1.2. Сущность понятий « инновация» , «новшество» , «новация»

Как отечественной, так и мировой литературе свойственна многогранность взглядов на сущность понятия «инновация». И это неудивительно, так как заметил известный американский футуролог Элвин Тоффлер, среди проблем, с которыми сталкивается бизнес, нет более важной и сложной, чем проблема нововведений [130].
Как уже отмечалось, несмотря на значительное накопление эмпирических знаний и теоретических концепций, еще отсутствует обобщающая теория с инноватики, существуют разногласия по ряду важных методологических вопросов, толкование основных категорий, о чем свидетельствует специальная литература. Западные исследователи (Б. Санто, В. Д. Хартман, Б. Твисс, Г. Перлаки, Е. Мэнсфилд, Р. Фостер, Й. Шумпетер, П. Друкер и др.). Трактуют категории инноватики зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность производственных, технических и коммерческих мероприятий, которые ведут к появлению на рынке новых и усовершенствованных промышленных процессов и оборудования [2].
По мнению известного американского ученого в области управления наукой и техникой Б. Твисса, нововведение - процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. «Это единственный в своем роде процесс, - пишет Б. Твисс, - что объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление »[И26]. Немецкий специалист Ф. Хаберланда убежден, что «нововведение охватывает научно-технические, технологические, экономические и организационные изменения, которые возникают в процессе воспроизведения. Его основными характеристиками являются: качественная новизна изделий, способов производства и технологий по сравнению с предыдущими, темпы реализации, динамика цикла нововведений, экономическая эффективность, социальные последствия ».
По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий и дает прибыль (в случае, когда инновация ориентирована на экономическую выгоду), ее появление на рынке может принести дополнительный доход [115].
И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, созданную предпринимательским духом. Именно И. Шумпетером впервые был введен в научный лексикон термин «инновация», что в буквальном переводе означает «воплощение научного открытия, технического изобретения в новой технологии или новом виде изделия». Кроме того, инновация рассматривалась И. Шумпетером как новая функция производства, «новая ее комбинация» [154].
К. Найт - известный специалист в области инноватики - дает такое определение: «Нововведение - это внедрение чего-либо нового относительно организации или ее непосредственного окружения» и рассматривает нововведения «как особый случай процесса изменений в организации» [2].
X. Барнет признает нововведением любую идею, деятельность или вещественный результат, отличающихся по своим качественным признакам от существующих форм [55].
Ряд американских исследователей под нововведением понимают процессы возникновения, развития, распространения и изменения научно-технических новаций в различных сферах человеческой деятельности. Так, по мнению П. Друкера, главной чертой нововведения является его влияние на образ жизни людей. С этой точки зрения новшества не обязательно должны быть техническими или вещественными, причем социальные нововведения оказываются более значимыми по силе своего воздействия по сравнению с внедрением локомотивов или телеграфов. В частности, система продажи товаров в кредит вызвала настоящий экономический переворот, это социальное нововведение превратило экономику предложения в экономику спроса независимо от эффективности экономики. На взгляд П. Друкера, больницы в современном виде - это социальная инновация эпохи Возрождения XIX в., Который сделал для здравоохранения больше, чем многие достижения в медицинской науке [33].
А. Т. Кругликов под нововведением понимает впервые создан 1 использован конкретное средство или способ деятельности, который удовлетворяет общественные потребности, дает реальный эффект в соответствующих сферах человеческой деятельности и в котором нашло практическое использование или воплотилось новое знание в виде научного открытия или технического изобретения. Каждую новацию следует рассматривать как некое целое, неделимое, однородное и тождественно самому себе в течение всего жизненного цикла нововведения [63].
Эту точку зрения разделяет Е. Мэнсфилд. Он утверждает, что когда изобретение начинает использоваться, он становится научно-технической новацией [2].
Четкое разграничение понятий «новшество» и «новация» дает П. Лелон: новация - это «новый вид продукции, метод, технология», а нововведение - это «внедрение новации в экономический производственный цикл» [145].
