15.1. Экономические методы управления

Экономические методы управления - это совокупность средств и инструментов, которые целенаправленно воздействуют на создание условий для функционирования и развития предпринимательства. Рычаги экономического механизма соответствуют социально-экономической природе предприятия и является одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. В связи с этим особое значение приобретает изучение того нового, что внесено практикой в содержание коммерческого расчета как важного метода хозяйствования. По определению Чумаченко Н.Г., он синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструменты, направленные на сравнение затрат и результатов и обеспечение прибыльности виробництва.
Экономический механизм функционирования и развития предприятий предполагает использование метода коммерческого расчета, исходя из глобальной хозяйственной политики и целей предприятия, в частности в области обеспечения рентабельности производства и сбыта, распределения капиталовложений и расположение производства; финансирования и кредитования, развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала тощо.
Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделений в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности пидприемства.
В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования, расходов виробниитва, финансирования и кредитования. Эта политика направлена на получение устойчивой прибыли, что является конечной целью коммерческого розрахунку.
Выявление внутренних взаимосвязей различных элементов экономического механизма функционирования и развития предприятия предполагает необходимость рассмотрения их в процессе централизованного управления. Это обусловлено тем, что они определяются и устанавливаются на основе политики, которая разработана и осуществлена на высшем уровне управления пидприемством.
По мнению Герчиковой И.Н. 128], особенностью коммерческого расчета в современных условиях является предоставление оперативной самостоятельности отдельным подразделениям предприятия (производственным отделениям, филиалам и дочерним компаниям), и выделение их в центры прибыли. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри предприятия, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Коммерческий и внутрифирменный расчет - это единая система расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед предприятием и его отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на решиизацию целей коммерческого розрахунку.
Планирование является одним из основных рычагов в экономических методах управления. Содержание его, как функции управления, состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, в проявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных завдань.
Таким образом, назначение планирования состоит в том, чтобы заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей, учитывая возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязкой между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые охватывают всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализа и оценки существующих ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость согласованности планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на ринку.
Еще в недалеком прошлом планировать стратегию развития предприятия в Украине было невозможно. Существовала главным образом верхушечная (гос-планивська) координация взаимоотношений предприятий, не подкрепленная экономической заинтересованностью самих производителей. При такой организации работы "согласно приказа" украинские предприятия были связаны по рукам и ногам, лишены самостоятельности, выполняя часто необдуманные решения, принятые зверху.
При переходе к рыночной экономике стала нужной экономическая деятельность нового качества, которая нацелена на прогнозирование и планирование стратегии выхода на ринки.
Прогнозирования экономической ситуации, планирование стратегии развития - продукт не столько интуиции, сколько профессиональных знаний, строгого математического расчета. Планирование и стратегия развития с целью выхода на рынки во многом зависит от целей и ориентации его высшего руководства, его организаторских способностей и интуиции. Многие предприятия стремятся к немедленной прибыли, не уделяя особого внимания долгосрочным перспективам, разработке собственной стратегии развития. Это возможно лишь на очень коротком этапе функционирования пидприемства.
Каждое предприятие, которое стремится захватить свою долю на рынке, планирует свой проектно-производственный процесс так, чтобы товар оставался потенциально новым и конкурентоспособным не только в момент выпуска, но и в момент появления на рынке. Предприятиям, которым удается производить продукцию, которая сохраняет высокие конкурентные свойства и техническую новизну в течение длительного времени, как правило, принадлежит лидерство в производстве. К мировым лидерам производства относятся японские производители компьютеров, американские компании, которые выпускают передовую медицинскую технику, швейцарские часовые фирми.
Примером товаров длительного жизненного цикла, разработанных в Украине и получили мировое признание, является комплекс машин и технология с контактной стыковой зварення методом импульсивного сплавления. Машины, созданные в Институте електрозварення им. Е.А. Патона НАН Украины, не имеют аналогов в мире. Сварные машины К-355 и лицензии на эти установки в течение многих лет активно покупаются иностранными покупателями. Такая же судьба ряда изделий и разработок Института сверхтвердых материалов им. В.Н. Бакуля, а также фильтры очистки промышленных стоков ФПАКМ - продукции Бердичевского машиностроительного заводу.
Методика планирования, которая могла бы позволить любому предприятию выйти на внутренние и мировые рынки, должна быть тщательно отработана для потребностей и возможностей этого предприятия. Эта методика раскрыта в книге Соколенко СИ. "Современные мировые рынки и Украина". Первый из ключевых элементов методики заключается в анализе ситуации, в которой находится предприятие (возможности отрасли, деятельности конкурентов, их технологии, состояние обслуживающих рынков). Второй элемент - анализ внутреннего положения дел предприятий по сравнению с положением дел во всей отрасли промышленности. На этой основе должна разрабатываться возможная стратегия развития каждого отдельного пидприемства.
Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности предприятий. В современных условиях монополистического рынка существенно изменились роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Существенной стороной этих изменений является ограничение сферы действия закона стоимости в результате ослабления роли цены как непосредственного регулятора производства. Повысилось значение других факторов, определяющих уровень цен на конечную продукцию. Их количеству относятся прежде управленческие решения, которые принимаются при реализации функции маркетинга и планирования, согласно наиболее полным учетом потребностей рынка. Это непосредственно связано с ориентацией производственной деятельности предприятия на долгосрочные планы и программы развития, предполагающие необходимость относительно устойчивых рыночных условий, в частности стабильных цин.
