9.1.4. Анализ конкурентоспособности банка по расчетно -кассовому обслуживанию клиентов
В условиях конкуренции и возможностей клиента по выбору обслуживающего банка, конкурентоспособность расчетно-кассовых услуг, которые банк предоставляет клиентам, имеет большое значение для расширения его клиентской бази.Анализ конкурентоспособности услуг банка включает следующие этапы:
1) определение рынка банка, включающий географическую зону, клиентов, идентификацию банков-конкурентов;
2) определение показателей конкурентоспособности расчетно-кассового обслуживания;
3) сравнительный анализ показателей конкурентоспособности банка с показателями банков-конкурентов;.
4) выводы относительно направлений повышения конкурентоспособности банка на рынке расчетных и кассовых послуг.
Анализ участка рынка банка осуществляется в составе маркетингового исследования.
Показатели конкурентоспособности банковских услуг являются типичными для рынка услуг, но должны учитывать особенности банковской дияльности.
Анализ конкурентоспособности расчетно-кассовых услуг осуществляется по следующим показателям:
• наличие развитой сети структурных подразделений, предоставляющих расчетные и кассовые услуги (количество и типы)
• количество банкоматов;
• количество торговых (банковских) терминалов и других электронных устройств;
• удобство расположения;
• количество импринтеров;
• услуги, которые предоставляет банк, по сравнению с особенностями и характеристиками услуг банков-конкурентов;
• наличие свободного входа к месту совершения операции;
• удобство места проведения операции для клиента;
• уровень конфиденциальности операции;
• продолжительность предоставления услуги;
• продолжительность операционного времени банка;
• регламент обмена информацией по каналам связи при электронной форме расчетных документов;
• возможность филиала по предоставлению всего перечня услуг, которые предоставляет главный банк;
• своевременность осуществления переводов;
• количество случаев и сумма пени за превышение нормативного срока прохождения платежей;
• срок заказа для снятия со счета наличных средств;
• уровень тарифов на услуги относительно уровня тарифов банков-конкурентов;
• размер платы банком клиенту за временное пользование остатком средств на его текущем счете;
• периодичность уплаты банком клиенту процентов за пользование остатком средств на его текущем счете;
• размер пени, которую клиент платит банку в случае несвоевременного уведомления банка о фактах ошибочного зачисления средств на счет и / или несвоевременного их возвращения;
• размер пени, которую клиент платит банку в случае несвоевременной оплаты услуг банка;
• наличие технических средств связи для получения информации о состоянии счета;
• возможность проведения электронных банковских операций.
Анализ конкурентоспособности расчетно-кассовых услуг осуществляется отдельно для оптового и розничного рынка в связи с различными условиями предоставления услуг, различными критериями оценки качества услуг юридическими и физическими лицами, разной степенью открытости информации на этих сегментах.