В научных исследованиях отечественных экономистов преобладает мнение, что «инновация представляет собой технико-экономический процесс, который благодаря практическому использованию продуктов умственного труда - идей и изобретений, приводит к созданию лучших по свойствам новых видов продукции и новых технологий», а «нововведение - это процесс доведение научной идеи до технического изобретения, до стадии практического использования, приносящей доход »[1].
В табл. 1.1 приведены определения понятий «новшество» и «инновация», которые случаются найчастише.
Анализ приведенных определений показывает, что под термином «нововведение» («инновация») одни авторы понимают объекты внедрения, другие - процесс, ведущий к появлению чего-то нового - новации.
Современная методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана группа из показателей науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» (1963 г.) - «Предложенная стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок ». Этот документ получил такое название в связи с тем, что его первая версия методических рекомендаций была принята в городе Фраскати (Италия).
Положение периодически уточняется, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях в организации научно-исследовательских разработок. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 г., в ней определены основные понятия, касающиеся научных исследований и разработок, их состав и межи.
Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 p., И называется «Руководство Осло». Согласно этим международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [122, с. ЗО-31]. Необходимым признаком инновации являются научно-техническая новизна и производственная ее використання.
Инновации - это конечный метод, принцип, новый порядок, изобретение, новый продукт, процесс, качественно отличный от предшествующего аналога, является результатом интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок. Мир новаций чрезвычайно велик и не сводится только к технике и технологии. Термин «новация» употребляется относительно всех новостей как в производственной, так и в организационной, финансовой, научной, учебной, социальной сферах, по любым усовершенствований, которые обеспечивают уменьшение затрат или создающих условия для изменения способа життя.
Большинство новаций реализуется в сфере экономики, обеспечивая решение задач экономического роста, конкурентоспособности не только предприятия, но и страны в целом. Немало новаций, своевременно не внедренных, морально устаревают, теряют новизну и свою коммерческую привабливисть.
Новация с момента внедрения в производство, быт, другие сферы деятельности становится нововведением (инновацией). Английское слово innovation в переводе означает новшества и распространение новинок.
Нововведение - это результат практического освоения новации, задействованной в динамике, эффективность которой оценивается не только экономическим, но и социальным ефектом.
Термином «инновация» обозначаются все нововведения в производственной, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой и других сферах, любые изменения и усовершенствования, обеспечивающие общественный прогресс, экономию затрат, повышения уровня эффективности, рентабельности виробництва.
Согласно классическому определению [154] инновация - это не просто нововведения, а новая функция производства, «новая комбинация». Она означает другое качество производства и управления и рассматривается в динамике как процес.
Пример. В 1954 г. под руководством И. В. Курчатова была создана первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВт, что в 167 раз меньше, чем мощность Днепрогэса-2, но при этом был реализован новый метод использования энергии атома. Инновация стала нововведенням.
Нововведение - это комплексный процесс, который объединяет создание, разработку, доведение до коммерческого использования и распространения новации, удовлетворяет определенную потребность, приносит доход и вызывает технико-экономические и другие изменения в социальном середовищи.
Нововведение создает стоимость и материальные ценности, опираясь на определенные изменения в любой отрасли - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или геополитики, формирует новый спрос и новые рынки. Нововведение способствует перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибутку.
По мнению А. И. Пригожина [104], именно нововведения является своеобразной «клеткой» развития целенаправленных изменений. В условиях ускоренного общественного развития нововведения в различных сферах жизни (технике, экономике, управлении, культуре) становятся все более частыми и непрерывными. Тенденция к росту нововведений тесно связана с развитием наукоемких производств, в создании которых важны человеческие ресурсы, знания, навыки, ноу-хау.
Не все изменения являются новшествами, а только те, которые вносят в среду новые элементы. Как уже отмечалось, они могут быть социальные, духовные и материальные, каждая из которых является новацией, т.е. предметом нововведения, будь то станок, устройство, форма отчета, искусство, сырье или система управления. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Главной чертой нововведения является его влияние на образ жизни людей, стиль поведения, мировоззрение, т.е. змини.
Процесс введения новаций на рынок принято называть процессом коммерциализации. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, которая превращает ее в источник дохода. Наличие спроса на инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, что является результатом инновационной деятельности. Инновация - это материализованный результат научно-технической дияльности.
