9.5. Технологии производства интеллектуального продукта
Среди технологий производства интеллектуального продукта выделяют информационные и социальные технологии, технологии туризма и зрелищ, технологии исследований и проектуванняния, креативные технологии и технологии познания (самопознание), технологии аудита, консалтинга, маркетинга, контроллинга, финансового анализа, слияния и поглощения, лизинга и др. Рассмотрим элементы этих технологий на прикладах.
Информационные технологии являются инструментом решения задач управления организацией. Управленческие структуры, в которых серьезно занимаются тем, чтобы их персонал получал аккуратную, своевременную и полезную информацию на всех уровнях, более успешны, чем те, которые не следят за цим.
Информация в данном случае рассматривается как внутрифирменный ресурс, самостоятельный фактор производства. Исходным материалом информационных технологий является информация как продукт, это тоже информация, но существенно новая по своему содержанию. Технология переработки информации - совокупность методов и способов работы персонала с информацией. Содержание такой работы включает различные операции, в том числе выполняемые с применением различных средств организационной и компьютерной техники. В составе операций - сбор, передача, накопление, обработка, хранение, представление и использование информации.
Технологизации информационных подвергаются все из указанных операций. Информационные технологии должны обеспечивать качество производимого информационного продукта, включая данные, знания, программные средства их обробки.
В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некоторая новая информация, или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы и информационной технологии представляется информационными продуктами и послугами.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. Информационный продукт выступает в виде специфической услуги, когда ее какой-то смысл предоставляется потребителю как товар.
И информационный продукт, и информационная услуга - это информация, некоторое сообщение или предоставление средств для получения информации (например, предоставление в аренду компьютера).
Материальная основа информационного продукта, услуги - послание, носитель информации (экран, бумага, диск и т.д.), предоставление в аренду вычислительных и коммуникационных пристроив.
Информационный продукт, или информационная услуга,-специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или нематериальной форме, предоставляется в пользование потребителю. Информационный продукт воплощает представление производителя (информационная модель) о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт зафиксирован на материальном носии.
К информационным продуктам и услугам относятся:
связь;
Информация - вид информационного продукта, который включает данные, знания, а также программные средства их обработки для познавательных цилей.
На рынке являются следующие виды информации. Деловая информация - биржевая, финансовая, политическая и хозяйственная информация (котировки ценных бумаг, валютные курсы, данные о рыночной ситуации и т.д.), статистическая информация (социальная, демографическая, экологическая и т.д.), коммерческая информация (по компаниям , продуктов, ценами, вакансий и т.п.), управленческие данные и сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные повидомлення.
Информация для специалистов, или профессиональная информация - специальные данные для юристов, врачей, метеорологов и т.д., научно-техническая информация, доступ к першоджерел.
Потребительская информация - новости и литература (информация служб новостей, электронные журналы, справочники, энциклопедии), бытовая и потребительская информация (расписание транспорта, заказ товаров и услуг и т.п.), развлекательная информация (игры, телетекст, видеотекст, объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио).
Услуги образования - компьютерные и некомпьютерные учебники, методические материалы, игры и т.п. для всех форм и степеней освити.
Обеспечивающих информационные системы и средства - программные продукты, технические средства, разработка и сопровождение информационных систем и технологий, научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации в виде баз даних.
Развлечения - вид информационного продукта, который представляет собой результат творческой деятельности людей, предназначенной для обеспечения досуга и получения задоволення.
Основная тенденция в области создания информационных продуктов и услуг - осложнения и интеграция всех видов информационных продукта и услуг, слияние информации и средств розваги.
Сопоставление основных компонентов материальных и информационных технологий для сравнения их сходств приведены в табл. 9.2.
Информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах. Объем автоматизации и тип и характер использования технических средств зависят от характера конкретной технологии.
Автоматизация - замена деятельности человека работой машин и механизмов. Степень автоматизации может изменяться в широких пределах, от систем, в которых процесс управления полностью осуществляется человеком, до таких, где он реализуется автоматично.
Автоматизация управления, а значит, и автоматизация технологий необходимы в следующих случаях:
физиологические и психологические возможности человека для управления данным процессом недостаточны;
система управления находится в среде, опасной для жизни человека;
участие в управлении процессом требует от него очень высокой квалификации;
процесс, которым надо управлять, переживает критическую или аварийную ситуацию.
Автоматизированная информационная технология предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это программные средства и организационно-методическое обеспечение, согласовывает действия персонала и технических средств в единый технологический процесс).
Новая информационная технология (компьютерная информационная технология) - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Инструментарием новой информационной технологии является один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем мети.
При покупке информационных продуктов большинство покупателей руководствуются качественными критериями и инструкцией. Основные характеристики новых информационных технологий приведены в табл. 9.3Г
Таким образом, базовыми компонентами современных информационных технологий являются:
технологические средства, чаще компьютеры;
коммуникационная техника;
средства организационной техники;
программное обеспечение;
организационно-методические материалы;
персонал, объединенный в технологический ланцюжок.
Целью любой информационной технологии является получение нужной информации требуемого качества на заданном носителе. При этом существует ограниченная возможность по обработке данных, трудоемкости процессов преобразования информационных ресурсов, передачи информационного продукта (услуг). Сравнительная характеристика информационных продуктов и услуг приведен в табл. 9.4.
Социальные технологии (СТ) - уникальный ресурс повышения эффективности управленческой деятельности творческого процесса. Особенно их использование результативно при управлении людьми, персоналом фирмы или ее структурного пидроздилу.
Разработка социальных технологий значительно отстает от запросов практики и требует основательного дослидження.
Упорядочение организационных структур в процессе применения социальных технологий, «инструментализации» норм не только не противоречат дальнейшего развертывания демокра
тии, становлению гражданского общества, принятия альтернативных решений, но, напротив, является их необходимым условием, позволяющим привести в движение настоящие резервы гласности и учета потребностей и интересов людей.
Локальные исследования на отдельных предприятиях России в советский период показывали, что внедрение социальных технологий, направленных прежде всего на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, увеличивает производство продукции на 25-30%, а при реализации. отдельных социальных и социально-психологических резервов - на 40-60%. Стало очевидным, например, что приоритет Японии во многих отраслях промышленности был достигнут за счет комплексного изучения личности и коллективной организации праци.
Анализ показывает, что сущность социальных технологий может быть раскрыта через понятие «цель», «социальные связи», «человеческие ресурсы», «социальные признаки», «операции», «процедуры» и в целом охарактеризована как система выявления, раскрытия и использования потенциалов социальной системы (хозяйственной организации) с целью ее оптимального функционирования с учетом интересов "и потребностей большинства работников с помощью совокупности методов, приемов, средств социального впливу.
Технологизация социального управления позволяет решить следующие задачи:
зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса;
обеспечить стандартизацию процесса управления за счет сокращения количества операций, снижения затрат на подготовку персонала;
найти оптимальные формы объединения действий заказчиков и исполнителей;
сократить время на выполнение отдельных задач;
четко определить пределы действия каждого исполнителя;
использовать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сократить число спонтанных и ошибочных действий;
создавать постоянные информационные потоки;
по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивать сложность и развивать их по мере возможностей субъекта управления ;
измерить и определить алгоритмы социальных действий, создают устойчивость и ценности;
повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия привлечения людей к социальному управлиння.
Наряду с позитивными последствиями, непродуманная практика использования СТ может вызвать негативные изменения:
увеличение консерватизма мышления, укреплению стереотипов в поведении и управлении;
• противостояния новым, творческих идей, решений и др.
Поэтому необходимо обновление процедур, дозволяе
концентрировать в них накапливаются новый опыт, идеи и современные достижения научной мысли. Отсюда СТ следует понимать не столько как жесткую регламентацию в организации и развитии социальной системы (фирмы), сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию в сторону прогресу.
СТ должны иметь такие свойства, как простота, гибкость, надежность, экономичность, удобство освоения, привлекательность цели, гармоничность. Процесс технологизации в социальной сфере фирмы, акционерного общества и т.п. проходит три этапа - от познавательного восприятия, инициативного и экспериментального поиска до системного использования ресурсов. Разработка, конструирование СТ предусматривает несколько уровней (фаз).
Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации, расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей.
Методическое - характеризуется выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.
Процедурный - нацелен на организацию практической деятельности по разработке СТ.
