1.3. «Жизненный цикл » инноваций

В инноватици используется понятие «жизненный цикл», что означает стадийность процесса, единство его начала и кинця.
Жизненный цикл - это период от зарождения идеи до разработки, создания, распространения, использования и утилизации (упадка) продукта. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процес.
Понятие «жизненный цикл» инновации употребляется, как правило, до двух взаимосвязанных процессов. В одном случае - это этапы создания инновации в цепи наука - техника - производство - потребление, в противном - жизненный цикл новшества как продукта или технологии в цикле реализации и удовлетворения попиту.
Жизненный цикл продукта показывает временной интервал, который охватывает несколько фаз развития, каждая из которых отличается особым характером процесу.
Различают полный жизненный цикл продукта и жизненный цикл продукта в сфере производства и споживання.
В практической деятельности часто оперируют понятием жизненного цикла продукции в сфере производства. Этот цикл состоит из нескольких фаз. Первая фаза - исследования и разработка нововведения-продукта. Следует отметить, что эта фаза не всегда заканчивается успешно. Существует большая вероятность неудач, рисков и отсрочки получения результатов. Сначала, когда средства вкладываются в научно-исследовательские и конструкторские разработки, успехи весьма скромны. Это сфера убытков. Заканчивается фаза передачей обработанной документации в виробництво.
Во второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны достигнуть уровня, который обеспечивает безубыточность работы. Результаты - рост производства, доходов. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производства, а в четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продукция выводится из сферы реализации.
Смена стадий жизненного цикла обусловлена определенными закономерностями: всегда максимальный рост прибыли достигается на стадии начала производства за счет монопольно высокой цены на рынке. Цена перекрывает убытки, связанные с разработкой нового продукта. После бесприбыльной реализации (низкие объемы продаж) кривая доходов достигает вверх, опережая объемы продаж. Насыщение рынка приводит к снижению нормы доходности, однако за счет больших объемов продаж доходность остается высокой. В фазе зрелости резко возрастает конкуренция, поскольку происходит диффузия (распространение) нововведения, спрос падает, начинается фаза упадка, прибыль стремительно падает до.нуля, после чего продукция выводится из стадии реализации.
В сферах деятельности, ориентированных на интенсивное использование технологии, продолжительность жизненного цикла продукции имеет важное стратегическое значення.
Жизненный цикл технологии изменяется во времени чаще, чем спрос. Например, в течение жизненного цикла спроса на телевизоры изменились две технологии, которые обеспечивали их производство: технология производства электровакуумных ламп изменилась технологии производства транзисторов, а та, в свою очередь, была заменена технологией производства интегральных схем. Изменение технологии, по сравнению с появлением новой продукции, имеет значительно более глубокие последствия, потому угрожает моральным старением всем инвестициям предприятия в предыдущую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонди.
Опыт показывает, что изменение технологии заставляет фирмы отказываться от той сферы деятельности, где они в свое время занимали позиции лидерив.
На рис. 1.1 и 1.2 показаны жизненные циклы инноваций. Если их сравнить, то увидим, что они разные по диапазонам, так рутине-зация (фр. routine - застой, стабильность) нововведение может уже начаться, а новация еще не устарела. К тому же новация может быть спроектирована, изготовлена, а нововведение так и не произошло, потому неизбежно наступает моральное старение продукта, когда появляется новый товар-заменитель или новая технология.
Период между появлением новации и воплощением ее в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Общепризнанно, что процесс перевода новшества в нововведение требует затраты различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Новации формируют рынок новостей, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок чистой конкуренции нововведений, как показано на рис. 1.3 [79, с 160].

Рынок новаций определяется как совокупность объектов интеллектуальной собственности, которая характеризуется целостностью и обладает качеством новизны по сравнению с предыдущими новациями. Основным товаром рынка является продукт интеллектуальной дияльности.
Интеллектуальная собственность - это право автора на изобретение, научную идею, разработку, новое изделие или новую технологию. Интеллектуальная собственность охраняется государством. Механизм защиты предусматривает систему экономических, социальных и правовых методов и средств поддержки инноваций. В современном мире используются три основных типа защиты интеллектуальной собственности: патенты, авторское право, товарный знак.
Патент - это документ, удостоверяющий авторское право на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на его использование. Никто не может использовать изобретение без разрешения (лицензии) патентов власника.
Авторское право - это совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Авторское право принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти. Оно распространяется на любые творческие результаты независимо от формы, назначения и качества интеллектуального продукту.
Рынок новации формируют научно-исследовательские, проектные, научно-технические коллективы, подразделения, лаборатории, отдельные новаторы, ученые. По сути, речь идет о социально-творческий элемент общества, который своей деятельностью создает интеллектуальный продукт, как: открытия, изобретения, оригинальные научно-производственные услуги, полученные в результате их творческих усилий, является основой научно-технического прогресса и развития общества .
Рыночный механизм (спрос, предложения, цены, конкуренция) обслуживает оборот товаров-новаций и является фактором его управлиння.
Рынком чистой конкуренции называют совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих операции с похожими товарами в ситуации, когда ни один из участников не производит большого влияния на уровень текущих цин.
Главное действующее лицо конкурентных отношений на рынке - инновационная фирма. Основным товаром рынка являются продукты интеллектуальной деятельности, научный и научно-технический результат. Конкуренция стимулирует рынок новаций, обеспечивая его формирования. Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителя на доступном сегменте ринку.
Рынок капитала - это сфера обращения капитала, где субъектом выступают, с одной стороны, организации и лица, занятые в научной сфере, а с другой - организации и лица, осуществляющие инвестиции. Инфраструктура рынка капитала должно способствовать прямому финансированию научной деятельности, формированию платежеспособного спроса, системы кредитования, страхования финансового риска, рынка ценных паперив.
Рынок капитала формируют инвестиции. В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочный вклад средств в развитие инновационной бази.
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные инвестиции, потому инновационный процесс, как правило, длится 3-5 лет и более. В специальной литературе приводятся различные варианты классификации инвестиций, инвесторов и инфраструктуры. На рис. 1.4 показан один из них.

Исследования западных экономистов свидетельствует, что более 70% прироста валового национального продукта экономически развитых стран обеспечивается инвестированием инновационных процессов. Так, в 1999 г. европейские компании выделили на развитие информационных технологий 200 млрд дол. По подсчетам экономистов по инвестиционно-брокерской фирмы «Соломон Смит Барни» в результате этих инвестиций рост производительности может добавить в 2003 г. 0,5% до ежегодных темпов прироста ВВП Европейского Союзу1.
Рынок новаций, капиталов и конкуренция создают сферу инновационной деятельности (рис. 1.5).

1.2. Сущность понятий « инновация» , «новшество» , «новация» 1.4. инновационная деятельность