Изобретение - это новое техническое решение конкретной задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции или изменяет условия труда. Изобретение определяется новыми технологическими возможностями, решением конкретных производственных проблем. Изобретение - это новые приборы, механизмы, инструменты, оборудование, методы, процессы, материалы, сплавы и т.д.. Например, изобретение автомобильного двигателя с повышенной степенью сжатия газов, что позволяет снизить расход топлива на одну пятую, причем выхлоп углекислоты уменьшается в 10 раз, значительно снижается уровень шума. Если изобретение воплощается в производство, то он становится инновацией, нововведенням.
Открытие - установление неизвестных ранее объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира, способствующие накоплению теоретических знаний. По мнению П. Друкера, научное открытие может быть измерено тем, что оно придает к познанию явлений природы [33].
Например, относительная теория радиоактивности и планетарная модель атома английского физика Э. Резерфорда; основополагающие теории конденсированной материи, особенно жидкого гелия, открытые советским физиком Л. Ландау; космические информационные системы и т.д.. Существует разница между изобретением, открытием и нововведениям:
1) открытие осуществляется на фундаментальном уровне, нововведения на его основе создается на прикладном уровне;
2) открытие или изобретение могут быть сделаны ученым, изобретение-ником-одиночкой, а новшества разрабатывается и внедряется коллективно;
3) открытие осуществляется не ради получения выгод, тогда как нововведения внедряется с целью получения прибыли или иной выгоды организации;
4) открытие или изобретение могут быть случайными, нововведения является результатом целенаправленного разработки проекта, то есть нововведения случайно не происходит, необходима четкая последовательность действий и технико-экономическое обоснование. Однако, согласно теории Й. Шумпетера, именно инновация становится истоком развития и прибыли организации (предприятия), как и общества в цилому.
Для определения значения определенного инновационного продукта, выявление степени его влияния на эффективность производства, на изменения в развитии общества, а также для сравнительной качественной и количественной оценки нововведений важное значение имеет их классификация. Существуют различные взгляды на классификацию инноваций, в зависимости от признаков и критериев, которые берутся за основу типологии1. Одним из важных признаков является уровень новизны в инновации. Этот уровень показывает знания, воплощенные в нововведении. Существует общепринятая точка зрения о два уровня новизны. Первый - это нововведение (инновации) на базе новых знаний, созданных на основе познания новых законов и закономерностей. Это базисные (радикальные) нововведения. Они в корне могут изменить различные виды деятельности общества (например изобретение двигателя внутреннего сгорания, электроэнергетика, электроника и т. д.).
Базисные нововведения требуют проведения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для выполнения значительного объема прикладных НИОКР. Ввод базисных инноваций требует перестройки целого ряда смежных производств, внедрение новых методов организации производственного процесса, организации труда, структуры управления, они меняют виды деятельности и жизни общества в целом. Например, развитие железнодорожного транспорта, авиации, космонавтики, электроники и т. ин.
Классификация инноваций подробно рассмотрена в соответствующем параграфе посибника.
Второй уровень - это нововведение, которые созданы на базе уже существующих знаний и известных законов и принципов. Они называются улучшающими нововведениями и нацелены на совершенствование уже существующих продуктов и технологий.
Например, всем известная утюг. В течение многих веков непрерывно совершенствуются ее конструкция, дизайн, форма, но принципы не меняются. Подошву утюга когда-то грели на плите, впоследствии она разогревалась древесным углем, а теперь - электрическим елементом.
Улучшающие инновации способствуют развитию новых поколений уже известных товаров с улучшенными качественными характеристиками или известных продуктов с качественно новыми свойствами. Например, совершенствование качественных характеристик персонального компьютера - это увеличение объемов памяти, скорости и т.д.-то есть создание новой модели компьютера. Как свидетельствуют дослидження1, только за период 1985 - 1989 pp. количество новых товаров этой категории увеличилось на 60%, ежегодно на рынок США выбрасывается более 12 тыс. новинок.
1. Основные понятия и сущность теории инноватики 1.3. «Жизненный цикл » инноваций