17.3. Модель процесса конфликта и его функциональные последствия

Существование одного или нескольких источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако даже при наличии или возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и в дальнейшем обострять ситуацию (рис 17.3).
Иногда люди понимают, что потенциальные выгоды от участия в конфликте недостойны витрат.
Но все же во многих случаях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Человек может пытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как побуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, убеждения или участь.
Функциональные последствия конфликта. Один из них заключается в том, что проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут более ощущать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
Второй функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, которые могут перерасти в конфликт.
Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям их керивникив.
Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию, симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оцинки.
Через конфликт члены группы могут обсудить возможные проблемы в исполнении е до того, как решение начнет виконуватися.
Дисфункциональные последствия конфликту.
Если не найти эффективного средства управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению цели:
Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и спад продуктивности.
Меньшая степень сотрудничества в майбутньому.
Сильная преданность своей группе и большая непродуктивная конкуренция с другими группами организации.
Представление о другой стороне как о "враге", представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны - как о негативну.
Уменьшения взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
Усиление вражды между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и спилкування.
Перенос акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.
17.2. Виды организационных конфликтов 17.4. Функции конфликтов и формы их преодоления