2.5. теория ускорения
В современных условиях развития предпринимательства возникла так называемая теория ускорения, или теория инновационного предпринимательства. Представители данной концепции основываются на теории длинных волн и рассматривают развитие предпринимательства по модели США, которое связано с новаторским рисковым подходом (синдром Силиконовой долины). Надо отметить, что ни одна страна мира не инвестирует так много средств в новейшие информационные технологии, как США: в 2000 г. совокупные расходы на НИОКР составляли 250 млрд долл.., Что превышало расходы на эти цели Японии, Кореи, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Канады вместе узятих1. При этом США ориентируются на пионерной тип инновационного процесса, что означает линию на достижение мирового лидерства в инновациях. Это иллюстрируется большим количеством разработанных в США патентов, ориентацией на процессные инновации, на базе которых в стране очень быстро обновляются старые отрасли хозяйства и возникают новые: производство компьютеров, офисной техники, разработка программного обеспечения, культурологическое продукция (игры, визуальные эффекты и т.д.) , которые развиваются по спирали с двухлетним тактом2. За последние менее пяти лет выросло производство компьютеров и офисной техники более чем на 26%, программного обеспечения почти на 25%. По мнению американских теоретиков, если бы автомобили менялись так быстро, как поколение компьютеров, то мы могли бы сейчас купить «роллс-ройс» дешевле, чем за 3 долл., И он пробегал бы не менее 3 млн миль только на одном галлоне бензина .Биллу Гейтсу нужно было только 10 лет, чтобы начиная с нуля в «Microsoft», стать самым богатым человеком мира. Его доходы оцениваются в 18 млрд дол. Потомки предыдущих империй (Форд, Рокфеллер, Дюпон) получали доходы, которые составляли примерно четверть от доходов Гейтса. Одна из старых империй капитала в свое время не достигла таких успехов за такой короткий период. Теоретики называют это - «синдром Силиконовой долины» («Silikon Vallex Syndrom»), что подтверждает выводы авторов инновационных теорий и, в частности, теории ускорения о связи инновационной деятельности и предпринимательства, о высокой отдаче инвестиций в инновационную сферу [30]. Module . 2.6. Социально-психологическая модель
Социально-психологическая концепция теории нововведений связана с приоритетом человеческих отношений в управлении инновационной деятельностью. Основное место в ней занимают проблемы роли личности, поведения, мотивации, уровень образования, анализ социально-психологических и организационно-социологических факторов. Для этих теорий основным является выделение определенной группы людей как особых носителей инноваций. Представителями этой теории является X. Барнет, Е. Витте, Е. Денисон.
В их исследованиях главное место отводится вопросу о возможности высоких темпов инноваций, решает теория стимуляторов (Е. Витте). Объектом исследования здесь есть препятствия, возникающие при внедрении нововведений. Для их устранения, согласно данной теории, необходимо организовать плодотворную совместную работу «властных стимуляторов» (администрации) и «квалифицированных стимуляторов» (специалистов) - своеобразную творческую группу, где специалисты создают новинки, а администрация - условия для их внедрения и устранения всевозможных препятствий .
Пример [55]. В 1958 г. на одном из заводов японской компании «Сейко» был изготовлен часы размером с грузовик. Это был первый кварцевые часы, в котором широко использовались электронные лампы. Высшее руководство «Сейко» считало, что в будущем использование кристаллов станет важной технологией галузи.
Поэтому в 1959 г. на одном из заводов фирмы была создана проектная группа по разработке кварцевых часов, которые предполагалось использовать на Токийских Олимпийских играх в 1964 р.
В группе работало 10 специалистов с высшим образованием, которые разрабатывали не только часы на кристаллах, но и механизм коррекции часов с радиосигналом точного часу.
Группа работала круглосуточно с большим вдохновением. В помещении, которое граничило с рабочим, была оборудована комната отдыха. Пол был застелен татами, на которых члены группы имели возможность спать, когда поздно заканчивали работу. Они получали все необходимое для работы и отдыха и через два года, в 1961 p., Их усилия увенчались успехом - был создан небольшой по размеру часы, который мог уместиться на долони.
Руководство производственного отдела «Сейко» приняло решение работать над усовершенствованием проекта и создать часы на кристаллах традиционного размера, наделить его противоударным устройством и минимизировать енергоспоживання.
Группа пришла к выводу, что решение этой проблемы возможно и уже в 1969 г. такие часы на кристаллах впервые появился на мировом рынке по цене 2 тыс. дол. В 1970 г. высшее руководство компании приняло решение перейти к серийному производству новых часов, которое началось со следующего года, благодаря чему «Сейко» значительно увеличила долю своей продукции на мировом рынке. Приведенный пример свидетельствует, что успех в разработке нового продукта зависел от поддержки администрации («властных стимуляторов») и энтузиазма и квалификации фахивцив.
Инновации являются движущей силой экономического развития. Они совершенствуют производство и одновременно меняют сферу обращения, ведут к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, прибуткив.
Несмотря на внимание, уделяемое зарубежными учеными различным аспектам инновационной сферы, она требует дальнейших исследований. Как отмечает один из известных американских специалистов Э. Тоффлер, «ни одна из проблем, с которыми сталкивается американский бизнес, не является более важной и менее изученной, чем проблема нововведений». Необходимость изучения закономерностей инновационного развития тем более важна теперь, когда человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития - информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. При этом речь идет не об информации вообще, а прежде всего информацию, которая воплощена в знание законов развития природы и общества, принципов их практического использования.
2.4. Неоклассическая теория нововведений | 3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА |