24.1. Руководство и управление

Одна из важнейших проблем современного бизнеса - вопрос руководства. Концепция лидерства помещают и рассматривает вопросы организации изменений. Во всех исследованиях, касающихся этой темы выделяют три аспекта: люди, влияние и цель. Руководитель всегда так или иначе имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние, для того, чтобы побудить их к определенным поступкам. И все это направлено на достижение организационных целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, они осуществляются ради определенной мети.
Так руководство - это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководство (в бизнесе)-это способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организациею.
Прежде всего руководство следует рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Управлять можно научиться, в потенциале это дано каждому. Вторым элементом руководства является непосредственное влияние на учеников, подчиненных, друзей тощо.
Третий элемент руководства - обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будугь направлены совместные зусилля.
Результаты руководства изначально заложены в системе его осуществления. Результат руководства - производная от качества его виконання.
Лидерство (руководство) - это способность индивида для достижения некоторых целей влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение некоторых завдань.
Лидерство - двусторонний процесс, шопротикае людьми. Руководство - это "работа с людьми", в отличие от административной бумажной работы или действия для решения проблем. Руководство динамичное и включает в себя использование личных полномочий и прав.
В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент, и лидерство одинаково важны для организаций. Так как право управлять вытекает из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядка и решению проблем внутри организации. С другой стороны, право лидерства вытекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности и способствует развитию видение перспектив, креативности и изменений в организации. На рис. 24.1 перечислены различные качества, которые присущи руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, что некоторые индивиды обладают и теми и другими [37, с.267].
Одно из главных отличий между руководителем и менеджером относится к источникам их власти, а соответственно уровня подчинения сотрудников. Власть - это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть - это основной имеющийся в распоряжении руководителя ресурс, который позволяет изменять поведение сотрудников. Как правило, в учреждениях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенция) и референтное право. Иногда источником власти является должность, которую занимает менеджер в организации, в других случаях - личные качества лидера.
Центральной фигурой в системе менеджмента любой организации есть менеджер - руководитель, который управляет собственно организацией (предприятием), каким-то конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой тощо.
Несмотря на то, что руководство - существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными менеджерами. Об эффективности лидера можно судить потому, в какой мере он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.
Есть разница между управлением и лидерством. Управления определяют как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, - является процессом, посредством которого одно и то же лицо оказывает влияние на членов групи.
Управляющий становится во главе организации в результате намерены действия формальной организации - делегирования полномочий. Лидерами становятся не по инициативе организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без всякой привязки к его формальной должности в иерархии.
Руководитель организации - человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Американский исследователь Роберт Блейк и Джейн Моутон подчеркивают, что сильное и эффективное руководство способствует созданию атмосферы участия и коллективной поддержки целей деятельности организации, в которой ее члены получают стимул в устранении препятствий и достижении максимальных результатов. Итак, основой эффективного руководства является умело построены взаимоотношения с пидлеглими.
Для обеспечения эффективного руководства следует учитывать следующие шесть элементов:
инициативность;
информированность;
защиту своего мнения;
принятия решений;
решение конфликтных ситуаций;
критический анализ.
Ни один из рассмотренных элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого иншого.
Известный украинский экономист Валерий Терешенко подчеркивал, что задача руководителя - дирижировать, подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру предприятия, выбрать общее направление его деятельности, координировать всю работу, бороться с непроизводительными затратами часу.
Следует выделить еще одну из важнейших задач - учиться интенсивно работать, улучшать качество роботи.
Основе руководства лежат такие категории менеджмента, яклидерство, влияние и влада.
Лидерство - это способность влиять на отдельные лица и группы работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации.
Влияние - это любое поведение одного индивидуума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивидуума.
Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другую, могут быть разными: от просьбы к погроз.
Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять владу.
Власть - это возможность влиять на поведение других людей.
Необходимость власти в управлинни.
В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своего цепи команд, так и лоза ним.
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение влади.
Руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, потому что никто не будет полностью подчиняться приказам только потому, что он или она керивник.
В разных предприятиях организации руководитель зависит от своего непосредственного руководства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Это зависит от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, что является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только ощущения. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации. Власть и влияние-инструмент лидерства, фактически единственные средства, которые есть в распоряжении руководителя для решения подобных ситуаций. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Многим людям кажется, что, имея власть, нельзя навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако следует признать, что влияние и власть одинаково зависят от личности, на которую воздействуют, а также от ситуации и способности керивника.
Не существует реальной абсолютной власти, поскольку никто не может влиять на всех людей и во всех ситуациях.
Власти пидлеглих.
Конечно, руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и инши.
Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как получение информации, необходимой для принятия решения, неформальные контакты с людьми других предприятий, влияние на своих коллег и способность подчиненных выполнять завдання.
Научные исследования подтвердили, что подчиненные также обладают властью. Руководитель должен осознать, что когда подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в определенном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к ненужной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывая у подчиненных чувство обездолености.
Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую владу.
Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, и он никогда не будет проявлять свою власть в принудительном порядку.
По психологическим критериям определяется потенциальная способность к лидерству и руководству. Однако в практике деловых отношений психические качества руководителя дополняются приобретенным опытом, определенными управленческими умениями, методами и приемами, которые реализуются на практици.
Феномен успешного руководства заключается в своеобразии сочетания и "взаимодействия" двух главных факторов - врожденных задатков и приобретенного опыта особистости.
Врожденные задатки - это первооснова психических качеств, которые. в свою очередь, бывают двойственного характера:
психические качества, которые не или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенности ощущения и т.п.);
психические качества, которые подвергаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельнисть, удовлетворительная память, внимание и др.)..
Совершенствуются психические качества под влиянием опыта, который приобретает человек в процессе жизни и дияльности.
Важными составляющими приобретенного опыта является "управленческие умения" и "ориентированность на социальную конъюнктуру".
К основным управленческих умений обычно относят умение принять правильное и своевременное решение, поставить задачи, распределить функции, проконтролировать выполнение тощо.
Ориентированность на социальную конъюнктуру - это умение сравнивать интересы и задачи своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду тощо.
Все вышеперечисленное имеет место при любом процессе руководства. Но вариантность, акценты, соотношение в процессе управления будут разными у каждого руководителя, что и составляет стиль руководства.
Раздел 24. РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ 24.2. Власть и ответственность