку цели, предоставления фермы, оценку, контроль.
2. Многие идеи возникают вслед за идеей, связанной с нововведенням.
3. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-ринок.
Вопросы для повторення
1. Из каких принципов нужно исходить для достижения цели?
2. Раскройте фазы стратегического планування.
3. Назовите типы инновационных стратегий.
4. Раскройте направления выбора инновационной стратегии.
5. Назовите приоритетные направления исследований и разработок.
3.2. Методы выбора инновационной стратегии Глава 4 Основы управления инновационным проектом