Реализация СТ включает ряд процедур, каждая из которых - совокупность конкретных операций:
диагностика реального состояния хозяйственной системы (фирмы), выявление болевых точек, уточнения социальных связей, целей и задач;
разработка возможных вариантов достижения цели, анализ альтернатив;
выбор решения на основе использования деловых игр, построения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведения социального эксперимента и др.; Module . определение оптимально необходимых операций, обеспечивающих социального регулирования процесса;
подготовка сценария действия и его утверждения, определения форм взаимодействия объекта и субъекта технологизации;
составление сметы расходов (экономических, технологических,
трудовых)
определение потребности в правовом, политическом обеспечение каждого из этапов разработки и освоения СТ;
организация информационного обеспечения;
контроль за ходом реализации программы технологизации, формы и методы диагностики на промежуточных этапах ее освоения, оценка эффективности применения социальных технологий.
Механизм внедрения и оценки СТ состоит из организации работы исполнителей (согласно объему, определенному в проекте СТ) координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); контроля деятельности субъектов управления; социальной диагностики результатов внедрения СТ; анализа процесса технологизации; корректировка целей ; организации информационного обслуживания процесса внедрения и ин
СТ по характеру решаемых задач разделяют (классифицируют) на частные и универсальные, стратегические и текущие (тактические). Опыт разработки и реализации крупных социальных проектов свидетельствует, что наличие в корпорации, фирме своей стратегии при всей сложности и напряженности их хозяйственного развития дает им возможность достигать высокой социальной стабильности и здорового социально-экономического климата в колективи.
Создание стратегических социальных технологий во многом зависит от качества социологического исследования, которое имеет целью не только выявить социальные, экономические закономерности в контексте исторического времени, но и разложить действуют в его процессах социальные, политические и экономические силы, субъекты на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты. Объектом анализа в таком исследовании является общество в целом, особенно его процессы, имеющие организационно- управленческую специфику.
В общественной (социальной) практике сложились два типа управляющего воздействия - саморегулируется, состоящий из аппарата генетического наследования, обычаев, тради
этой, норм морали, религиозных верований и т.п. и сознательной деятельности институтов управления. Второй тип управляющего воздействия на социально-экономические системы через различные технологии больше действий, эффективный и надежный. Признаки технологизации:
разграничения, распределение, расчленение социального процесса на этапы, фазы, операции;
координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата; Module . однозначность выполнения процедур и операций.
Технологизация возможна при следующих условиях. Управляемый объект должен иметь определенную степень сложности: известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования. Субъекту управления (менеджеру) необходимо обладать соответствующими способностями, чтобы формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедур, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и иной характер СТ, чьи особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки (личности) организации на ее разработку и впровадження.
технологизации склонен и сам процесс познания. В докладе «Пополнение и синтез знаний« профессор МГУ, д-р техн. наук Д. Б. Юдин рассматривает вопрос технологической поддержки творческих процессов. Представляется, что синтез логики интуиции - перспективный подход к математической и технологической поддержки выбора решений в сложных проблемных областях. Технической основой такого синтеза могут быть элементы имитации логических и эмоциональных реакций человека в решении задач выбора, осуществляемых с помощью компьютера. Исходя из понятий логики интуиции, их роли в творческих процессах, реализуемых в сознании человека на интеллектуальном (логическом) и эмоциональном (интуитивном) уровнях, делается попытка объяснить гипотетическую технологию взаимодействия исходных активностей познания с его результатом. По сути это попытка объединить два подхода к познанию мира - формально-математического и эволюционно-генетического.
оретична основа работы в данном направлении - труды ученых-естественников, философов, нейрофизиологов, искусствоведов, науковеды (Фрейд, Пуанкаре, Гедель,
Гаусс, Пойа, Павлов, Балли, Маслов, Симонов, Ротенберг, Пав-люк, Робинсон и др.).
Классификация элементов технологии познания как творческого процесса приведена на рис. 9.2.
Творить - значит решать математические проблемы, познавать закономерности природы и живого мира, создавать симфонии, художественные полотна и поэмы, которые утверждают глубокие идеи, разрабатывать
9.4. Технологии производства энергетического продукта (2 часть) | 9.6. Технологизация и эффективность |