Согласно таким требованием, рыночные цены на большинство товаров, обращающихся на мировом рынке, не устанавливаются в результате стихийного ценовой конкуренции, а формируются исходя из согласованной производственной и рыночной политики нескольких ведущих фирм отрасли. В ее рамках предприятия планируют в долгосрочной перспективе политику цен и стараются приспособить предложение товаров к заранее учтенного (прогнозируемого) попиту.
Это достигается регулированием объемов производства, степени загруженности производственных мощностей, новыми капиталовложениями в рамках отдельных компаний и в отрасли в целом, что позволяет сохранить относительную стабильность рыночных цен на конечную продукцию и поддерживать единые цены на однотипных или аналогичную продукцию на мировом ринку.
Процесс ценообразования - явление очень сложное, обусловленное прежде спросом на предложенную рынке продукцию. Рассматривать же ценовую политику предприятия следует только во взаимосвязи с той задачей, которую ставит перед собой предприятие. Можно назвать следующие варианты поведения предприятия на рынке и политики в сфере ценообразования:
обеспечения процесса выживания;
максимизация текущей прибыли;
завоевание лидерства по показателям качества;
завоевание лидерства по показателям части ринку.
Ценовая политика предприятия определяется еще и тем, каков тип рынка, где она реализуеться.
Для предприятия важно заняться подготовкой осмысленной методики расчета цен на продукцию, которая производится, или на ту продукцию, которая только рождается в исследовательских лабораториях. Как правило, методика расчета исходной цены предусматривает следующие этапы:
постановка задачи ценообразования;
определение спроса;
оценка затрат;
анализ цен и товаров конкурентов;
выбор метода ценообразования;
установления конечной цини.
Формирование цены товара проходит под влиянием определенных ограничений. С одной стороны, цена производимого предприятием товара должна дать прибыль, то есть она не должна опускаться ниже определенного допущенного уровня. С другой стороны, слишком высокая цена может негативно влиять на спрос и товар - никто не будет покупать. Главными составляющими, под влиянием которых формируется цена, являются:
себестоимость продукции;
исключительные качества, отличительные особенности, которые привлекают покупателя;
ситуация на рынке, где аналогичный товар предлагается другими предприятиями-конкурентами.
Установление цены регулируется общепринятыми методами.
Разработка и осуществление единой "финансовой политики занимает существенное место в общем механизме управления. Роль финансовой политики в управлении предприятием определяется тем, что она касается всех сторон экономической деятельности - научно-технической, производственной, материально-технического обеспечения, сбыта и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторив.
Методы финансового управления разнообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления, кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и ин.
Хозяйственная деятельность неразрывно связана с финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции с целью получения прибутку.
Направления инвестирования денежных средств могут быть различными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия имеют право приобрести ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь созданных предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут отделить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета. При условии возврата предприятием привлекаются заемные финансовые ресурсы: долгосрочные кредиты банков, средства других предприятий, облигационные займы, источником возврата которых является прибыль пидприемства.
Финансовые ресурсы предприятия направлены на его развитие и формируются за счет: амортизационных отчислений, прибыли, полученной от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности и дополнительных паевых взносов участников обществ; средств, полученных от выпуска облигаций; средств, мобилизованных с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах, долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов).
Обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является самофинансирование. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширении производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих расходах и долгосрочные банковские кредиты, которые используются на капитальные вкладення.
Прибыль как результат предпринимательской деятельности предприятий достигается осмысленным финансовым обеспечением производственного процесса, разработкой направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капиталу.
В условиях становления рыночных отношений государство переходит к экономическим методам управления, среди которых одним из наиболее действенных являются налоги. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности предпринимателей, росту производства, повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы; обеспечивать формирование бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения ею своих функций.
Совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды составляет систему налогообложения. В Украине установление и отмена налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды или льгот ее плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины и местными Советами народных депутатов. Государственные налоговые инспекции ведут учет налогоплательщиков, банки и кредитные учреждения открывают счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, который подтверждает взятие их на учет в государственной налоговой инспекции и в трехдневный срок сообщают об этом налоговую инспекцию.
Объектом налогообложения является доход (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость некоторых товаров, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических осиб.
В настоящее время в Украине налоговая система охватывает общегосударственные, местные, прямые и косвенные налоги и сборы. Большинство налогов оплачивается в форме авансовых платежив.
Положительный эффект действия системы налогообложения на предприятии возможен, когда придерживаться ряда условий:
возложен на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, таким, который может препятствовать их источникам финансирования для расширения и технического перевооружения производства;
количество взимаемых налогов должна быть оптимальной, а порядок их исчисления - простым и понятным каждому плательщику;
необходима согласованность налогов без их дублирования друг другом, а также стабильность ставки и порядка уплаты налогов на длительное время;
система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и в то же время - гибкой. С помощью налоговых льгот необходимо создавать преимущественные условия развития таких предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество. Как видно из практики, в Украине ни одна из этих условий не выполняется. Отсутствие нужных бюджетных ресурсов, невозможность переноса сроков из-за наличия непокрытых расходов заставили строить украинское налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов.
Глава 15. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ трудового коллектива 15.2. Организационно-распорядительные методы управления